Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
26
марта
вс
Ночь −2
Утро −2
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD56.85 57.50
EUR61.30 61.90
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

"Нас мало, и нас всё меньше…"

Главная новость
Две невосполнимые потери в театральном Омске… Две предкрещенские смерти… Не стало двух легендарных талантливых людей…
19.01.2014 19:54
Поделиться:

Я не знаю, есть ли какая-либо «символика» в том, что человек умирает в канун Крещения… Но даже если и есть, – менее больно от этого всё равно не станет...

Две невосполнимые потери в театральном Омске… Две предкрещенские смерти… Не стало двух легендарных талантливых людей…

………………………………

Скончался актёр Омского государственного драматического театра «Галёрка», лауреат многих всероссийских и международных театральных фестивалей и конкурсов, лауреат премии имени народного артиста СССР А. И. Щёголева, лауреат премии «Легенда омской сцены», народный артист России Юрий Григорьевич Гребень…

………………………………

Скончалась заведующая музейным отделом Омского академического театра драмы, лауреат премии Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства им. народного артиста России Н.Д. Чонишвили, заслуженный работник культуры России Светлана Васильевна Яневская...

Светлана Яневская... Человек-легенда театрального Омска. Почти четверть века (с 1973 года) работала заведующей литературной частью в Театре драмы (некоторое время даже была актрисой), основательница театрально-концертного салона «Ретро», автор огромнейшего количества публикаций о театре в омских, московских, санкт-петербургских газетах и журналах, автор книг «Омский драматический», «Александр Щёголев» и ещё почти десятка роскошных изданий в книжной серии «Мастера сцены», задуманной Светланой в конце 20-го века. В этой серии вышли книги «Валерий Алексеев», «Наталья Василиади», «Валентина Шершнёва», «Елена Псарёва», «Валерия Прокоп», «Алексей Теплов», «Борис Каширин», «Елизавета Романенко» – и каждая из них становилась книгой-событием, книгой-праздником, книгой-подарком.

Это была титаническая работа, это были титанические подвижнические усилия во имя высокого интеллектуального и театрального имиджа нашего города, во имя трепетного и бережного сохранения «судеб актёрских»!.. Светлана Васильевна, Света… Замечательный и талантливый человек, подвижник, профессионал, хранитель театральной истории и «человек театра» в каждой клеточке души своей…

Вспомнилось, как она хохотала и ругала меня при этом, когда прочитала в одной из моих статей, связанных с выходом в свет её очередной книги (цитирую строчки из журнала «Максимум»): «Если бы я был очень крупным начальником и в моём «подчинении» была бы Яневская, – сделал бы я так: построил бы для неё красивый изящный домик, в котором можно было бы делать театральные выставки и хранить собранный ею уникальный музейный фонд; оборудовал бы её рабочий кабинет современной компьютерной техникой; назначил бы ей не «жалованье», а высокую и достойную заработную плату и сказал (приказал) бы: «Пиши, дорогая Светлана Васильевна, и ни на что не отвлекайся! И не думай о том, где найти спонсоров на издание и почему такой катастрофически маленький тираж у книг – всего 500 экземпляров. Главное – пиши! И чтобы каждый год – по одной книге в серии «Мастера сцены». Потому что театр этого достоин. Потому что город достоин, хотя до сих пор этого не осознал!..».

………………………………

Юрий Гребень… Он был прежде всего – монологичен. И индивидуальностью своей, и ярким талантом, и неповторимостью, и незаменимостью. Он был прежде всего – Артист. Из тех, на кого «ставят спектакли», из тех, чьё участие в любой театральной постановке изначально гарантирует спектаклю зрительский интерес. («Играет ли в спектакле Гребень?» – вопрос, хорошо знакомый театральным кассирам). Он был прежде всего – Личность (так же как монологичными Личностями были практически все сыгранные им персонажи, среди которых Мольер, Сенека, Тригорин, Опискин, Тевье-молочник и даже Ленин)… Замечательно как-то сформулировала журналистка и театральный критик Людмила Першина: «Юрий Гребень ещё только появляется на сцене, ещё не сказана и первая реплика, а ощущение чего-то очень искреннего, настоящего, исходящее от его персонажа, уже захватывает зрительный зал. Нет, что бы ни утверждали прагматики от искусства, всё-таки есть он – магнетизм таланта особо тонкой выковки. Магнетизм человека, постигающего окружающий его на сцене мир самым невероятным образом…». Это, в принципе, можно говорить практически о каждой из сыгранных им ролей.

Он всегда был словно осиян… легендарностью, аура которой буквально витала над ним, начиная ещё с 1960-х, когда «молодой герой» Юра Гребень играл в спектаклях Омского ТЮЗа, руководимом легендарным Мастером Владимиром Дмитриевичем Соколовым (театралы-«старожилы» помнят: «Мещане», «Маленький Мук», «Девочка и апрель», «Чайка», «Легенда о Паганини», «Тристан и Изольда», «Брат Алёша», «Они и мы»… Спектакли-легенды, спектакли-песни)…

…Его корневая основа – в Омске. И он ощущал это всегда, даже когда в начале 70-х уехал в Норильск, почти на четверть века (и, кстати, надо ли объяснять, почему сегодня он для Норильска – легендарный Актёр!?). Но он вернулся в Омск, вернулся к «корням», вернулся вместе со своим главным «спутником жизни и творчества» – женой, замечательной актрисой Светланой Романовой. И стал актёром «Галёрки»… «Галёркинские» роли Гребня (и особенно в классическом репертуаре) позволяют с уверенностью констатировать: слияние актёра с персонажами было столь глубоко и органично, что зрители, которым доведётся когда-либо смотреть в других театрах спектакли по тем же пьесам (но, естественно, с другими актёрами), вряд ли смогут «адаптироваться». Утверждаю на собственном зрительском опыте. И Мольер из «Жизни господина де Мольера», и Кузовкин из тургеневского «Нахлебника», и Мечеткин из вампиловского «Прошлым летом в Чулимске» (перечислять могу долго) – у всех у них отныне и навсегда «лик» интеллигентного, яркого, умного, темпераментного, блистательного актёра Юрия Гребня. Мало того, классические персонажи Гребня всегда становились для зрителя «нарицательными» (и в этом была ещё одна удивительная особенность его таланта: умение довести роль до символа, вычленить в каждом персонаже общечеловеческое, понятное всем и каждому). Но даже играя классику, – Юрий всегда был остросовременен: его персонажи словно раздвигали «завесу времён», прорываясь к нам, сегодняшним…

………………………………

Две невосполнимые потери в театральном Омске… Две предкрещенские смерти… Не стало двух легендарных талантливых людей…

Прощайте, легенды театрального Омска – Светлана Васильевна Яневская и Юрий Григорьевич Гребень!..

Прощайте, Светлана и Юрий! И простите! И спасибо за то, что вы дарили меня своей дружбой!.. Я горжусь, что в моей судьбе есть счастье – знать вас! И ныне, и присно, и навсегда!..

Просмотров: 4652
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 6):

24.01.2014
С.Котов
Начинается год - третий талант из третьего театра - Олег Карпович уходит... Вроде год не високосный...Но Что-то собирает свой урожай...
20.01.2014
М. Сильванович
Юрия видел в одном-двух спектаклях. Талантливый актёр. Жаль прощаться с такими. А Светлану знал хорошо и, будучи редактором "Молодого сибиряка", с удовольствием печатал её талантливые работы о театре и актёрах.Скорблю и буду помнить.
20.01.2014
Алексей Декельбаум
Светлая память и спасибо за то, что были "в этом мире, в этом городе". Вот и еще часть жизни ушла...
20.01.2014
Сергей Котов
Всегда неожиданно это... Светлая память!
20.01.2014
Сергей Олексяк
Скорблю со всеми!..
19.01.2014
Лариса Ханжарова
Светлая память!!!

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Владимир Жуковский Владимир Жуковский

Политолог

Этилмеркаптан: законы физики не указ генералам

Никто и не сомневался, что крайнего назначат, но была надежда, что хотя бы не так борзо, без каких-либо аргументов и доказательств.

527 просмотров
3
Таня Баньшива Таня Баньшива

Рекламщик, координатор "СпасОмск"

Буферные пруды ОНПЗ обвиняются в распространении вони над Омском

Правда никто не уточнил, приходится ли специалистам, занимающихся ремонтом прудов и вывозом осадка, работать в противогазах или же они уже привыкли к аромату и не замечают его.

424 просмотров
1
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Омич:

Я думаю, что мы все-таки живем в правовом государстве, поэтому давайте дождемся ...

// Омский НПЗ считает выводы Росприроднадзора некорректными

Этилмеркаптан:

Нет меня на прудах ОНПЗ, нет) Дядя Еремин лжет.

// Омский НПЗ считает выводы Росприроднадзора некорректными

Владимир:

Женя! Вы наверное работаете на газпромнефть поэтому так рьяно и с таким професси...

// Омский НПЗ считает выводы Росприроднадзора некорректными

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик