Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
9
декабря
пт
День -13
Вечер -23
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD 62.75 63.94
EUR 66.75 68.14
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександра Яковлева

"Трудно быть богом" по Алексею Герману: опыт прочтения Стругацких

Главная новость
27 февраля, уже в этот четверг, на киноэкраны выйдет долгожданный фильм Алексея Германа "Трудно быть богом" по одноимённой повести отцов современной отечественной фантастики братьев Стругацких. 
25.02.2014 10:05
Поделиться:

Критики называют его "главным долгостроем Ленфильма", ведь экранизация снималась 13 лет и завершилась после смерти режиссёра. Писатели Дмитрий Быков и Умберто Эко уже посмотрели картину и высоко оценили её, назвав "событием в мировом киноискусстве". На Римском кинофестивале 13 ноября 2013 года "Трудно быть богом" удостоился высокой оценки, а Герман посмертно получил премию "Золотая Капитолийская волчица" за вклад в киноискусство.

Литературная основа: о скитаниях вечных и о Земле

Аркадий и Борис Стругацкие

Повесть Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом" была написана в 1963 году, а опубликована в 64-м. Она входит в цикл произведений "Мир Полудня" - в нём писатели размышляли на тему того, каким станет человечество, если оно и дальше будет так же стремительно идти по пути технического и гуманистического развития. Они заглянули на 100 лет вперёд и представили, как наши космические корабли бороздят просторы далёких-далёких галактик, как человечество выбирается из колыбели и помогает другим внеземным цивилизациям найти путь гуманизма и прогресса. Ну, а в "неправильных" гуманоидных сообществах на других планетах Стругацкие изображали антиутопические варианты развития цивилизации, походя обличая кровавые режимы, существовавшие на нашей планете. Собственно, из-за этих прозрачных намёков цензура со скрипом пропускала (а иногда и не пропускала) романы и повести братьев-фантастов.

Вот, к примеру, цитата из повести "Хромая судьба":

Страны, которые нравились господину президенту, вели справедливые войны во имя своих наций и демократии. Страны, которые господину президенту почему-либо не нравились, вели войны захватнические и даже, собственно, не войны вели, а попросту производили бандитские, злодейские нападения. Сам господин президент произнёс двухчасовую речь о необходимости раз и навсегда покончить с коррупцией и благополучно перенёс операцию удаления миндалин.

Никого не напоминает? Ох, извините, это вовсе не тот человек, о ком вы подумали, "Хромая судьба" была написана намного раньше.

А вот из повести "Трудно быть богом":

А в Арканаре всё переменилось! Возник какой-то новый, систематически действующий фактор. И выглядит это так, будто дон Рэба сознательно натравливает на учёных всю серость в королевстве. Всё, что хоть немного поднимается над средним серым уровнем, оказывается под угрозой. Вы слушайте, дон Кондор, это не эмоции, это факты! Если ты умен, образован, сомневаешься, говоришь непривычное - просто не пьёшь вина, наконец! - ты под угрозой. Любой лавочник вправе затравить тебя хоть насмерть.

Сюжет повести (а вместе с ней и фильма) разворачивается на одной из гуманоидных планет, погружённых в мрачное Средневековье. Земной учёный-историк Антон ведёт наблюдение на планете, скрываясь под именем дона Руматы Эсторского. У него есть правдоподобная легенда, привилегии, деньги, он немного чудаковат (регулярно моется, вот ужас-то!), но в целом вписывается в канву цивилизации. Одно правило: ему ни в коем случае нельзя вмешиваться в происходящее, хотя это не так-то просто, особенно когда на его глазах истязают и жестоко убивают ни в чём не повинных людей.

Кадр из фильма Алексея Германа "Трудно быть богом"

История длиною в жизнь

Несмотря на благодатную почву, увлекательный сюжет и острую политическую подоплёку, произведения Аркадия и Бориса Стругацких экранизировали с неохотой. Может быть, потому, что время было такое – написать и выпустить в самиздате было проще, чем протащить сценарий и весь съёмочный процесс через советские киностудии. А может быть, авторы слишком радели за своих детищ, и нужно было быть на одной волне с мэтрами отечественной фантастики, чтобы получить их благословение на съёмки. Так или иначе, известные экранизации произведений Стругацких можно пересчитать по пальцам, и почти все они приходятся на период перестройки. Однако режиссёр Алексей Герман вынашивал свой замысел ещё с 1968 года. Борис Стругацкий даже стал соавтором первого варианта сценария, а вскоре было получено разрешение на съёмки, хотя сценарий пришлось несколько переделать, и 20 августа 1968 года всё было готово. Но на следующий день началась Пражская весна, и в студии Герману сказали: "Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть, потому что — вы сами понимаете".

Алексей Герман на съёмках "Трудно быть богом"

Интересно, что в тот же день, 21 августа 1968 года, Алексей Герман познакомился со Светланой Кармалитой, своей будущей женой. Именно она стала соавтором третьего сценария, по которому, спустя 32 года, Герман вновь попытался снять свой фильм в Чехии.

Почему так долго? Было много причин, в том числе и конкуренция. В годы перестройки руководство "Совинфильма" решило всё-таки сделать то, что было запланировано. Аркадий и Борис Стругацкие настаивали на советском режиссёре, желательно – Германе, но выбор руководства пал на режиссёра из ФРГ Петера Фляйшмана, который также и продюсировал картину. Стругацкие были против такого поворота событий и перестали контролировать процесс съёмок, в итоге вышедший в 1989 году фильм им жутко не понравился. Алексей Герман пытался наладить сотрудничество с Фляйшманом, ездил к нему на съёмочную площадку в Киев, но немецкий режиссёр отказался корректировать свой сценарий – на том и разошлись. Госкино в лице Александра Камшалова предложило Герману снять своё кино, параллельно с работой Фляйшмана, но совместная с женой работа над сценарием на тот момент застопорилась, потому что Герману сложно было изъясняться иносказательно. "Мы написали страниц двадцать и бросили, потому что богом быть было не трудно... почему это он Рэба, а не Берия?.." - рассказывал режиссёр.

Что на выходе?

В третий раз невод был закинут десять лет спустя; сценарий, написанный уже "по мотивам" повести, был окончен, однако работа над фильмом, длившаяся еще бог весть сколько времени, завершилась уже после смерти Алексея Юрьевича.

Жена и соавтор сценария Светлана Кармалита отмечает:

Картина вообще смонтирована лет пять тому назад. С тех пор ни один кадр из неё не ушёл и никакой другой там не появился. Всё, что было сделано Лёшей, есть на экране.

Леонид Ярмольник на съёмках фильма

Если изначально Герман хотел видеть в качестве дона Руматы Эсторского Владимира Рецептера, то в окончательном варианте главную роль исполнил Леонид Ярмольник. Сам он отмечает: несмотря на то, что наш зритель всегда считался самым понимающим и самым тонко чувствующим, сейчас контакт со зрителем потерян – далеко не каждый понимает серьёзное кино. О фильме Германа он говорит так:

Работы Алексея Германа, так же как и фильмы Тарковского, — это особое кино, которое требует от зрителя особых нервных затрат, внимания, опыта, искушённости, знаний, если хотите. Если говорить кулинарным языком, то "Трудно быть богом" — это изысканнейший деликатес.

К слову, техника Германа действительно так же необычна для современного зрителя, как и техника Тарковского. Лично мне это напомнило "Седьмую печать" Ингмара Бергмана – в том числе и столь нехарактерной для современного кинематографа чёрно-белой съёмкой.

Кадр из фильма Ингмара Бергмана "Седьмая печать"

Но здесь дело не в том, что фильм "косит" под старину или ещё что подобное. Алексей Герман, отличавшийся характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки, очень органично применил монохром так, что он сработал на идею. Дело в том, что даже в самом тексте Стругацких яркими цветовыми пятнами выделяются лишь пролог и эпилог – детство главного героя на Земле. Все остальное, основные события, - серая хмарь. "Больше всего я боюсь тьмы, потому что во тьме все становятся одинаково серыми", - серый цвет выступает основной краской для повести братьев Стругацких.

Кадр из фильма Алексея Германа "Трудно быть богом"

Светлана Кармалита говорит о своём муже:

Алёша всегда хотел, чтобы начали понимать, что кино – это искусство, абсолютно самостоятельное, такое же, как живопись, как музыка, как литература. А как к этому подготовить? К этому надо готовиться с детства. Надо книжки умные читать.

Кадр из фильма Петера Фляйшмана "Трудно быть богом"

Творение Алексея Германа не идёт ни в какое сравнение с работой Петера Фляйшмана. "Трудно быть богом" 89-го года передаёт основную сюжетную линию, но не имеет и половины той глубины, которая заложена в повести. Воспринимаясь как увлекательная красочная картинка, фильм не может похвастаться силой кадра, выразительностью актёров, гениальной операторской работой, символикой, присущей тому же Бергману или Тарковскому. Всё это есть у Алексея Германа.

Русский классик сказал: "Мы не врачи, мы – боль. Мы говорим о том, что болит, а как с этим справиться, каждый должен, приняв эту боль в себя, решать сам для себя",

- говорит об экранизации повети Светлана Кармалита.

Этот фильм непрост для восприятия, он заставляет думать, буквально тормошит уснувший мозг, врывается в него с гипнотизирующим ужасом черно-белого кадра. Возможно, для кого-то он так и останется в категории "Что это я только что посмотрел?!". Но ценителям творчества Стругацких и тем, кто не боится серьёзного кино, картина наверняка придётся по душе.

Просмотров: 2129
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

799 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1586 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! "Здесь он сразу почувствовал себя на своем месте: вот он, род...

// Герои мирной земли

вова59:

Извините, а какое из перечисленных предприятий принадлежит Омской области?

// Омские товары признаны лучшими в России

яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик