Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
День -5
Вечер -4
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD 62.85 64.65
EUR 67.43 69.63
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Феномен Вивьен Ли. Часть 1

Главная новость
Камилла Палья угадывает в героине "Унесённых ветром" черты Меркурия, чьё имя "алхимики присвоили аллегорическому гермафродиту. Это жидкая ртуть, эликсир преображений, живой дух, пронизывающий всю вселенную".
20.03.2014 09:21
Поделиться:

Сокрушённая

Камилла Палья угадывает в героине "Унесённых ветром" черты Меркурия, чьё имя "алхимики присвоили аллегорическому гермафродиту. Это жидкая ртуть, эликсир преображений, живой дух, пронизывающий всю вселенную". Торжествующий, могучий Меркурий - шекспировская Розалинда с её мгновенной переменой личин и "лиризмом личности, лишённой сентиментальности". Палья подчёркивает, что ролям, написанным для мальчиков-актёров, "присуща двойственность тона, недоступная современным актрисам". Одна из слабых сестёр Скарлетт - гётева Миньона ("прекрасный мальчик" / "живой дух" / "летучая, изменчивая форма"). Сыграв ангела в театральном представлении, она через несколько романных страниц насмерть изнемогает, становясь "всё более изнурённой и бесплотной". Миньону хоронят в крылатом костюме ангела, под декламацию мальчиков, облачённых в лазурь и серебро.

Ли <пере>родилась Меркурием. Фединг Вивьен сродни излёту Миньоны, раннюю смерть которой "предвещает её неестественное возбуждение. Встретившись с Вильгельмом, она

"мгновенно скрылась за дверью. Вверх и вниз по лестнице она не ходила, а прыгала: то вспорхнёт на перила, а не успеешь оглянуться, она уже на шкафу и некоторое время сидит так не шевелясь". Танцует она "легко, ловко, быстро и чётко".

Миньона поёт как резвящийся Ариэль Шекспира, но в её энергии таится тревожная патология. Она страдает от сердцебиений и припадков, от усиливающейся "спазматической оживлённости" или от "беспокойного спокойствия". Она постоянно вертится или жуёт нитку, салфетку, бумагу, словно стремясь истощить "некоторое внутреннее отчаянное волнение". Она тревожно "неистова с весельем"; распустив волосы, она безумствует и шалит, как Менада. В конце концов, Миньона погибает от сердечного приступа. Дионисийский Меркурий затанцовывает cебя до смерти".

Первый актёрский опыт Вивиан Хартли – её участие в благотворительном утреннике в индийском городе Утекамунд. Внешность трёхлетней девочки в изящном костюмчике "дрезденской пастушки" произвели на организаторов громадное впечатление. Учась в школе, она сыграла Заморыша в шекспировском "Сне в летнюю ночь". На вопросы "Почему ты не с девочками?" Вив отвечала: "Я смотрю на отражение деревьев в воде. Прелестный балет!". В борьбе за женатого Лоуренса Оливье Ли использовала всё могущество Меркурия: молоденькая актриса восторжествовала, подобно Розалинде, а очарование эльфа помогло ей избежать остракизма. Вот типичный отзыв на одну раннюю работу Ли: "исполнение роли звездоглазой, с детским голоском Хлои отличалось изысканной тонкостью".

Операторы её первых фильмов жаловались, что у Вивьен слишком длинная шея, отчего никак не найти нужного освещения. Сэр Оливье вторит: "Казалось, шея её слишком хрупка для головы, и она несла её с удивлением и гордостью великого жонглёра". Все, словно сговорившись, называли Ли прелестным существом. Например, Мария Закревская, увидев дебют Вивьен в пьесе "Маска добродетели", сказала "Я была потрясена её красотой, особенно если вы помните момент, когда она опускалась на колени". Мария всю жизнь дружила с актрисой, "достигшей чрезвычайного совершенства": все её выступления, начиная с дебюта, были "триумфом личности над исполнением", торжеством магической духовности.

А вот диалог Корды и Шенка:

- Она заполнила зал таинственным притяжением. Чёрный бант обрамлял её хрупкую шею, дополняя белый кружевной воротничок. Ни одна лишняя деталь не нарушала совершенной гармонии лица.

- В этой малышке что-то есть.
- Лицо.

Итак, Ли была "псевдомальчиком", "верхним", "воздушным", "капризным" существом по прозвищу "мисс витамин B", однако близкие знали и другую сторону: "весёлая и общительная, она вдруг становилась молчаливой и замкнутой"; "порывистая, вспыльчивая и мечтательная". Перед алтарём, рядом с Ли Холманом, Вивьен "казалась совсем подростком, красота в сочетании с хрупкостью". У всех было "общее чувство меланхолии". Со временем периоды обескровленности учащались и затягивались, задолго чертя и предвещая две великие кинороли, которые и ролями-то нельзя назвать: Вивьен Ли от начала и до конца была собой - жила и здесь, и там (на/в экране) по одной алхимической шкале. Бланш Дюбуа - та же Скарлетт, только в стремительном финальном фединге, с "кислым плодом рта", изломанной бровью Меркурия сокрушённого.

Биограф Джесси Ласки пишет:

"Её выкидыши, маниакальная депрессия, вспышки туберкулёза всегда считались самостоятельным заболеваниями, но они складываются в образ небрежения своим физическим состоянием. Она ошибочно принимала волю за энергию, энергию за силу и создавала впечатление, что дух её, как бы ни была она физически хрупка, непобедим".

Стремительность Ли - не "горизонтальная", как у Кэтрин Хёпберн (ещё одной претендентки на роль Скарлетт), а своеобразно возвышенная, духовная и всегда замыкающаяся на себе. Эгоизм романной Скарлетт стал тут чем-то иным: могучая Розалинда уступила место бесплотной Миньоне, Меркурию-в-тумане, траурному ангелу, фильмическому призраку.

Стараниями Вивьен из экранизации не исчез образ умершей матери (истинной леди) и страшные сны Скарлетт - одинокой, потерявшейся девочки, ищущей кого-то.

Лицо Ли мгновенно "переключает" выражения и смыслы своей красоты:

эльф-полумальчик с "востреньким" личиком;

• злое, дикое дитя;

• девочка из рода Якджи "на фоне персидского ковра";

• викторианская барышня в кружеве, нежная и хрупкая – унесённая ветром;

• "стальная магнолия" с индийским разрезом глаз и высокомерным надломом бровей;

• лик абсолютной красоты - надмирный, отчуждённый;

безумная, гримасничающая Менада.

Изменчивая прелесть Скарлетт истощает мужчин "могучими", дерзкими, избыточными проявлениями. Она же - ранит зрителя своей мучительной хрупкостью, вне-сценарными мигами полной обескровленности летучего Меркурия.

"Мы двинулись в гримёрную, - вспоминает Корда, - и увидели миниатюрную фигурку актрисы – всё еще в костюме из чёрного бархата, тёмные волосы в локонах – на фоне занавеса, усеянного дельфиниумом и белым левкоем в окружении роз".

Но - всё уносит ветер.

Былое и розы. Зелёную - "алхимическую" - ленточку.

Шкап Бланш съеден молью.

Аромат могильных фиалок – вот шлейф "старенького эльфа"*.

Был белый дом и белые павы. Стал белый-белый лес.

Елисейские поля без возврата.

Вивьен завещала роговицу своих прекрасных зелёных глаз для пересадки, но все ткани изъел туберкулёз.

А дух, где хочет, там и веет.

Экран же - как плат.

*"Мой старенький эльф" - так Уоррен Битти звал Вивьен Ли, когда они вместе снимались в "Римской весне миссис Стоун".

Продолжение следует

Просмотров: 2921
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

734 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1529 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик