Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
23
июля
вс
Ночь +18
Утро +19
Бензин в Омске
АИ-9234.25АИ-9538.05
АИ-9840.00ДТ35.60
USD59.00 59.70
EUR68.30 69.60
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

"ВРАГИ" (Цхвирава - Горький). 5:0 в пользу женщин

Главная новость
…Социальная ирония Георгия Цхвиравы, режиссёра-постановщика премьерного спектакля Академического театра драмы "Враги", достигает очередной кульминации в финале.
22.05.2014 16:03 2
Поделиться:

И вот летят на головы зрителей афишки, похожие на листовки-прокламации. А на них – то, что уже звучало в спектакле: "…Россия нежизнеспособна... Люди сбиты с толку, никто не в состоянии точно определить своё место, все бродят, мечтают, говорят... Правительство – кучка каких-то обалдевших людей... злые, глупые, они ничего не понимают, ничего не умеют делать... Из России толку не выйдет никогда!.. Страна анархизма! Органическое отвращение к работе и полная неспособность к порядку... Уважение к законности – отсутствует... Но это естественно! Как возможна законность в стране, где нет законов? Ведь, между нами говоря, наше правительство..."… (Надеюсь, что, цитируя слова А.М. Горького 108-летней давности, я не попаду под статьи X раздела Уголовного Кодекса РФ).

…Шаблонная фраза "Зрители разделились на два лагеря в оценке этого спектакля" на сей раз не будет актуальна. Зрительских "лагерей" образуется с десяток (если не больше). Точно так же как и десятки совершенно разных "критических отзывов" появятся про спектакль (и каждый, не сомневаюсь, будет логичен с точки зрения "угла зрения" пишущего). Георгию Зурабовичу – держать оборону. Впрочем, адвокат у него – замечательный: сам Алексей Максимович. Да и чёткая мысль Григория Заславского не помешает: "Пьесам Горького сегодня хорошо, потому что России – снова плохо".

…Трудно будет "обороняться" от тех, кто зациклится на мысли, что спектакль – о борьбе между "угнетателями" и "пролетариатом" (вариации: правительством и народом, государством и рабочим классом и т.д.). Ещё труднее – от тех, кто считает пьесу "Враги" драматургическим шедевром. Почти невозможно – от апологетов социалистического реализма в литературе и на сцене. И уж совсем невозможно будет спорить с теми, кто уже написал: "Цхвирава создал жёсткий спектакль, обнажающий весь ужас травли революционеров"... Ну а легче всего с теми будет, кто "солидарен" с великим и могучим Гегелем: "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса". Кстати: именно элементы театрального фарса (и опосредованно, и буквально пронизывающие спектакль), вкупе с трагедийной "пролетарской" пьесой Горького, – ярко подчёркивают сегодняшнюю социальную иронию спектакля. Тактичную иронию. Ибо нерв спектакля – остаётся драматичным (равно как и "беспросветное", но прекрасное оформление спектакля художником Эмилем Капелюшем; равно как и просто великолепная "бессолнечная" атмосфера, созданная художником по свету Тарасом Михалевским: морось… дым… дождь…).

…Написанное в заголовке "5:0 в пользу женщин" – это к вопросу о моём (индивидуальном) угле зрения. Жанр спектакля Цхвирава обозначил: "История одного убийства". Между прочим, ещё один социально-иронический посыл – решайте, дескать, сами, зрители-россияне века нынешнего, о каком убийстве идёт речь: убийство хозяина фабрики? убийство России? убийство... женских судеб? Да! В точку! Убийство женских судеб! Для меня и жанр, и смысл увиденных "Врагов" формулируется немножко в "кончаловской" стилистике: "История про то, как провинциальная актриса Татьяна Бардина приехала вместе с мужем к деверю в гости, чтобы отдохнуть, но была вынуждена "примеривать" на себя роль участницы революционных событий".

А так оно и есть в спектакле (и даже мизансцены с участием Татьяны часто выстраиваются как её "взгляд со стороны")! И актриса Екатерина Потапова блистательно это делает! Она действительно как будто примеривает на себя роль средь абсурда и хаоса. И смотрит она на то, что окрест, – не как на жизнь, а как на фальшивый спектакль, и говорит искренне (текст А.М. Горького): "Мне наша жизнь кажется любительским спектаклем. Роли распределены скверно, талантов нет, все играют отвратительно... Пьесу нельзя понять...". И впрямь, – где уж тут понять "заигравшихся" мужчин (не важно – из пролетариев ли они, или из власть имущих)!?

                         "...И лишь веки опять набухают.
                         Слёз умильных уже не сдержать…
                         Тихо, бабы! Мужчины – играют.
                         Не мешайте мужчинам играть!.."

…Жалко их всех. Нет, не мужчин, – женщин. Пять женщин в спектакле. Центр спектакля – они. Пять женских «ипостасей». Пять несчастных судеб. Обречённых. Тем более, что «расхлёбывать» всё содеянное мужчинами – им (как и всегда в России). И на них – главное внимание: на Татьяну, на жён «богатеев» Полину (Ирина Герасимова) и Клеопатру (Анна Ходюн), на юную Надю (Александра Можаева), на эпизодически появляющуюся на сцене «безликую» экономку Аграфену (Татьяна Филоненко). И каждой из актрис – браво!

…Мужики – сквозь морось… Сквозь дым… Сквозь дождь… Сквозь жизнь… Сквозь столетие… И выпивший Яков (Владислав Пузырников) трезво "классифицирует" их, разделяя на три группы: "Одни – всю жизнь работают, другие – копят деньги, а третьи – не хотят работать для хлеба, – это же бессмысленно! – и не могут копить денег – это и глупо, и неловко как-то...". Ах, Алексей Максимович! Ещё четвёртая категория Вами упущена (не предвидена) – "слуги народа"!.. Распределение ролей – "окончательное, обжалованию не подлежит". Все актёрские работы – штучны, интересны, объёмны и даже самодостаточны (ну а ежели кому-то покажется, что некоторым персонажам не хватает "объёма роли", – все апелляции к Горькому).

 

…Социальная ирония Георгия Цхвиравы достигает высшего пика кульминации с появлением на сцене двух дворняг (Джульетта и Джими из омского приюта для собак "Друг"). И особенно остро ты это понимаешь уже после спектакля, когда смотришь на людей, бросающих деньги в стоящий в фойе театра прозрачный ящик для сбора пожертвований на содержание бездомных собак в приюте... Деньги бросают все: и те, кто всю жизнь работает, и те, кто только копит деньги, и те, кто не может их копить… Люди сбиты с толку, никто не в состоянии точно определить своё место, все бродят, мечтают, говорят...

История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса...

____________________________________________________

Спасибо замечательному фотографу Андрею Кудрявцеву          
за фотографии, предоставленные для моего монолога,          
который начал мысленно произноситься           
после премьерного спектакля "Враги",          
когда я возвращался из театра домой          
сквозь морось вечернего Омска.         

Просмотров: 3728
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

22.05.2014
Котяра
Прости! Так неинтересно, что даже по фигу...
05.06.2014
Евгений
Какая глубокая точка зрения на статью))

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Терпеливое русское счастье поэта Сергея Мальгавко

Порой любители поэзии говорят, что и Мальгавко, фотохудожника, журналиста, поэта, родившегося в Омске, занесло в Тару провидение.

1489 просмотров
3
БЦ БЦ "Радуга"

Родители умершей недавно Ани передали дорогостоящее оборудование другому больному ребенку

Спустя несколько дней после смерти дочери родители приняли решение передать циклер и расходные материалы к нему для другого больного ребенка.

3844 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Андрей:

Так там вообще дороги нет, только по обочине еще и можно кое как проехать. Админ...

// Под Омском в кювет опрокинулся автобус с 10-ю пассажирами

Мария:

А из Владивостока еще дороже — минимальная цена 68 719 рублей на человека туда и...

// В Омске самые дорогие в стране авиабилеты до Сочи

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик