Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
11
декабря
вс
Вечер -5
Ночь -3
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD62.40 63.35
EUR65.30 67.10
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

"Будто сделал я что-то чуждое…"

Главная новость
(Открытое письмо бывшему главному режиссёру Омского ТЮЗа Борису Гуревичу)
06.02.2014 12:36
Поделиться:

День (вечер ли) добрый, уважаемый Борис Робертович!

В Омске после Вашего отъезда морозы начались, а в Питере (с Вашим приездом), говорят, потеплело… Вот уже неделя прошла, а я всё не могу забыть Ваш недавний короткий телефонный "прощальный звонок", когда Вы уже "на чемоданах сидели" и делали, как Вы сказали, "последние омские телефонные звонки". Спасибо, что позвонили!.. Но… Неуютно я себя чувствую... Помните, у Вознесенского? "Будто сделал я что-то чуждое, или даже не я – другие…".

Почему я избрал форму "открытого письма"? Потому что хочу извиниться перед Вами не просто как Сергей Денисенко, которому Вы подарили огромную радость встреч с Вашими талантливыми спектаклями и которому Вы доверили (вместе с уже бывшим директором театра Валентиной Соколовой, пригласившей Вас два года назад стать главным режиссёром) создать книгу о 75-летней истории Омского ТЮЗа. Я хочу извиниться как "коренной омич". Мне не за себя стыдно, а за город Омск, который уже начал становиться Вашим родным и близким городом и который безжалостно "выжил" Вас из своих уже давно обескультуренных недр.

Вы замечательно однажды сформулировали "сокрытую" суть поставленной Вами в Омском ТЮЗе "Двенадцатой ночи", Вашего первого в творческой судьбе обращения к Шекспиру: "Думаю, что эта пленительная, лёгкая и забавная комедия имеет драматические ноты. Это история о человеческих несовпадениях". Мне кажется, то, что случилось с Омским ТЮЗом, – это тоже к вопросу о человеческих несовпадениях. Кого с кем? Прежде всего профессионалов-творцов с чиновниками-непрофессионалами. И кто бы мог подумать, что благодаря региональному минкульту будет вписана уникальная по своей беспрецедентности, алогичности и антизаконности страничка в вечный роман под названием "Художник и Власть"!..

Сон мне недавно приснился, Борис Робертович. Совершенно дурацкий. Улыбнитесь там, в Петербурге. Время действия – примерно 2005-й, и вот будто бы Омскому театру драмы (а там директор – В.П. Лапухин, а главный режиссёр – Е.Ж. Марчелли) минкульт сообщает, что проведён конкурс на замещение должности директора – и директором назначен Г.Р. Тростянецкий. Правда, при этом Геннадий Рафаилович говорит, что он директором быть не может, а только главрежем или худруком; но минкульт объясняет, что это не важно: пока побудет директором (можно и по-другому – руководителем), потом, после изменения штатного расписания, станет худруком. "А как же директор?" – театр вопрошает. "А как же работающий главный режиссёр?" – ещё изумлённее вопрошает театр…

Вот на этом месте я проснулся, вытер холодный пот, водички из чайничка попил – и снова заснул. И снова – сюжет. Слегка видоизменённый. Время и действующие лица – те же. А "видоизменение" такое: минкульт сообщает театру, что проведён конкурс на замещение должности не директора, а главного режиссёра – и главрежем назначен Б.М. Мездрич. Правда, при этом Борис Михайлович говорит, что он режиссёром быть не может, а только директором; но минкульт объясняет, что это не важно: пока побудет главрежем, а потом, после изменения штатного расписания, станет директором. "А как же главный режиссёр?" – театр вопрошает. "А как же работающий директор?" – ещё изумлённее вопрошает театр… И тут я проснулся окончательно…

Я не знаю, Борис Робертович, почему ни один из юристов Омска не обратил внимания на произошедшее в Омском ТЮЗе. Салтыков-Щедрин – "отдыхает"! Выбирался директор – а в итоге: худрук (режиссёр) при "живом главном", отсутствие директора, да ещё – постфактум, "под ситуацию" – изменение штатного расписания. Да ещё при этом, вослед Вашему уходу – да на широко распахнутом «голубом глазу": мол, для нас это было полной неожиданностью, Гуревич никак не обосновал своё решение. Улыбнитесь, Борис Робертович, и фарисейству, и омско-провинциальным человеческим несовпадениям!..

…Листаю выпущенную полтора года назад, к 75-летию ТЮЗа, книгу "Крылатая судьба театра". Перечитываю Ваши слова: "Нет ничего хуже радикальных перемен и революций. Я уважаю традиции, которые есть в этом театре, его историю. И постараюсь внести что-то своё. Ломать и перестраивать ничего не буду. Омский ТЮЗ – тот театр, куда хочется приходить и работать. Это надо ценить. И я буду заниматься своим делом в любимом, дорогом для меня театре, с актёрами, которых я уважаю, чту и люблю. И рядом со мной человек, который во многом меня ведёт – Валентина Николаевна Соколова!..".

…Я не знаю, Борис Робертович, о чём сегодня говорят по гримёркам и "курилкам" актёры, которых Вы уважаете, чтите и любите. Я не знаю, почему Добро не оказалось "с кулаками". Я не знаю, почему не покидает меня чувство неуютности (может, оттого, что "Год Культуры" за окном?)...

…Вы никогда не ловили себя на мысли, что слова, когда-то произнесённые, могут со временем обрести провидческий смысл? Это я сейчас Вас процитирую, из той же книги (знал бы – вычеркнул как редактор, была ведь такая возможность!). А сказали Вы так: "…Какой отрезок времени отпущен мне как главному режиссёру Омского ТЮЗа – не знает никто, только звёзды. "Поступай как должно, и пусть будет что будет". То, что смогу сделать в этот период, – сделаю". Зачем Вы так сказали?..

А я (тоже хорош!) – зачем-то использовал в книге цитату из Вашего любимого Левитанского, и именно вот эти строчки:

                И всё-таки сквозь трагический этот век
                проходит он, иронический человек.
                И можно себе представить его с мечом,
                качающимся над слабым его плечом…
                Но дело не в том – как меч у него остёр,
                а в том – как идёт с улыбкою на костёр,
                и как перед этим он произносит: "Да,
                горячий денёк – не правда ли, господа!.."

…Горячий… Не правда ли, Борис Робертович? Снегурочка – растаяла бы… Извините за нетактичную иронию. Вы мне как-то говорили, что всю жизнь мечтаете поставить "Снегурочку" Островского. И мне, признаюсь, уже мечталось, что Ваша "Снегурочка" премьерно-победно появится на сцене Омского ТЮЗа… А, может, ещё и появится, а?..

 

Простите наш город, Борис Робертович! И – спасибо Вам! Спасибо за Ваше прекрасное творческое кредо ("Театр для людей"), спасибо за Ваши удивительные и неповторимые ВСЕВОЗРАСТНЫЕ спектакли, и особенно (это уже мои собственные пристрастия) – за "Дон Жуана, или Любовь к геометрии", за "Принцессу Кру", за "«Двенадцатую ночь, или Что угодно", за "Моего милого Плюшкина" (одно из самых ярких театральных впечатлений 2013-го)!.. Спасибо за созвучное понимание Театра (Вы как-то признались: "Философская сказка… А значит, каждый поймёт своё, и в этом кроется модель театра. Всё должно быть и серьёзно, и театрально. Для меня важно именно это определение – "философский спектакль", даже если это спектакль "для самых маленьких". Я за серьёзность подхода к материалу. А иначе – зачем?..").

…"А иначе – зачем на земле этой грешной…". Зачем… Неожиданно вдруг подумалось совсем о другой песне, уважаемый Борис Робертович. Как Вы думаете: зачем-то ведь написал однажды Булат Шалвович вот эту крохотную песенку?

                Совесть, благородство и достоинство –
                вот оно святое наше воинство.
                Протяни ему свою ладонь,
                за него не страшно и в огонь.

                Лик его высок и удивителен.
                Посвяти ему свой краткий век.
                Может, и не станешь победителем,
                но зато умрёшь как человек.

…Дело, впрочем, не в "победительстве". Дело в том, что своим расставанием с Омском Вы проявили совесть, благородство и достоинство. Я искренне уважаю Вас, Борис Робертович!

Заканчиваю письмо. Если не затруднит, – поклон "невским берегам"! А когда в Питере что-то поставите, – пригласите, пожалуйста, моего старшего сына на премьеру, он в Петербурге живёт (его телефон по "электронке" скину). И… сберегите "Снегурочку" для Омска, Борис Робертович! Всё равно ведь здесь когда-нибудь станет уютно.

  

P.S. В "Открытом письме" использованы снимки Евгения КАРМАЕВА и Евгения ЛОМОВА, сделанные ими для книги "Крылатая судьба театра", а также рисунок Дарьи РЕШЕТНИКОВОЙ.

Просмотров: 3100
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 3):

08.02.2014
Сергей
Всё!В театр больше не лезу...Хватит...Но за Город обидно...Омск театральный!Где ты?
06.02.2014
Алексей Декельбаум
Город "О" выдавил еще одного талантливого человека, и блистательная вереница "изгоев нашего городка" уже теряется за горизонтом. Зато в высоких кабинетах тишь да гладь, да сыновья и дочки...
06.02.2014
Елена
Не город - уроды, которые в этом городе у власти...

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

964 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1659 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик