Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
20
февраля
пн
День 2
Ночь
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD58.00 58.20
EUR61.60 61.90
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Vidocq: почему у Алхимика зелёный сюртучок?

Главная новость
Этьен Буассе (Гийом Кане), журналист, фанат сыщика Видока, вроде бы канувшего в преисподнюю, не очень-то и скрывает, что он не тот, кем кажется.
21.02.2014 14:02
Поделиться:

…И развевается зелёный плащ <…>
- Зелёный плащ? Какой?<…>
-То призрак – нет зелёного плаща …
М. Кузмин. Форель разбивает лёд
<Восьмой удар>.

I.

Этьен Буассе (Гийом Кане), журналист, фанат сыщика Видока, вроде бы канувшего в преисподнюю, не очень-то и скрывает, что он не тот, кем кажется. Подозрительный малый: прыгает с грацией балетной этуаль из высоких парижских окошек; повсюду суёт свой нос. Личико у него юное, "востренькое", а главное – чистое. Откуда бы в "миазме" взяться такому "нарциссу"? Физиономии парижан сплошь бугристые, вязкие, их тела рыхлые, дряхлые – наш буратино совсем другая кость, масть. Его зелёное одеяние сразу бросается в глаза: не то чтобы модник – просто милый мальчик, подмастерье. Такого не грех и пожалеть. Однако цвет повседневной одежды персонажа – вопрос не праздный, да и фильм Питофа (Франция, 2001) лишь по форме "на экспорт", а по сути – гримуар, французский delicatessen, которому присуще omnes colores (цветовое множество).

Это особая стадия в алхимии, имеющая и другое (синонимичное) название – caudo pavonis (павлиний хвост). Этьен Буассе и есть щёголь, гоголь, Pavo. Он павлинится, выступает по чину своему, и его сюртук = птичье оперение. Помните, как Алхимик-летун пульсирует по кругу? В зодчестве есть термин "павлинiй хвост" - это отделы круглого свода, идущие, расширяясь от средоточия. Жалеть такого паву излишне: исторический катаклизм, служащий тут фоном, связан с химической варкой гораздо глубже, чем вы думаете. Более того, очередная французская революция, (былые и будущие – не исключение) есть плод этого делания (проекты катаров, проклятие тамплиеров и пр. и пр.)

Важно знать, что объектом алхимической практики является сам алхимик. Он подчиняет весь мир, отмеченный печатью грехопадения, своей программе: пройти через духовную смерть, спуститься в Ад собственного духа, преобразить его в горниле Чистилища и затем обрести райское состояние. В процессе трансформации материя <душа> проходит три стадии <ночи> – нигредо <почернение>; альбедо <убеление>; рубедо <покраснение>. Да, можно увидеть в финале намёк на деградацию "избранничества", подменённого "серией", но, с другой стороны, - воздух Парижа после всего случившегося странным образом очистился. Не потому, что Видок покарал парфюмера Потрошителя, а потому, что "влажный путь" пройден: внешние события утратили власть, стали видением, отблеском на зеркале сознания. На "влажном пути" горят = очищаются горнилом страдания.

Этот путь предполагает особую "фиксацию сознания": адепт возвращается в Хаос до творения, погружается в Бездну и из них уже извлекает Materia Prima, именующуюся также ночью, "Госпожой нашей Изидой", "Меркуриальной водой". Адепт проходит испытание страстями, покуда те не выгорят и не иссякнут, пожрав всё, кроме "крупицы бессмертия".

Символично кладбище: маленькая траурная процессия будто хоронит мир и вчерашних себя. До чего хорошо: впервые много белого дня / света – мирный загород вместо притонов, подземелий, замков и цехов. Выжившие – всего лишь уцелевшие, ибо ещё не начат "сухой путь", а идущих им значительно меньше. На нём "преображение" происходит изнутри. Адепт, особым образом сбалансировав свою природу, "воспламеняет" её огнём духа. Постепенно разгораясь, он "затопляет" всё существо, трансмутируя "человека тленного" в человека Небесного.

А. Нестеров в статье "У. Б. Йейтс: Sub Rosa Mystica", анализируя новеллу "Rosa Alchemica", сообщает много интересного. Протагонист, скитаясь в промежуточном мире за гранью смерти, проникнутом наваждениями и миражами, однажды ощущает, что "тонет" В ЗЕЛЕНИ ПАВЛИНЬЕГО ОПЕРЕНИЯ.

"Ибо тот богатый наследник, который знал, что в двери Неба не войти тому, кто любит низкое искусство, кто испытывал такую боль в сердце, что, хотя в деревне и говорили про его шёлковые рубашки и важную поступь, мысли его бодрствовали; казалось, что пронзительно вскричал павлин Юноны(У. Б. Йейтс).

У гностиков и восточной секты йезидов существовало почитание Ангела Павлина (Малаки-Тауза), олицетворявшего злого демиурга или падшего ангела (песня группы "Апокалиптика", звучащая в финале фильма), обрекшего мировую душу на воплощение в материи. У греков павлин Геры символизировал Космос, а его распущенный хвост из-за множества глаз уподоблялся звёздному небу. Существует поверье о том, что мясо павлина НЕ ГНИЁТ даже по прошествии значительного времени. Поэтому в христианстве павлин стал символом бессмертия: духовная природа человека, подобно плоти этой птицы, не поддаётся распаду. Часто павлин представлялся на изображениях в Вифлеемском гроте, где родился Христос: две птицы, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение. Хвост павлина в некоторых текстах считается признаком намечающегося превращения низших субстанций в высшие, иногда – неудачного процесса, приносящего только шлак / мёртвую голову.

Алхимическая символика павлина наследует обеим традициям, особым образом акцентируя зелёный цвет оперения птицы. В алхимии зелень связана со стадией почернения / умерщвления или "ГНИЕНИЯ" ("PUTRIFACTIO") – этапом, когда душа отделяется от тела; процессом, происходящим в куколке бабочки. Многоцветье павлиньего хвоста символизирует для алхимика завершающую её стадию: душа, отделённая от тела, которому дано было гнить – покуда распад не пожрёт в нём всё тленное, - теперь вновь возвращается оживить этот прах. "Падает" или "низводится" в материю, порождая микрокосм, но уже "гармонизированный". В момент соединения "души" и "тела" алхимик наблюдает появление на поверхности материи делания многообразных цветовых переливов. За этапом "omnes colores" начинается ALBEDO – ПРИВЕДЕНИЕ К БЕЛИЗНЕ / ВЫБЕЛИВАНИЕ / РАБОТА В БЕЛОМ.

Революция 1830 года (время действия фильма) – репетиция оперативного уровня "сухого пути": очищения материи "Огнём Судного Дня". Впечатляет заключительный ТАНЕЦ алхимика (ср.: грациозность Этьена – будничная маска его меркуриальных черт) с "бессмертной, исполненной величия женщиной, чьи волосы были убраны чёрными лилиями". Это – сама Чёрная Изида. Легендарный алхимик Фулканелли в работе "Тайны готических соборов" указывает на то, что в герметическом символизме Изида "есть первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей работе". Кладбищенский и "утренний" финал фильма, как и фигура чёрной Састр, приобретают особый смысл. Алхимики прекрасно осознавали "люциферианский" источник своих знаний и говорили, что успешным их делание можно назвать тогда, когда на поверхности материи явится знак "УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ", алхимической Денницы. Денница – светозарный ангел, брошенный во тьму. Но алхимики предупреждали (NB! пава зритель и пава читатель, которые всего норовят достичь без Opus Magnum).

Тот, кто любовался утренней звездой, навсегда утратил способность видеть смысл, ибо был зачарован этим ложным светом и брошен в бездну. Герметической звездой любуются прежде всего в ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА или МЕРКУРИЯ, перед тем как обнаружить её в химическом небе, где она светит гораздо СКРОМНЕЕ.

А. Нестеров пишет:

"вдумавшись в эти слова, легко постичь смысл посвятительного имени Йейтса <члена ордена Золотая Заря> Demon est Deus inversus / Демон есть зеркальное отражение Бога. В начале рассказа мы встречаемся с тем же мотивом, что и в финале "Видока", - мотивом РАЗДРОБЛЕНИЯ ЗЕРКАЛ / раздробления сознания. Он означает, что герою пока не удалось пройти инициацию: он остаётся игрушкой демонических влияний. Освобождение связано с символикой самоопределения Христа данного Им в Апокалипсисе: "Я есмь звезда светлая и утренняя" (Откр. 22, 16)".

II.

В 1916 году в "Зелёном лике" Майринка возникает видение конца мира, страшный финал воспринимается как необходимая и неизбежная расплата. Полицейский "глаз" (Видок) против космического "глазка" (Алхимик) – может, и не очень корректная постановка проблемы, но моя симпатия к субтильному и тонкокостному ангелу питается глубокой, нерасторжимой связью, которая существует между павлином, концом времён и темой предназначения поэта. Известно, что в создании эстетики фильма Питоф вдохновлялся живописью Гюстава Моро. В 1881 году художник создал серию из 64 акварелей по басням Жана Лафонтена – в их число входит акварель "Павлин, жалующийся Юноне". Искусствоведы почему-то считают эту работу "не обременённой символами и аллегориями". Но взгляните на неё – ведь это ALBEDO! Юнона излучает свет, источник которого – белая звезда над головой почти прозрачной богини. Зелёный хвост павлина похож на густой куст, а "глазки" на дивные цветы. Оперение птицы чуть трогает обнажённую спину Юноны. Бесплотное контрастирует с тактильным, безучастное с чувственным, и за этой поэтической сценой (не жалобы, но любви) наблюдает голова орла, спрятавшегося в курящихся облаках. От басни – одно название и парадигма, элементы которой превращены Моро в изысканные символы.

Оппозиция "противный крик" - "пенье" / "павлин" - "соловей" в европейской культуре конца XIX – начала XX века переосмысляется в зеркале "PUTRIFACTIO" (ГНИЕНИЯ) / СУДНОГО ДНЯ / АПОКАЛИПСИСА. Г. Кружков в книге "Ностальгия обелисков" расследует образ "павлиньего крика" в стихотворении О. Мандельштама "Концерт на вокзале". В дореволюционном Павловске действительно были павлины, которых содержали в вольерах. Ассоциирование павлина и ужаса легко объясняется сходством латинских слов "pavo" и "pavor", к тому же в средневековом "Физиологе" "павлин" суть сочетание "роскошного хвоста" и "безобразных ног". Да, в стихотворении речь идёт о гибели поэта и победе "железного века". Но зачем Мандельштаму павлин, если есть соловей? Почему выбрана птица, чья красота соединена с уродством и страхом? Ответ Кружков находит в алхимической лирике У. Б. Йейтса. В его "Размышлениях во время Гражданской войны" опять упоминаются, в связи с теорией исторических циклов, павлины – "на тонких лапках" они гуляют по парку, а с античной вазы на мир глядит Юнона. Греческая ваза требует соловья – как у Китса. Но Йейтс и Мандельштам принадлежат другому поколению поэтов: "противный голос" / крик, "безобразие" ведут к внезапному пробуждению. Норманн Джеффарс сетует на то, что "павлин посвящён Юноне как символ бессмертия, и невозможно обнаружить источник представления о том, что его крик символизирует конец цивилизации". Нужно всего лишь подсветить лирическую образность алхимической символикой двух "путей" и тогда замысел прояснится. Вот как Йейтс описывает приближение нового тысячелетия:

"Цивилизация есть стремление сохранить самоконтроль, в этом она похожа на какую-нибудь Ниобею, которая должна продемонстрировать почти сверхъестественную волю, чтобы её КРИК (СТОН, ПЛАЧ) пробудил в нас сочувствие. Утрата контроля над мыслью приходит к концу, сперва расшатывается моральная основа, затем наступает последняя капитуляция, иррациональный вопль (мольба), озарение, пронзительный крик павлина Юноны".

Кульминация "гниения" классической Цивилизации в фильме Питофа - сцена в курильне: зелёный Этьен навещает зелёную мадам-опиоманку: она возлежит, одетая в роскошное изумрудное платье, фасон которого напоминает прерафаэлитский наряд Джейн Моррис – Прозерпины на картине Данте Габриэля Россетти.

Просмотров: 1537
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

402 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

535 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Ветеран:

Такие пахари - так Россию перепахали, что от бурьяна за век не избавится. Это и ...

// Виктор Назаров заявил, что будущий мэр Омска должен будет «пахать, как раб на галерах»

Рита:

Я с момента прослушивания данного проекта поняла о бесперктивности данной дороги...

// В Омске строительство дороги-дублера на Левом берегу отложили на 2019 год

Виктор:

полный бред, декриминализация побоев не значит что домашних можно бить. он значи...

// Уличные художники Омска привлекают внимание к проблеме домашнего насилия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик