Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
6
декабря
вт
Ночь -13
День -11
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.75  
EUR68.60 68.89
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Vidocq: почему у Алхимика зелёный сюртучок?

Главная новость
Этьен Буассе (Гийом Кане), журналист, фанат сыщика Видока, вроде бы канувшего в преисподнюю, не очень-то и скрывает, что он не тот, кем кажется.
21.02.2014 14:02
Поделиться:

…И развевается зелёный плащ <…>
- Зелёный плащ? Какой?<…>
-То призрак – нет зелёного плаща …
М. Кузмин. Форель разбивает лёд
<Восьмой удар>.

I.

Этьен Буассе (Гийом Кане), журналист, фанат сыщика Видока, вроде бы канувшего в преисподнюю, не очень-то и скрывает, что он не тот, кем кажется. Подозрительный малый: прыгает с грацией балетной этуаль из высоких парижских окошек; повсюду суёт свой нос. Личико у него юное, "востренькое", а главное – чистое. Откуда бы в "миазме" взяться такому "нарциссу"? Физиономии парижан сплошь бугристые, вязкие, их тела рыхлые, дряхлые – наш буратино совсем другая кость, масть. Его зелёное одеяние сразу бросается в глаза: не то чтобы модник – просто милый мальчик, подмастерье. Такого не грех и пожалеть. Однако цвет повседневной одежды персонажа – вопрос не праздный, да и фильм Питофа (Франция, 2001) лишь по форме "на экспорт", а по сути – гримуар, французский delicatessen, которому присуще omnes colores (цветовое множество).

Это особая стадия в алхимии, имеющая и другое (синонимичное) название – caudo pavonis (павлиний хвост). Этьен Буассе и есть щёголь, гоголь, Pavo. Он павлинится, выступает по чину своему, и его сюртук = птичье оперение. Помните, как Алхимик-летун пульсирует по кругу? В зодчестве есть термин "павлинiй хвост" - это отделы круглого свода, идущие, расширяясь от средоточия. Жалеть такого паву излишне: исторический катаклизм, служащий тут фоном, связан с химической варкой гораздо глубже, чем вы думаете. Более того, очередная французская революция, (былые и будущие – не исключение) есть плод этого делания (проекты катаров, проклятие тамплиеров и пр. и пр.)

Важно знать, что объектом алхимической практики является сам алхимик. Он подчиняет весь мир, отмеченный печатью грехопадения, своей программе: пройти через духовную смерть, спуститься в Ад собственного духа, преобразить его в горниле Чистилища и затем обрести райское состояние. В процессе трансформации материя <душа> проходит три стадии <ночи> – нигредо <почернение>; альбедо <убеление>; рубедо <покраснение>. Да, можно увидеть в финале намёк на деградацию "избранничества", подменённого "серией", но, с другой стороны, - воздух Парижа после всего случившегося странным образом очистился. Не потому, что Видок покарал парфюмера Потрошителя, а потому, что "влажный путь" пройден: внешние события утратили власть, стали видением, отблеском на зеркале сознания. На "влажном пути" горят = очищаются горнилом страдания.

Этот путь предполагает особую "фиксацию сознания": адепт возвращается в Хаос до творения, погружается в Бездну и из них уже извлекает Materia Prima, именующуюся также ночью, "Госпожой нашей Изидой", "Меркуриальной водой". Адепт проходит испытание страстями, покуда те не выгорят и не иссякнут, пожрав всё, кроме "крупицы бессмертия".

Символично кладбище: маленькая траурная процессия будто хоронит мир и вчерашних себя. До чего хорошо: впервые много белого дня / света – мирный загород вместо притонов, подземелий, замков и цехов. Выжившие – всего лишь уцелевшие, ибо ещё не начат "сухой путь", а идущих им значительно меньше. На нём "преображение" происходит изнутри. Адепт, особым образом сбалансировав свою природу, "воспламеняет" её огнём духа. Постепенно разгораясь, он "затопляет" всё существо, трансмутируя "человека тленного" в человека Небесного.

А. Нестеров в статье "У. Б. Йейтс: Sub Rosa Mystica", анализируя новеллу "Rosa Alchemica", сообщает много интересного. Протагонист, скитаясь в промежуточном мире за гранью смерти, проникнутом наваждениями и миражами, однажды ощущает, что "тонет" В ЗЕЛЕНИ ПАВЛИНЬЕГО ОПЕРЕНИЯ.

"Ибо тот богатый наследник, который знал, что в двери Неба не войти тому, кто любит низкое искусство, кто испытывал такую боль в сердце, что, хотя в деревне и говорили про его шёлковые рубашки и важную поступь, мысли его бодрствовали; казалось, что пронзительно вскричал павлин Юноны(У. Б. Йейтс).

У гностиков и восточной секты йезидов существовало почитание Ангела Павлина (Малаки-Тауза), олицетворявшего злого демиурга или падшего ангела (песня группы "Апокалиптика", звучащая в финале фильма), обрекшего мировую душу на воплощение в материи. У греков павлин Геры символизировал Космос, а его распущенный хвост из-за множества глаз уподоблялся звёздному небу. Существует поверье о том, что мясо павлина НЕ ГНИЁТ даже по прошествии значительного времени. Поэтому в христианстве павлин стал символом бессмертия: духовная природа человека, подобно плоти этой птицы, не поддаётся распаду. Часто павлин представлялся на изображениях в Вифлеемском гроте, где родился Христос: две птицы, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение. Хвост павлина в некоторых текстах считается признаком намечающегося превращения низших субстанций в высшие, иногда – неудачного процесса, приносящего только шлак / мёртвую голову.

Алхимическая символика павлина наследует обеим традициям, особым образом акцентируя зелёный цвет оперения птицы. В алхимии зелень связана со стадией почернения / умерщвления или "ГНИЕНИЯ" ("PUTRIFACTIO") – этапом, когда душа отделяется от тела; процессом, происходящим в куколке бабочки. Многоцветье павлиньего хвоста символизирует для алхимика завершающую её стадию: душа, отделённая от тела, которому дано было гнить – покуда распад не пожрёт в нём всё тленное, - теперь вновь возвращается оживить этот прах. "Падает" или "низводится" в материю, порождая микрокосм, но уже "гармонизированный". В момент соединения "души" и "тела" алхимик наблюдает появление на поверхности материи делания многообразных цветовых переливов. За этапом "omnes colores" начинается ALBEDO – ПРИВЕДЕНИЕ К БЕЛИЗНЕ / ВЫБЕЛИВАНИЕ / РАБОТА В БЕЛОМ.

Революция 1830 года (время действия фильма) – репетиция оперативного уровня "сухого пути": очищения материи "Огнём Судного Дня". Впечатляет заключительный ТАНЕЦ алхимика (ср.: грациозность Этьена – будничная маска его меркуриальных черт) с "бессмертной, исполненной величия женщиной, чьи волосы были убраны чёрными лилиями". Это – сама Чёрная Изида. Легендарный алхимик Фулканелли в работе "Тайны готических соборов" указывает на то, что в герметическом символизме Изида "есть первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей работе". Кладбищенский и "утренний" финал фильма, как и фигура чёрной Састр, приобретают особый смысл. Алхимики прекрасно осознавали "люциферианский" источник своих знаний и говорили, что успешным их делание можно назвать тогда, когда на поверхности материи явится знак "УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ", алхимической Денницы. Денница – светозарный ангел, брошенный во тьму. Но алхимики предупреждали (NB! пава зритель и пава читатель, которые всего норовят достичь без Opus Magnum).

Тот, кто любовался утренней звездой, навсегда утратил способность видеть смысл, ибо был зачарован этим ложным светом и брошен в бездну. Герметической звездой любуются прежде всего в ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА или МЕРКУРИЯ, перед тем как обнаружить её в химическом небе, где она светит гораздо СКРОМНЕЕ.

А. Нестеров пишет:

"вдумавшись в эти слова, легко постичь смысл посвятительного имени Йейтса <члена ордена Золотая Заря> Demon est Deus inversus / Демон есть зеркальное отражение Бога. В начале рассказа мы встречаемся с тем же мотивом, что и в финале "Видока", - мотивом РАЗДРОБЛЕНИЯ ЗЕРКАЛ / раздробления сознания. Он означает, что герою пока не удалось пройти инициацию: он остаётся игрушкой демонических влияний. Освобождение связано с символикой самоопределения Христа данного Им в Апокалипсисе: "Я есмь звезда светлая и утренняя" (Откр. 22, 16)".

II.

В 1916 году в "Зелёном лике" Майринка возникает видение конца мира, страшный финал воспринимается как необходимая и неизбежная расплата. Полицейский "глаз" (Видок) против космического "глазка" (Алхимик) – может, и не очень корректная постановка проблемы, но моя симпатия к субтильному и тонкокостному ангелу питается глубокой, нерасторжимой связью, которая существует между павлином, концом времён и темой предназначения поэта. Известно, что в создании эстетики фильма Питоф вдохновлялся живописью Гюстава Моро. В 1881 году художник создал серию из 64 акварелей по басням Жана Лафонтена – в их число входит акварель "Павлин, жалующийся Юноне". Искусствоведы почему-то считают эту работу "не обременённой символами и аллегориями". Но взгляните на неё – ведь это ALBEDO! Юнона излучает свет, источник которого – белая звезда над головой почти прозрачной богини. Зелёный хвост павлина похож на густой куст, а "глазки" на дивные цветы. Оперение птицы чуть трогает обнажённую спину Юноны. Бесплотное контрастирует с тактильным, безучастное с чувственным, и за этой поэтической сценой (не жалобы, но любви) наблюдает голова орла, спрятавшегося в курящихся облаках. От басни – одно название и парадигма, элементы которой превращены Моро в изысканные символы.

Оппозиция "противный крик" - "пенье" / "павлин" - "соловей" в европейской культуре конца XIX – начала XX века переосмысляется в зеркале "PUTRIFACTIO" (ГНИЕНИЯ) / СУДНОГО ДНЯ / АПОКАЛИПСИСА. Г. Кружков в книге "Ностальгия обелисков" расследует образ "павлиньего крика" в стихотворении О. Мандельштама "Концерт на вокзале". В дореволюционном Павловске действительно были павлины, которых содержали в вольерах. Ассоциирование павлина и ужаса легко объясняется сходством латинских слов "pavo" и "pavor", к тому же в средневековом "Физиологе" "павлин" суть сочетание "роскошного хвоста" и "безобразных ног". Да, в стихотворении речь идёт о гибели поэта и победе "железного века". Но зачем Мандельштаму павлин, если есть соловей? Почему выбрана птица, чья красота соединена с уродством и страхом? Ответ Кружков находит в алхимической лирике У. Б. Йейтса. В его "Размышлениях во время Гражданской войны" опять упоминаются, в связи с теорией исторических циклов, павлины – "на тонких лапках" они гуляют по парку, а с античной вазы на мир глядит Юнона. Греческая ваза требует соловья – как у Китса. Но Йейтс и Мандельштам принадлежат другому поколению поэтов: "противный голос" / крик, "безобразие" ведут к внезапному пробуждению. Норманн Джеффарс сетует на то, что "павлин посвящён Юноне как символ бессмертия, и невозможно обнаружить источник представления о том, что его крик символизирует конец цивилизации". Нужно всего лишь подсветить лирическую образность алхимической символикой двух "путей" и тогда замысел прояснится. Вот как Йейтс описывает приближение нового тысячелетия:

"Цивилизация есть стремление сохранить самоконтроль, в этом она похожа на какую-нибудь Ниобею, которая должна продемонстрировать почти сверхъестественную волю, чтобы её КРИК (СТОН, ПЛАЧ) пробудил в нас сочувствие. Утрата контроля над мыслью приходит к концу, сперва расшатывается моральная основа, затем наступает последняя капитуляция, иррациональный вопль (мольба), озарение, пронзительный крик павлина Юноны".

Кульминация "гниения" классической Цивилизации в фильме Питофа - сцена в курильне: зелёный Этьен навещает зелёную мадам-опиоманку: она возлежит, одетая в роскошное изумрудное платье, фасон которого напоминает прерафаэлитский наряд Джейн Моррис – Прозерпины на картине Данте Габриэля Россетти.

Просмотров: 1463
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

623 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1399 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик