Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
4
декабря
вс
Вечер -5
Ночь -8
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.60 64.50
EUR67.80 68.50
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

"ВРАГИ" (Цхвирава - Горький). 5:0 в пользу женщин

Главная новость
…Социальная ирония Георгия Цхвиравы, режиссёра-постановщика премьерного спектакля Академического театра драмы "Враги", достигает очередной кульминации в финале.
22.05.2014 16:03 2
Поделиться:

И вот летят на головы зрителей афишки, похожие на листовки-прокламации. А на них – то, что уже звучало в спектакле: "…Россия нежизнеспособна... Люди сбиты с толку, никто не в состоянии точно определить своё место, все бродят, мечтают, говорят... Правительство – кучка каких-то обалдевших людей... злые, глупые, они ничего не понимают, ничего не умеют делать... Из России толку не выйдет никогда!.. Страна анархизма! Органическое отвращение к работе и полная неспособность к порядку... Уважение к законности – отсутствует... Но это естественно! Как возможна законность в стране, где нет законов? Ведь, между нами говоря, наше правительство..."… (Надеюсь, что, цитируя слова А.М. Горького 108-летней давности, я не попаду под статьи X раздела Уголовного Кодекса РФ).

…Шаблонная фраза "Зрители разделились на два лагеря в оценке этого спектакля" на сей раз не будет актуальна. Зрительских "лагерей" образуется с десяток (если не больше). Точно так же как и десятки совершенно разных "критических отзывов" появятся про спектакль (и каждый, не сомневаюсь, будет логичен с точки зрения "угла зрения" пишущего). Георгию Зурабовичу – держать оборону. Впрочем, адвокат у него – замечательный: сам Алексей Максимович. Да и чёткая мысль Григория Заславского не помешает: "Пьесам Горького сегодня хорошо, потому что России – снова плохо".

…Трудно будет "обороняться" от тех, кто зациклится на мысли, что спектакль – о борьбе между "угнетателями" и "пролетариатом" (вариации: правительством и народом, государством и рабочим классом и т.д.). Ещё труднее – от тех, кто считает пьесу "Враги" драматургическим шедевром. Почти невозможно – от апологетов социалистического реализма в литературе и на сцене. И уж совсем невозможно будет спорить с теми, кто уже написал: "Цхвирава создал жёсткий спектакль, обнажающий весь ужас травли революционеров"... Ну а легче всего с теми будет, кто "солидарен" с великим и могучим Гегелем: "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса". Кстати: именно элементы театрального фарса (и опосредованно, и буквально пронизывающие спектакль), вкупе с трагедийной "пролетарской" пьесой Горького, – ярко подчёркивают сегодняшнюю социальную иронию спектакля. Тактичную иронию. Ибо нерв спектакля – остаётся драматичным (равно как и "беспросветное", но прекрасное оформление спектакля художником Эмилем Капелюшем; равно как и просто великолепная "бессолнечная" атмосфера, созданная художником по свету Тарасом Михалевским: морось… дым… дождь…).

…Написанное в заголовке "5:0 в пользу женщин" – это к вопросу о моём (индивидуальном) угле зрения. Жанр спектакля Цхвирава обозначил: "История одного убийства". Между прочим, ещё один социально-иронический посыл – решайте, дескать, сами, зрители-россияне века нынешнего, о каком убийстве идёт речь: убийство хозяина фабрики? убийство России? убийство... женских судеб? Да! В точку! Убийство женских судеб! Для меня и жанр, и смысл увиденных "Врагов" формулируется немножко в "кончаловской" стилистике: "История про то, как провинциальная актриса Татьяна Бардина приехала вместе с мужем к деверю в гости, чтобы отдохнуть, но была вынуждена "примеривать" на себя роль участницы революционных событий".

А так оно и есть в спектакле (и даже мизансцены с участием Татьяны часто выстраиваются как её "взгляд со стороны")! И актриса Екатерина Потапова блистательно это делает! Она действительно как будто примеривает на себя роль средь абсурда и хаоса. И смотрит она на то, что окрест, – не как на жизнь, а как на фальшивый спектакль, и говорит искренне (текст А.М. Горького): "Мне наша жизнь кажется любительским спектаклем. Роли распределены скверно, талантов нет, все играют отвратительно... Пьесу нельзя понять...". И впрямь, – где уж тут понять "заигравшихся" мужчин (не важно – из пролетариев ли они, или из власть имущих)!?

                         "...И лишь веки опять набухают.
                         Слёз умильных уже не сдержать…
                         Тихо, бабы! Мужчины – играют.
                         Не мешайте мужчинам играть!.."

…Жалко их всех. Нет, не мужчин, – женщин. Пять женщин в спектакле. Центр спектакля – они. Пять женских «ипостасей». Пять несчастных судеб. Обречённых. Тем более, что «расхлёбывать» всё содеянное мужчинами – им (как и всегда в России). И на них – главное внимание: на Татьяну, на жён «богатеев» Полину (Ирина Герасимова) и Клеопатру (Анна Ходюн), на юную Надю (Александра Можаева), на эпизодически появляющуюся на сцене «безликую» экономку Аграфену (Татьяна Филоненко). И каждой из актрис – браво!

…Мужики – сквозь морось… Сквозь дым… Сквозь дождь… Сквозь жизнь… Сквозь столетие… И выпивший Яков (Владислав Пузырников) трезво "классифицирует" их, разделяя на три группы: "Одни – всю жизнь работают, другие – копят деньги, а третьи – не хотят работать для хлеба, – это же бессмысленно! – и не могут копить денег – это и глупо, и неловко как-то...". Ах, Алексей Максимович! Ещё четвёртая категория Вами упущена (не предвидена) – "слуги народа"!.. Распределение ролей – "окончательное, обжалованию не подлежит". Все актёрские работы – штучны, интересны, объёмны и даже самодостаточны (ну а ежели кому-то покажется, что некоторым персонажам не хватает "объёма роли", – все апелляции к Горькому).

 

…Социальная ирония Георгия Цхвиравы достигает высшего пика кульминации с появлением на сцене двух дворняг (Джульетта и Джими из омского приюта для собак "Друг"). И особенно остро ты это понимаешь уже после спектакля, когда смотришь на людей, бросающих деньги в стоящий в фойе театра прозрачный ящик для сбора пожертвований на содержание бездомных собак в приюте... Деньги бросают все: и те, кто всю жизнь работает, и те, кто только копит деньги, и те, кто не может их копить… Люди сбиты с толку, никто не в состоянии точно определить своё место, все бродят, мечтают, говорят...

История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса...

____________________________________________________

Спасибо замечательному фотографу Андрею Кудрявцеву          
за фотографии, предоставленные для моего монолога,          
который начал мысленно произноситься           
после премьерного спектакля "Враги",          
когда я возвращался из театра домой          
сквозь морось вечернего Омска.         

Просмотров: 3490
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

22.05.2014
Котяра
Прости! Так неинтересно, что даже по фигу...
05.06.2014
Евгений
Какая глубокая точка зрения на статью))

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

432 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1175 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик