Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
20
февраля
пн
День 2
Ночь
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.90 58.20
EUR61.60 61.90
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиНаукаВладимир Гопко

Человек без комплексов

Главная новость
Если ранее философы усматривали причины социальных кризисных явлений в негативных изменениях, происходивших в глубинах человеческой души, то в наши дни кризисы связаны, прежде всего, с измельчанием, а в ряде случаев – даже с полным исчезновением этих самых глубин.
07.04.2014 14:29
Поделиться:

Если ранее философы усматривали причины социальных кризисных явлений в негативных изменениях, происходивших в глубинах человеческой души, то в наши дни кризисы связаны, прежде всего, с измельчанием, а в ряде случаев – даже с полным исчезновением этих самых глубин (речь отнюдь не идёт о современном экономическом кризисе, но скорее о кризисе человеческого в человеке, который — то усиливаясь, то слабея — переживает человечество в ходе всей своей истории); душа некоторых современников предстает некой поверхностью (пусть иногда блестящей), под которой ничего нет. Даже в церковь такие люди приходят, следуя моде, не столько помолиться, сколько отметиться.

Отсутствие упомянутых глубин подтверждается, на наш взгляд, стремлением значительного числа людей освободиться от так называемых комплексов. Фраза "Я – человек без комплексов!" звучит нередко и произносится с гордостью и самодовольством. Причем речь явно не идет об отсутствии каких-либо болезненных состояний души или ущербных черт характера, мешающих общаться с окружающими.

Что же понимается под "отсутствием комплексов"? Размышления на эту тему и наблюдения действительности позволяют предположить, что "человек без комплексов" – это человек, который мало чего стыдиться, который не упустит своего (так сказать, умеет жить), который не будет долго думать, если ему придется пожертвовать ради достижения цели кем-нибудь или чем-нибудь (например, "так называемой" дружбой), но главное, "человек без комплексов" - это тот, кто не любит размышлять, не любит опускаться в глубины сознания, поскольку глубина замедляет скорость движения мысли (даже очень коротенькой), а скольжение по гладкой поверхности – ускоряет, и, размышляя таким образом, можно быстро приблизиться к цели.

От "комплексов" нередко стремится освободиться не только примитивный, но много мнящий о себе обыватель (скажем, сын богатых родителей, любящих свое дитя слепой любовью), но и человек, так сказать, государственный, от действий которого зависят судьбы людей. Встречаются "бескомплексные" члены правительства, стражи правопорядка, законодатели, прячущие свою "бескомплексность" за государственные тайны и национальные интересы.

Отказ от "комплексов" - это не только следование поведенческой моде, это – определенная жизненная позиция. Но всякая жизненная позиция ориентируется на систему ценностей, и если немалое количество людей хочет отречься от "комплексов", можно предположить, что общественная система ценностей опрокинулась, все перевернулось вверх дном, в результате чего обитатели дна общества вдруг превратились в его элиту. По этой причине преступники становятся героями и с ними водят дружбу полицейские и чиновники, хулиганов и жуликов называют заморскими терминами и ничего не могут с ними поделать, а какие-то стриженые в темных очках, лениво жующие резину, выводят девушек, а нередко - и совсем молоденьких девочек на панель. Негодяев надо бы отдать под суд, но многие служители закона – тоже люди без "комплексов".

Можно предположить, таким образом, что "комплексы" и являются глубинами человеческой души, представляя собой устойчивые образования, взращенные тысячелетним "противоестественным" отбором культурного развития; например, "комплекс совести", "комплекс ответственности", "комплекс сострадания" и другие подобные "комплексы". Избавляясь от "комплексов", человек в итоге может освободиться от самого обременительного из них – "комплекса разума".

"Разум, которым наделено существо, - утверждал И. Кант, - это способность расширять за пределы природного инстинкта правила и цели приложения всех его сил; замыслам его нет границ" (Кант И. Критика практического разума // Антология культурологической мысли. – М.: Издательство РОУ, 1996).

Если принять это определение разума, то неразумностью можно будет назвать отсутствие у существа названной Кантом способности и его (существа) стремление приложить все силы и избрать цели исключительно в "пределах природного инстинкта".

Но если "неразумное существо" умеет, все-таки, избирать цели и направлять силы на их достижение, мы можем говорить о наличии у этого существа воли. В этом случае, мы имеем дело с индивидом, мыслительные способности которого ограничены природными инстинктами. Это – человек без "осмысливающего мышления" (по терминологии немецкого философа Хайдеггера), но человек с волей. Воля его направляется на удовлетворение природных потребностей, но в конечном итоге – на создание такой жизни, в которой эти потребности удовлетворяются с легкостью и в полном объеме. В жизни этой, как говорит обыватель, "есть все". Но если в жизни человека есть все, что ему угодно, такую жизнь вполне можно назвать "райской". Если же представить, что для кого-то "райская жизнь" стала реальностью (не важно, в силу каких причин), то для такого индивида отпадет необходимость еще в одном "комплексе" – "комплексе" самой воли, поскольку это свойство сознания проявляется в основном тогда, когда человеку приходится преодолевать внешние или внутренние препятствия.

Остается еще один способный тревожить душу "комплекс" - память. Но если жизнь человека – череда развлечений и удовольствий, то помнить, собственно говоря, ни о чем не надо, так как удовольствия и развлечения постоянно присутствуют в настоящем.

Следует заметить, что избавление от "комплексов" не является, как может показаться, опрощением до уровня животной части природы человека. Человек, претендующий на "бескомплексность", не способен вернуться к этой части, не порывая с обществом, но на разрыв с ним он пойти не хочет, поскольку отказ от "комплексов" - это не просто уход от морали, совести, жалости к людям и тому подобным "мелочам", это своего рода демонстрация себя – "оригинального", "свободного" и даже "избранного".

К тому же, "человек без комплексов" не способен нисходить до уровня животного, исключая известные случаи "Маугли", - он опускается значительно ниже, ему не удается остановиться на уровне очарования и непосредственности, которые свойственны животным. Слово "существо" к нему также не подходит, так как в существе есть все-таки какая-то сущность. Таким образом, полное отсутствие "комплексов" – это тяжелейшая душевная болезнь, опустошающая сознание и выдающая себя за розовощекое, веселое здоровье. Конечно, человек, освободившийся от "комплексов", может чувствовать себя счастливым, но его счастье – это счастье хохочущего Нечто.

Просмотров: 3385
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

404 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

537 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Ветеран:

Такие пахари - так Россию перепахали, что от бурьяна за век не избавится. Это и ...

// Виктор Назаров заявил, что будущий мэр Омска должен будет «пахать, как раб на галерах»

Рита:

Я с момента прослушивания данного проекта поняла о бесперктивности данной дороги...

// В Омске строительство дороги-дублера на Левом берегу отложили на 2019 год

Виктор:

полный бред, декриминализация побоев не значит что домашних можно бить. он значи...

// Уличные художники Омска привлекают внимание к проблеме домашнего насилия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик