Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
23
октября
вт
Ночь −1
Утро 0
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD65.37 65.57
EUR74.92 75.24
 ПокупкаПродажа

БлогиКультураЕкатерина Барановская

"Это Фантомас!"

Главная новость
Маска Жана Маре – такое сгущение "маски" немого актёра, которое неизбежно приводит к некоему пределу репрезентации.
27.02.2014 10:16
Поделиться:

Кинематограф – это переход от узла к узлу
Ж. Эпштейн

Маска Жана Маре – такое сгущение "маски" немого актёра, которое неизбежно приводит к некоему пределу репрезентации. Этим объясняется удивительное, тревожащее сходство Фантомаса и Мозжухинасероглазого короля русского дореволюционного экрана. Главное здесь – накопление исторической травмы. То, что Жак Деррида назвал "работой траура" и "работой навязчивости". Что есть кинематограф, как не «призрачный мемуар", "величественный труд скорби, вбирающий в себя все трагические моменты истории? "Именно они, эти наслаивающиеся друг на друга исторические и кинематографические пласты скорби, дают дыхание кинообразам".

Прекрасное лицо Ивана Мозжухина (1880-1939) суть лик / протеза / маска загробного Другого / оптический инструмент / "узел" русской литературы накануне конца: тут все "страшно сошлись", по-достоевски говоря: от скрипача Трухачевского, персонажа "Крейцеровой сонаты", до чёрта в "Ночи перед Рождеством". Остаток жизни Мозжухин-эмигрант прожил в уединении и умер от скоротечной чахотки в Париже.

Французское киносущество - порождение "узла" из двух мировых войн и Великой французской революции: ведь прототипом Фантомаса является сам Видок. Премьера первого фильма о Фантомасе состоялась 9 мая 1913 года в парижском Gaumont-Palace на площади Клиши. В ту пору это был самый большой в мире кинотеатр и одно из самых современных общественных зданий: 3400 зрителей, электрические лампы на 10 тысяч свечей, два киноаппарата для демонстрации фильмов без перерывов, система звукоусиления. Новый злодей буквально гипнотизировал публику своими перевоплощениями. Первая серия обрывалась страшным сном Жюва: ему грезится Фантомас в чёрной полумаске, который растворялся в воздухе, стоило инспектору его схватить. Успех фильма был ошеломляющим. "Поздравления приходили со всех уголков земного шара. В продаже появились миллионы моих статуэток. Фабрика манекенов начала выпуск моей фигуры в натуральную величину. Имя Фантомаса присваивали кораблям, ресторанам и даже скаковым лошадям", - пишет в мемуарах Рене Наварр, исполнитель главной роли. Любитель синематографа Пабло Пикассо посмотрел все серии в кинозале "Тысяча колонн" на бульваре Монпарнас. В ателье Ханжонкова перевели титры всех пяти серий о Фантомасе. Премьера пятого эпизода сериала состоялась за три месяца до начала первых сражений на севере Франции. Париж стремительно менялся. Вот как описывает французскую столицу той поры историк Жан-Поль Креспель: "Здесь тоже замерла жизнь; война заморозила бурные творческие процессы (…) Улицы оставались опустевшими, ещё более зловещими по ночам из-за фиолетового цвета фонарей, затемнённых для того, чтобы цеппелины не могли по ним ориентироваться". Фантомас не погиб под Верденом, но у французской экономики не оказалось после войны сил на технологический рывок, поэтому следующую попытку экранизировать романы предприняли в США. Европа от своего архетипического, как мы в том убедились, призрака вовсе не избавилась: один парижский поэт уже в 30-е годы, предсказывая бессмертие герою, имел все основания (накануне очередной войны) вопрошать: "Надо всем миром нависает огромная тень. / Кто этот темноглазый призрак, / Пронизывающий молчание? / Фантомас, это ты? / Это твой силуэт / Вновь возвышается над черепицей крыш?"

То, что Фантомас возродился в начале 1960-х – не случайно. Министр внутренних дел Франции на церемонии награждения комиссара Жюва орденом Почётного легиона (в 1965 году) сказал буквально следующее: "Мелкий чиновник, ничем не примечательный француз, героически преследует врага, бесстрашно, до его логова. Это и есть Франция!"

Русская слава Фантомаса началась с комедий Андре Юнебеля, которые дублировались на киностудии "Союзмультфильм", а продолжение получила в 2008 году, когда лидер петербургской группы "Ном" Андрей Кагадеев снял продолжение "Фантомаса" - "Фантомас снимает маску". В СССР заграничный кинозлодей, волею судеб, встал в один ряд с другими трикстерами, подрывая если не Систему, то уж точно – основы социалистического общежития, того самого соседства, которое препарировал в своих комедиях Л. Гайдай. В уборных ОмПИ им. Горького красовалось предупреждение: "Не садись на унитаз, снизу смотрит Фантомас". На дверях квартир – более зловещий вариант, внушавший страх советским гражданам, вкупе с "зощенковским" недоверием к ближнему своему: "Мне нужен труп, я выбрал вас. До скорой встречи. Фантомас". С другой стороны, вся эта "фантомасгория" подключала нашего человека к внесистемной "смеховой цивилизации". Тут уж, как говорится: маска - либо за вас, либо против. А. Кагадеев рассказывает о всесоюзном мифе, что существует фильм-продолжение "Фантомас снимает маску"; что кто-то его даже видел, и это никакая не питерская история (типа тайного приезда в Леннонград "битлов"), а повсеместная, чему есть доказательства. Кто говорил, что у Фантомаса лицо обожжённое, другие – что у него ОГРОМНЫЙ ШРАМ ОТ УХА И ДО УХА (Джокер в СССР!). Заканчивался фильм якобы так: комиссар срывал с Фантомаса маску и тот таким страшным утробным голосом говорил: "Ты увидел моё лицо – за это ты умрёшь". После чего сбрасывал комиссара в пропасть.

Просмотров: 3606
Добавить комментарий [Условия размещения]
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик