Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
10
декабря
сб
Утро -17
День -8
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.05  
EUR67.00 67.14
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиНаукаВладимир Гопко

Человек без комплексов

Главная новость
Если ранее философы усматривали причины социальных кризисных явлений в негативных изменениях, происходивших в глубинах человеческой души, то в наши дни кризисы связаны, прежде всего, с измельчанием, а в ряде случаев – даже с полным исчезновением этих самых глубин.
07.04.2014 14:29
Поделиться:

Если ранее философы усматривали причины социальных кризисных явлений в негативных изменениях, происходивших в глубинах человеческой души, то в наши дни кризисы связаны, прежде всего, с измельчанием, а в ряде случаев – даже с полным исчезновением этих самых глубин (речь отнюдь не идёт о современном экономическом кризисе, но скорее о кризисе человеческого в человеке, который — то усиливаясь, то слабея — переживает человечество в ходе всей своей истории); душа некоторых современников предстает некой поверхностью (пусть иногда блестящей), под которой ничего нет. Даже в церковь такие люди приходят, следуя моде, не столько помолиться, сколько отметиться.

Отсутствие упомянутых глубин подтверждается, на наш взгляд, стремлением значительного числа людей освободиться от так называемых комплексов. Фраза "Я – человек без комплексов!" звучит нередко и произносится с гордостью и самодовольством. Причем речь явно не идет об отсутствии каких-либо болезненных состояний души или ущербных черт характера, мешающих общаться с окружающими.

Что же понимается под "отсутствием комплексов"? Размышления на эту тему и наблюдения действительности позволяют предположить, что "человек без комплексов" – это человек, который мало чего стыдиться, который не упустит своего (так сказать, умеет жить), который не будет долго думать, если ему придется пожертвовать ради достижения цели кем-нибудь или чем-нибудь (например, "так называемой" дружбой), но главное, "человек без комплексов" - это тот, кто не любит размышлять, не любит опускаться в глубины сознания, поскольку глубина замедляет скорость движения мысли (даже очень коротенькой), а скольжение по гладкой поверхности – ускоряет, и, размышляя таким образом, можно быстро приблизиться к цели.

От "комплексов" нередко стремится освободиться не только примитивный, но много мнящий о себе обыватель (скажем, сын богатых родителей, любящих свое дитя слепой любовью), но и человек, так сказать, государственный, от действий которого зависят судьбы людей. Встречаются "бескомплексные" члены правительства, стражи правопорядка, законодатели, прячущие свою "бескомплексность" за государственные тайны и национальные интересы.

Отказ от "комплексов" - это не только следование поведенческой моде, это – определенная жизненная позиция. Но всякая жизненная позиция ориентируется на систему ценностей, и если немалое количество людей хочет отречься от "комплексов", можно предположить, что общественная система ценностей опрокинулась, все перевернулось вверх дном, в результате чего обитатели дна общества вдруг превратились в его элиту. По этой причине преступники становятся героями и с ними водят дружбу полицейские и чиновники, хулиганов и жуликов называют заморскими терминами и ничего не могут с ними поделать, а какие-то стриженые в темных очках, лениво жующие резину, выводят девушек, а нередко - и совсем молоденьких девочек на панель. Негодяев надо бы отдать под суд, но многие служители закона – тоже люди без "комплексов".

Можно предположить, таким образом, что "комплексы" и являются глубинами человеческой души, представляя собой устойчивые образования, взращенные тысячелетним "противоестественным" отбором культурного развития; например, "комплекс совести", "комплекс ответственности", "комплекс сострадания" и другие подобные "комплексы". Избавляясь от "комплексов", человек в итоге может освободиться от самого обременительного из них – "комплекса разума".

"Разум, которым наделено существо, - утверждал И. Кант, - это способность расширять за пределы природного инстинкта правила и цели приложения всех его сил; замыслам его нет границ" (Кант И. Критика практического разума // Антология культурологической мысли. – М.: Издательство РОУ, 1996).

Если принять это определение разума, то неразумностью можно будет назвать отсутствие у существа названной Кантом способности и его (существа) стремление приложить все силы и избрать цели исключительно в "пределах природного инстинкта".

Но если "неразумное существо" умеет, все-таки, избирать цели и направлять силы на их достижение, мы можем говорить о наличии у этого существа воли. В этом случае, мы имеем дело с индивидом, мыслительные способности которого ограничены природными инстинктами. Это – человек без "осмысливающего мышления" (по терминологии немецкого философа Хайдеггера), но человек с волей. Воля его направляется на удовлетворение природных потребностей, но в конечном итоге – на создание такой жизни, в которой эти потребности удовлетворяются с легкостью и в полном объеме. В жизни этой, как говорит обыватель, "есть все". Но если в жизни человека есть все, что ему угодно, такую жизнь вполне можно назвать "райской". Если же представить, что для кого-то "райская жизнь" стала реальностью (не важно, в силу каких причин), то для такого индивида отпадет необходимость еще в одном "комплексе" – "комплексе" самой воли, поскольку это свойство сознания проявляется в основном тогда, когда человеку приходится преодолевать внешние или внутренние препятствия.

Остается еще один способный тревожить душу "комплекс" - память. Но если жизнь человека – череда развлечений и удовольствий, то помнить, собственно говоря, ни о чем не надо, так как удовольствия и развлечения постоянно присутствуют в настоящем.

Следует заметить, что избавление от "комплексов" не является, как может показаться, опрощением до уровня животной части природы человека. Человек, претендующий на "бескомплексность", не способен вернуться к этой части, не порывая с обществом, но на разрыв с ним он пойти не хочет, поскольку отказ от "комплексов" - это не просто уход от морали, совести, жалости к людям и тому подобным "мелочам", это своего рода демонстрация себя – "оригинального", "свободного" и даже "избранного".

К тому же, "человек без комплексов" не способен нисходить до уровня животного, исключая известные случаи "Маугли", - он опускается значительно ниже, ему не удается остановиться на уровне очарования и непосредственности, которые свойственны животным. Слово "существо" к нему также не подходит, так как в существе есть все-таки какая-то сущность. Таким образом, полное отсутствие "комплексов" – это тяжелейшая душевная болезнь, опустошающая сознание и выдающая себя за розовощекое, веселое здоровье. Конечно, человек, освободившийся от "комплексов", может чувствовать себя счастливым, но его счастье – это счастье хохочущего Нечто.

Просмотров: 3217
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

854 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1620 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик