Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
7
декабря
ср
Ночь -11
День -10
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.80  
EUR68.40 68.68
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

"Что-то случилось, нас все покидают…"

Главная новость
(Памяти телеоператора Валерия Ткалина, профессионала)
10.02.2014 09:41
Поделиться:

…Омск молчит… Как всегда… Абсолютная тишина со всех сторон (и даже в Интернете)… В пятницу, 7-го февраля, не стало одного из лучших отечественных телеоператоров, легендарного омского "телевизионщика" Валерия Ткалина… Ау, Омск! Услышь! Хотя бы сейчас!.. Валеру похоронили 9-го, в воскресенье…

"Оператор – это человек, который "своими глазами" доносит до зрителя окружающий мир", – любил он иногда цитировать собственный афоризм. Валерий Ткалин… Имя "знаковое" для Омска (несколько поколений омичей-телезрителей смотрело на окружающий мир "ткалинскими" глазами). Валера был профессионал. Из тех, кто начинал в благословенное время юного Омского телевидения, когда голубой экран ещё был чудом, когда эфир был только "живой" (и так наивно казалось, что он будет "вечно живым"), когда популярность тех, кто появлялся на чёрно-белом омском телеэкране, была сравнима разве что с популярностью космонавтов.

Мне кажется, в судьбе Ткалина всё было как будто предопределено заранее. Он родился во Львове, но уже в десятилетнем возрасте становится омичом: отца, по профессии рентгенолога, в 1957-м году пригласили в Омск. Мать – Анна Ткалина – устроилась работать на телевидение (ушла она на пенсию в 1980-е, в должности режиссёра Молодёжной редакции; была, была такая замечательная редакция!..). А телевизор, кстати, Валера, как он рассказал однажды, впервые увидел в Ленинграде, в 1954-м (родители – как активные участники самодеятельности – принимали там участие в каком-то крупном фестивале; взяли с собой и сына). Увидев телевизор, Ткалин (цитирую Валеру) "пришёл в состояние шока. Да, это был именно шок. Я не могу его даже передать словами... Вот этот ящичек… Вот это голубое окошечко… И – всё двигается!..".

…Рассказать о Ткалине… Это значит одновременно "коснуться" сотен, тысяч людей, с кем сталкивала его операторская судьба. Было дело, – начал как-то уговаривать Валеру "засесть за книгу". Он слушал, улыбался. Потом вдруг глаза у него загорелись, он начал перечислять, о ком рассказать-написать бы мог. А среди имён-"персонажей" – Ростислав Плятт и Борис Каширин, Олег Табаков и Николай Караченцов, Ножери Чонишвили и Виктор Мальчевский, Жанна Бичевская и Александр Градский, Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха… А потом он на политиков переключился, о ком тоже мог бы "кое что поведать": Гайдар, Рыжков, Жириновский, Хасбулатов и, как говорится, "мн.-мн. др."…

Уже никогда не напишет… Но если когда-нибудь на Омском телевидении (я про ГТРК "Иртыш", конечно же) вдруг чудо случится – и там наконец-то начнут заниматься СОХРАНЕНИЕМ ИСТОРИИ И ПАМЯТИ, – можно смело приводить все фразы Валерия Ткалина (это расшифровка с диктофона), которые я цитирую сегодня. Равно как и эту: "На детские роли работники телевидения приводили своих детей. И вот меня привела мама… Для меня Омское ТВ началось, в общем-то, именно с этого момента. Я даже играл "в паре" со Спартаком Мишулиным (около десяти ролей в итоге набралось)!.. И вообще могу сказать, что у всех операторов-"стариков" есть по несколько сыгранных ролей. Но главное – не это: тогда я впервые и увидел "людей, которые показывают". Для меня они были волшебниками. Я понял, как многое зависит от оператора. Я увидел всё: как они работают с режиссёром, с художником, со светом… И понял, что хочу быть только оператором!..".

И если бы в государственной телерадиокомпании "Иртыш" существовал "Календарь истории Омского телевидения", – то, конечно же, 1963-й год был бы, помимо прочего, отмечен там и как год устройства на работу 17-летнего Валерия Ткалина (и даже более конкретная дата есть: 19-е июля). И далее у Валеры – шаг за шагом – но стремительно! – восхождение к Профессии. Уже через пару лет – первая стажировка в Москве.

Из диалогов с Валерой: "…Москвичи очень любили нас. Для них прямой эфир был – как взрыв бомбы. Все бегают с выпученными глазами: "Мы эфирим, эфирим!..". Ну и что? Подумаешь, – эфирим! А мы каждый день эфирим… И нас ставили – и мы с ходу работали… А ещё мне очень повезло, когда в 1974-м я попал к очень сильному оператору, Сергею Журавлёву. И вообще мне всегда везло на профессионалов. Никогда не забуду, как знаменитый Аронов (мы все называли его "Главный оператор СССР") заводит нас в павильон, где работает оркестр Евгения Светланова. Идёт запись. И что-то там Журавлёв с одним из оператором повздорил. Он смотрит на нас, группу стажёров, и говорит: "Вот вторая камера, кто встанет за неё?". Я был молодой, нахальный. "Я, – говорю, – встану". Встал, начинаю работать. Слышу вдруг голос режиссёра: "Двоечка", что вы мне тут показали? Повторите! Молодец! Закрепили! Поехали дальше!.." И он меня забирает потом к себе в группу…".

Ну а столица "аукалась" уже позже, когда операторские работы Ткалина попадали в Москву и становились основой для "всероссийских" программ и клипов (как это было, например, с омскими записями групп "Круиз" и "Чёрный кофе"). Что же касается "музыкального образования"… Ткалин не только любил и чувствовал музыку, – он умел её "видеть" и "показывать". Ему говорили "спасибо" десятки именитых музыкантов, солистов, ансамблей. Был случай, приехал профессор московской консерватории Серебряков. Должны записывать "Апассионату". А Ткалин больше всего любит у Бетховена "Лунную сонату". Подходит молодой оператор к мэтру музыки и, ничуть не смущаясь, говорит: "А Вы "Лунную сонату" играете? Вы не могли бы заменить произведение?" (И это всё – перед "живым эфиром"!). Серебряков ошарашенно смотрит на Валеру: "Мог бы…". А уже потом по поводу этой съёмки он говорил москвичам, сравнивая "ткалинский" показ со столичным киношным показом "Лунной сонаты": "Учитесь, как надо показывать!..".

…К Ткалину никогда не было применимо понятие "просто оператор". Оператор-постановщик? Да! Оператор-режиссёр? Да! (Между прочим, когда-то сам Ножери Давидович Чонишвили готовил Валеру для поступления во ВГИК на режиссуру).

…Из монологов Валерия Ткалина: "В павильоне "Иртыша" я знаю каждый сантиметр, знаю, какой план может выдать любая камера из любой точки. Это – опыт. Который сегодня никому не нужен. Да, меня и в Москву приглашали, и в Питер… Но я считаю себя омичом, я люблю Омск, очень люблю… Где бы я ни был. Профессия давала возможность мотаться "от запада до востока". Я был на границе, на ядерной базе, в Финляндии, Италии… Я даже с вертолёта прыгал с камерой… Сегодня ты можешь быть в каком-нибудь коровнике, завтра на какой-нибудь стройке, послезавтра – в Совете Федерации, потом – в Органном зале… И всё время – новые люди, и ты "впитываешь" их в себя. Но главное – ты всегда в команде: ТВ ведь прежде всего – коллективное творчество!..".

…Горжусь, что были у нас с Ткалиным "общие воспоминания" – оттуда, из 1960-х, когда разница в возрасте в восемь лет была ещё ох как ощутима и я, двенадцатилетний пацан (участник почти всех детских передач Омского ТВ), смотрел на "дядю Валеру" – двадцатилетнего оператора Валерия Николаевича Ткалина – со священно-благоговейным трепетом. О, легендарная Детская редакция Омской студии телевидения (была, была такая замечательная редакция)! О, великий "живой эфир", когда каждая секунда – без права на ошибку. А значит – и то самое чувство ответственности (величайшее из чувств), которое и является одним из главных залогов ХУДОЖЕСТВЕННОГО результата. В день "живого эфира" – две-три репетиции, после которых Ткалин подходит, улыбается, голову мне взъерошивает ("Молодец, Серёга!"); потом страшное (до сухости в горле) – тракт; потом томительные час-два перед эфиром… И – вот оно! Тридцать секунд… Двадцать… Ткалин выглядывает из-за камеры, подмигивает: "Давай, Серёга, всё будет хорошо!..". И уже не страшно. И уже раздаётся голос помрежа: "Тишина в студии! Внимание! Эфир!..".

…Валера уволился из "альма-матер" (Омского ТВ) аккурат с началом 21-го века, в 2001-м, когда из ГТРК "Иртыш" уже были безжалостно выброшены за борт многие и многие профессионалы, когда художественное вещание кануло в Лету и когда политика тогдашнего председателя ГТРК "Иртыш" (да-да, А.И. Белаша) уже определила дальнейший беспросвет…

…А как хохотал Ткалин, когда 19-го июля 2003-го (а Валера отмечал у себя дома 40-летие со дня прихода на Омское телевидение) я спел ему под гитару песенку шуточную, на мелодию песни "Товарищ Сталин, Вы большой учёный…". Ткалин несколько раз просил: "А спой ещё разик!"… Да я вот и в нынешнем году спеть её для Валеры собирался…

                              …Товарищ Ткалин, Вы уж извините,
                              что прерываю юбилей я Ваш.
                              Ведь я – простой советский телезритель,
                              и я намного проще, чем Белаш.

                              Всё изменилось в этом мире странном,
                              и не в ладах уже я сам с собой.
                              Когда сижу пред голубым экраном, –
                              сам становлюсь как будто "голубой".

                              Мы все – в строю безвинно виноватых,
                              друзья-ребята, други-кореша!..
                              Душа осталась там, в 60-х,
                              вот почему так мечется душа.

                              В 60-х – главный мой экзамен,
                              где всё живое и без полумер,
                              где пред твоею камерою замер
                              я – лопоухий юный пионер.

                              Да, всё живое, именно живое!
                              И перед каждым – необъятный мир.
                              Живые судьбы, и живой Шушковский,
                              и жизнь живая, и живой эфир...

…Лучшим телережиссёром всех десятилетий Омского ТВ Ткалин всегда называл Юрия Семёновича Шушковского ("Юрьево время" на телевидении, всё те же 60-е). "Он ко мне относился как к равному. Он понимал, что опытный оператор, особенно "павильонщик", – всегда соавтор режиссёра. За что я очень любил Шушковского: он принесёт глыбу мыслей – и обрушит на тебя!..". Именно с того времени Ткалин всегда сравнивает работу оператора с работой скульптора. Впрочем, "своих" афоризмов добрейшему, талантливейшему и ироничнейшему Ткалину всегда было не занимать, успевай только запоминать да записывать. Вот, несколько фирменных, "ткалинских":

Оператор – это резец режиссёра. Перед тобой – глыба, и ты отсекаешь всё лишнее.

Оператор – человек, который умеет "хватать" быстро то, что не видят другие.

Оператор – человек, который острее воспринимает действительность, человек, которому всегда интересно то, что происходит и "за кадром".

Оператор – человек, отдающий зрителю "свои глаза", свой взгляд…

…А что сегодня? Валера и на это отвечал просто, сразу и не мудрствуя (истина не требует мудрствований): "Сегодня профессия оператора "снивелировалась" (как, впрочем, и режиссёрская профессия, и звукооператорская). Есть телевизионные технологии вместо живой операторской работы. Нет павильонных работ по большому счёту. Нет хорошего света. Сегодняшняя техника – не "павильонная", а репортажная: при минимуме света выдать максимум картинки. Для общего плана это вообще не годится… Сейчас что происходит? Приди на любой телеканал, возьми камеру, сними что-нибудь "более-менее чётко" – и ты уже оператор… Был как-то на съёмках в Калачинске, подходит ко мне женщина средних лет с камерой, с местного ТВ, говорит: "Что-то у меня темно в камере, посмотрите". Я ей всё сделал. "Давно снимаете?" – спрашиваю. "Давно, – отвечает, – аж целый месяц".

А нас "операторству" – учили. До получения первой операторской категории я проработал семь лет. И утверждали категории в Москве. А знаешь, какие "первые уроки" были? Ставили свечку горящую, и я должен был объехать её на длиннофокусном плане, и чтобы камера не шелохнулась. Я, признаюсь, элементарно плакал!..

О чём ностальгия сегодня? О телевизионных профессионалах, о хорошем слове в кадре… Нельзя сходить до уровня невоспитанных людей… Но перспектив я пока не вижу. Надо звать профессионалов, надо набирать перспективный "молодняк". Тем более что понятие "операторская школа" было в Омске всегда!..".

                                  …И вечно будет опыт наш бесценен,
                                  пока мы есть, и дух наш не устал,
                                  и объектив на этот мир нацелил
                                  Валерий Ткалин, профессионал!..

…Прощай, Валера!.. Спасибо, что ты – был. Спасибо, что во многом благодаря тебе Омское телевидение было когда-то лучшим и в СССР, и в России. Спасибо за твою сопричастность ко множеству людских судеб! Браво, профессионал! Спасибо, дорогой! Прощай!..

Просмотров: 4404
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 6):

17.02.2014
Юрий
Сережа, спасибо за Валерку... Пока я помню, а помнить Учителя в ТВ буду всегда, я живу-как живы во мне все твои уроки человеческого общения. Любил тебя Валерка, люблю и буду любить.
10.02.2014
Петров Юрий
Светлая память Валерию Николаевичу,светлая и вечная. Этот человек не просто показывал нам мир своими глазами, он своей жизнью показал миру, каким ему надо бы быть. Николаич объединил вокруг себя столько хороших людей. Соболезную всем, кто его знал. Антону - держись, брат
10.02.2014
Марьяна Киселёва
Серей Павлович, в Интернете тоже есть про Валерия Ткалина:http://mar-kis.livejournal.com/122731.html
10.02.2014
виктор ставицкий
горькая потеря так всегда не успели поговорить лишний раз встретиться позвонить и вот нет замечательного человека любившего жизнь умевшего ее понять прощай валера прости что не проводил конечно ты здесь с нами теми кто тебя не забудет
10.02.2014
yuri4@bk.ru
Сергей! Огромное спасибо за статью! Я сын Валерия Ткалина. Жаль, что у меня не получилось дать некролог. Не решился обратиться на ГТРК, где мой отец проработал 37 лет. Не решился потому, что, когда 27 марта 2013 года не стала мамы - ассистента режиссера Омской студии телевидения Тамары Ткалиной; она отработала на телевидении больше 30 лет, в ответ на просьбу дать некролог новоявленные "шариковы" и "швондеры" ГТРКшной верхушки сказали, что "рассмотрят такую возможность в ближайшие дни..." Мне было сложно после такого обращаться к ним второй раз. Бог с ними. Все, что Вы пишите об отце, - очень точно и одновременно очень емко. Я много раз просил его - напиши книгу. "Я не журналист" - "Ну не журналист и не журналист, у тебя есть Денисенко" - "А почему именно я? Любой из "стариков" может рассказать не меньше. Да и кому это все надо?". Так мы с ним спорили. Книги, к сожалению, так и не вышло, но очень хочется верить, что кому-нибудь это все-таки надо....или будет надо... когда-нибудь...Еще раз спасибо за добрые слова и память.
С уважением,
Антон Коробченко
10.02.2014
Лариса Белобородова
Спасибо за добрые проникновенные слова и светлую память о Валерии Николаевиче. Он - настоящий профессионал, обладающий безукоризненным вкусом, чувством меры и тактом. Не помню его грустным, брюзжащим, недовольным - он всегда был светлым и улыбчивым, с ним легко и приятно было общаться всегда. Нам всем очень повезло, что мы работали и дружили с ним, трудно поверить, что его больше нет. светлая ему память

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

703 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1493 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик