Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
Утро -5
День -11
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.45  
EUR68.20 68.19
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександра Яковлева

Ветер крепчает. Сайонара, Миядзаки-сан

Главная новость
Совсем скоро, 20 февраля, в России состоится премьера последней сказки легендарного японского аниматора и режиссёра Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает", номинированной на премию "Оскар".
18.02.2014 09:29
Поделиться:

Крепчает ветер!.. Значит – жить сначала!
(Поль Валери, "Кладбище у моря")

В мировой прокат мультфильм вышел ещё в середине июня 2013 года и был представлен на 70-м Венецианском кинофестивале. Именно тогда весь мир узнал, что Миядзаки-старший завершает свою карьеру.

Сразу оговорюсь: Хаяо Миядзаки – это не те японские мультфильмы, о которых все думают, стоит лишь произнести слово "аниме". Его фильмы – настоящее искусство, где красота кадра переплетается с глубоким смысловым наполнением повествования. Хаяо Миядзаки – японец старой закалки, который в то же время любит и почитает мифологию других народов, и всё это причудливо переплетено в его работах, в целом рождая нечто прекрасное и неповторимое. Для многих этот человек стал эталоном, учителем и проводником. Ряд японских режиссёров-аниматоров перенимают не только графику мультфильмов студии "Гибли", но и манеру экранного повествования, философию, красоту момента. Кем же был этот удивительный человек, добрый сказочник Хаяо Миядзаки и какие шедевры японской анимации он подарил миру?

Следует заметить, что Миядзаки по образованию вовсе не художник, а очень даже политолог и экономист. Именно по такой специальности он окончил университет. Родился будущий великий режиссёр 5 января 1941 года в Токио, отец его принимал косвенное участие во Второй мировой войне – он был директором Миядзаки Эйрплейн, фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero. Ребенок Второй мировой, Хаяо как губка впитал все те грозные и печальные события, а затем воплотил их в своём творчестве. Другое сильное влияние на юного Миядзаки оказал клуб детской литературы, куда он ходил во время учёбы в университете. Уже тогда он мечтал стать аниматором – сильное впечатление произвёл на него мультфильм "Легенда о белой змее". Думаю, дело было не только в движущихся картинках на большом экране кинозала, но и в самом мифологическом сюжете и образах (японская мифология вообще имеет насыщенный бестиарий, помимо общеизвестных лис-кицунэ и волков-оками). А в клубе детской литературы как раз изучался весь фольклорный букет – не только японский, но и западный. Так что будущий режиссёр накопил достаточный багаж знаний и в 1963 году устроился помощником аниматора на студию Toei (именно там была снята его любимая "Белая змея"). Здесь он и познакомился с Такахатой Исао, с которым впоследствии и основал анимационную студию "Гибли".

Первым полнометражным фильмом Хаяо Миядзаки стала "Навсикая из долины ветров". В 1982 году он напечатал одноименную мангу, приняв от издателей условие не экранизировать её. Но вскоре издатели манги сами попросили снять хотя бы небольшой скетч по "Навсикае". Миядзаки не стал идти на такой компромисс, и в 1984 году в свет вышел полнометражный аниме-фильм.

Помните, мы уже обозначили двух китов, которые сильнейшим образом повлияли на мировоззрение режиссёра? Так вот, в дебютном фильме Миядзаки как раз очень ярко выражены все те болезненные темы, которые волновали его. Миядзаки рисует нам мир после экологической катастрофы (вспомним ядерные бомбы на японские города), мир, который разгневанная природа отобрала у людей, и только те, кто пытается жить с ней в гармонии, выживают. Однако остались еще неразумные с танками и пушками, которые расчищают себе огнём дорогу в, как им кажется, светлое будущее. Миядзаки в этом потрясающем по красоте и глубине фильме пытается донести до людей, что с природой нужно жить в мире и гармонии, а металл и бомбы навсегда оставить в прошлом.

Тем не менее, далеко не все поняли этот пацифистический посыл от японского аниматора. Попав в прокат в США, "Навсикая из долины ветров" была нещадно искромсана до полной переработки сюжета. Это было ужасно.

Следующим его фильмом стал "Небесный замок Лапута" (1986 год). Если пересматривать всю фильмографию Миядзаки, можно заметить, как любит он использовать британские сюжеты – романы, сказки, легенды. Вот и здесь речь идёт о том самом летающем острове, который описан у Джонатана Свифта в "Путешествиях Гулливера".

Здесь тоже есть противостояние природы и технического развития, но природа у мэтра всегда одерживает верх, что вполне закономерно и даже архетипично. И конечно же, как без аэропланов? Сын своего отца, Миядзаки представляет незлобливый, дружественный природе технический прогресс через разнообразные планеры. Мне кажется, он грезил не только анимацией, но и мечтой о небе.

Дальше был один из самых известных и растиражированных на сегодняшний день образов – лесной дух Тоторо. Мультфильм "Мой сосед Тоторо" 1988 года несколько отходит от основной линии Миядзаки. Это бытовая зарисовка о загородной жизни отца, оставшегося с двумя маленькими дочками на руках. Бытописание выходит у режиссёра так же красиво и душевно, но и здесь не обошлось без фантастических вкраплений, только по-настоящему японских, с местечковыми домашними и лесными духами, без налёта западничества. В такого рода мультфильмах Миядзаки ближе всего детям, а взрослым он даёт возможность отыскать тропинку в это безоблачное детство.

"Мне не следовало бы об этом говорить, — признался президент киностудии "Walt Disney" Майкл Айснер, — но "Тоторо" долгое время был самым любимым фильмом моих детей. В нем есть какое-то трудно определимое словами волшебство. До того, как фильм вышел в США на видео, у меня дома была его кассета на японском. Однажды ее нашли дети. Хотя им был непонятен японский диалог, фильм заворожил их. Не могу сосчитать, сколько раз они его посмотрели".

В 1989 году была снята "Ведьмина служба доставки" - вполне в духе "Тоторо", без экологических катастроф, но зато очень милая.

И снова главная героиня – маленькая девочка. В интервью романисту Рю Мураками Миядзаки долго пытался объяснить, что рисует девочек не потому, что педофил, а потому, что взрослый мужчина в принципе не может быть героем ни одной истории, ведь, сталкиваясь со злом, он всегда ищет, кому бы отстрелить голову, а это — порочный путь.

Тем не менее, в следующей его работе – "Принцессе Мононокэ" (1997 год) - повествование ведётся от лица молодого человека, который обрезает свои волосы в знак разрыва связи с семьёй и уходит из родной деревни в странничество. Фильм во многом похож на "Навсикаю" - в том числе и темой борения природы с озлобленным человеком, однако выгодно отличается масштабностью, японским фольклором и более драматическим узором сюжета. А великолепно проработанные духи природы заслуживают отдельной похвалы.

После того, что случилось на Западе с "Навсикаей", Хаяо Миядзаки стал пристальнее следить за тем, как проходит прокат его творений. Поэтому когда студия Miramax сообщила, что "Принцессу Мононокэ" придётся подрезать, Миядзаки послал им в качестве ответа катану с пятнами крови. На ней было выгравировано: "No cut".

После "Принцессы Мононокэ", в 2001 году, Хаяо Миядзаки прогремел на весь мир одним из самых известных своих фильмов – "Унесённые призраками". Многие из вас наверняка видели этот мультфильм даже по телевизору. Все дело в том, что за "Унесённых призраками" режиссёр получил премию Берлинского кинофестиваля, а затем и премию "Оскар". Удивительные приключения десятилетней девочки в мире духов, чем-то напоминающие немецкую сказку "Карлик Нос", а трогательные отношения Тихиро и Хаку наверняка взволновали не одно сердце.

Следующим шедевром стал "Ходячий замок" (2004 год), основанный на детской книжке британской писательницы Дианы Уинн Джонс. Главная героиня здесь постарше (даже сильно постарше – благодаря колдовству), а ведьмак Хаул, с которым её свела судьба, - беззаботный юноша, со всех ног бегущий от войны. Образ огромной чёрной птицы, в которую он перевоплощается, чтобы воевать, - это наглядно представленная перемена в его душе. От окончательной утраты человечности Хаула может спасти только любовь.

"Война затрагивает личные жизни персонажей, - говорит об этом фильме продюсер Тосио Судзуки. - Когда кто-то оказывается в таких обстоятельствах, трудно влюбиться в таких условиях. В такой тяжёлой ситуации, главный герой оказывается перед более сложным вопросом: "Какую сторону я должен поддержать в войне?" Миядзаки и я обсуждали этот вопрос в те дни. Я задумался. Мне казалось, что эти условия подходят, чтобы изобразить чистую любовь".

Кстати, образ Ходячего замка Хаула был списан с русской избушки на курьих ножках – литературный клуб не прошёл для Миядзаки даром.

Начиная с 2005 года, каждая работа Хаяо Миядзаки приравнивалась к лебединой песне. Но после "Рыбки Поньо на утёсе" был мультфильм "Со склонов Кокурико", а затем и "Ветер крепчает". На сей раз действительно последнее творение сенсея. Этот период у режиссёра - самый реалистический. Уже в аниме "Со склонов Кокурико" нет и намёка на фантастику, мифологию, сказку – разве что сказка заключена в самих событиях, случившихся с двумя юными влюблёнными.

Что касается грядущего "Ветер крепчает", это и вовсе байопик о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, который наиболее известен своими A6M Zero. В который раз Миядзаки оглядывается на жизнь своего отца и на всё то, что его окружало. Динамичный, яркий, не совсем обычный для режиссёра, фильм вновь обращается ко времени войн и ядерных взрывов, но уже напрямик, без мифологических интерпретаций и переносов действия в будущее, альтернативное прошлое или параллельный мир. Это наша история, как бы говорит нам Миядзаки, история Японии. Это то, как мы видели события XX столетия, как видел их я. Здесь нет агрессии по отношению к американцам или кому-то ещё, хотя, конечно, без драматических моментов не обходится. Все внимание Миядзаки обращено к мальчику Дзиро, который с самого детства мечтал летать. Быть может, такой мальчик до сих пор живет в душе режиссёра-аниматора.

Через мечту юного Дзиро о небе раскрывается мечта всего японского народа о процветании и взлёте, а трудности, через которые проходит главный герой, олицетворяют упорство всех японцев в достижении одной большой общей мечты. В фильме не обойдётся без романтической линии и юмора – Хаяо Миядзаки хоть и не столь фантастичен в своей последней работе, но все так же тонок в создании эмоционально насыщенного повествования, где только ему одному удаётся так сбалансированно выдержать смех и печаль, окрылённость мечтой и отчаяние, романтику и настоящую дружбу. Звучащая рефреном в фильме цитата из Поля Валери "Крепчает ветер!.. Значит – жить сначала!" передаёт и твёрдую волю всех японцев, и их невероятное мужество следовать своей мечте.

Анимационный фильм "Ветер крепчает" стал прощальным подарком всем поклонникам творчества Хаяо Миядзаки и глубоким поклоном японцам и его родной стране. Это дань уважения и знак гордости за свой народ. Миядзаки прямолинеен и точен, говорит простыми словами и образами, но его послание глубоко и искренне, оно затрагивает самое сокровенное и самое важное.

Однажды Хаяо Миядзаки сказал: "Анимация — это не то, когда ты берёшь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая скрыта внутри тебя самого".

Просмотров: 5558
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

19.02.2014
Алёна
Очень хороший рассказ о японском волшебнике. Уже завтра!)
18.02.2014
Зайка
Мимими
Уже хочу!!

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

778 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1571 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик