Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
6
декабря
вт
День -11
Ночь
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.70  
EUR68.50 68.79
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Кинонуар. Выпуск 1

Главная новость
Да, нуар – симулятивный дискурс. Чёрные спины, лестницы, как в "Дурной славе" Хичкока. Американское кино конца 40-х годов – продукт немецкий, наследие экспрессионизма. 
09.01.2014 10:48
Поделиться:

1. Гилда и другие дивы

Да, нуар – симулятивный дискурс. Чёрные спины, лестницы, как в "Дурной славе" Хичкока. Американское кино конца 40-х годов – продукт немецкий, наследие экспрессионизма. Оператор "Гилды" - Рудольф Матэ, бежавший из Германии. Казино, как место действия, - отсылка к "Мабузе" Ланга: никакой реальности, один киноинтертекст. Весь мир - игорный зал и в "Шанхайском жесте" Штернберга. Немцы возводили сюжет к настольному в 20-30-е годы Достоевскому, которого и экранизировали. Но "Игрок"-то написан не без влияния романтиков и атмосферы немецких вокзалов – такой круговорот! Как всегда в нуаре, будущего нет - есть возвращение призраков прошлого, от которого отрекаются только на словах. В "Гилде" потому говорят странно: участникам диалога как будто сотни лет, всезнание сочетается с неверием. Никогда не поймёшь: искренни они или лживы. Каждый одинок, в своём "коконе". Рита Хейворт – никакая не "роковуха": я нахожу её очень тёплой.

Рита Хейворт - Гилда

Нуар-девушки - это Лорен Бэколл и Вероника Лейк. Обе не умеют играть: "зажаты" и "смущены". Бэколл препятствует камере фирменным взглядом исподлобья, Лейк – стрижкой пикабу, закрывающей правый глаз. Бэколл, с её мужским тембром, – двойник Богарта; Лейк, начинавшая как флаппер, – "сестра" Лэдда. Две идеальные пары американского "нуара". Обе девушки с хитрецой, себе на уме.

  

Лорен Бэколл и Вероника Лейк

Уникальный тип – Джин Тирни в "Лоре". Живая Лора даже простовата, зато портрет – роковой, с аурой - поглощающей прототип. Персонаж Эндрю Даны влюбляется именно в изображение. Кадр, в котором их трое, - магический, ставший культовым.

Джин Тирни

"Двойная страховка" - перформанс Барбары Стэнвик. Великий стилизатор Б.Уайлдер снял фильм о нуаре. Ему не нужен был ещё один роковой образ, поэтому он сделал из актрисы-брюнетки "белый" архетип: самая светящаяся из див "чёрного кино" носит псевдо-декадентский браслет на ноге, чего режиссёр терпеть не мог с юных лет. Стэнвик вся такая остренькая, с капризным ртом и лисьими глазами. Главный герой, мешковатый "ирландец", ищет случая выбраться из конторы, напоминающей "немецкие" катакомбы.

Кадр из фильма "Двойная страховка"

Каноническая стерва – Бриджит О'Шонесси в исполнении Мэри Астор ("Мальтийский сокол"). Она не пахнет жимолостью: она ядовита, умна и абсолютно не обаятельна. Сэм Спейд пытается разгадать её: страдает или наслаждается; манипулирует или сама жертва манипуляций? Распад чарующей фигуры таинственной женщины на серию истерических личин, финальный слом Бриджит, которая превращается в существо без сущности, даёт силу герою отвергнуть её (Славой Жижек).

Кадр из фильма "Мальтийский сокол"

В шедевре Р. Олдрича "Целуй меня насмерть", снятом на излёте "чёрной" традиции, "роковуха" - белобрысая тварь, без-образная кукла с мерзким голоском: без черт, примет, возраста.

2. "Мальтийский сокол" Д. Хьюстона

Богарт в федоре

Занимательно расположение в пространстве вещей и людей. Люди = тела для "товарообмена". У Богарта – шляпа федора, у Лорре – самая нелепая из шляп: с его в контору входит "достоевщина". За остроумием диалогов скрывается то, что "деморализует"(словечко Мишеля Пуакара). Лицы смяты недоверием. Тени растут на стенах, полах, потолках, в дверных проёмах, ничем и никем не отбрасываемые. На входной двери детективного агентства буквы всегда перевёрнуты отражением. В тексте 1930 года и двух довоенных экранизациях не было этой атмосферы. В них мальтийский сокол – вещица, подделка. У Хьюстона птица – зловещая, нордическая. Это её тень на лицах и предметах. Вещь получает историю. Для рекламной компании было сделано множество фотографий Богарта с соколом, распростёртым за спиной лучшего Сэма Спейда. Второй такой нуар-иконой станет Алан Лэдд, но его ворон - личный тотем. Мир фильма населён мужчинами и женщинами, которые не хотят друг друга. Мне они напоминают римлян времён распада империи, которые в термах разговаривали о сумерках богов. Должно было пройти много голливудских лет, чтобы Спилберг в "Индиане Джонсе" смог с такой легкостью рассказывать о Граале, ковчеге и прочих вещах, ставших утварью, сувенирами из киношной лавки (как и шляпа федора на голове героя). У нуара есть вехи, начало и конец. Жирного Гринстрита из "Мальтийского сокола" переплюнет необъятный Орсон Уэллс в "Печати зла". Катарское пространство Хьюстона обернётся грязным "кинговским" городишком, а последнюю женщину на земле сыграет Марлен Дитрих, но будет это не серебряная дива, а цыганка. Она, как дама с поленом у Д. Линча: всё предсказывает судьбы мира, в котором наихудшее давно сбылось.

3. "Двойная страховка" Б. Уайлдера

Кадр из фильма "Двойная страховка"

Несколько человек после просмотра признались, что это было лучшее за всё время, что есть моменты, "когда хотелось аплодировать". Уайлдер верен себе: конформизм, оппортунизм, фашизм, цинизм, экспрессионизм – да всё что угодно! "Некоторые любят погорячее" - экранизация немецкого комикса 20-х годов. ДС – не столько экранизация романа Кейна, сколько - плод тех знаний о мире, которые Вилли Вильдер приобрёл в Берлине 20-х, работая жиголо, журналистом, сценаристом. Кафкианская контора. Комната героя в три шага. Потолок падает на шляпу. Сотрудники безлики, лифты с мерцающими лампами везут прямиком в ад. Висящие шляпа и пальто образуют на заднем плане густую тень. Крючок вешалки вонзается в шляпу, как штырь в мозг. В "Постороннем" А. Камю герой убивает из-за палящего солнца, страховщику Уайлдера опостылела теснота мира. Он захотел стать автором, сценаристом, Богом. Он решил, что эта мерцающая дамочка – актёрка в его пьесе. На самом деле герой фильма – "тюфяк", подцепивший бабу с браслетом на ноге. Когда Уолтер Нефф понимает, что она – мозг, он убивает: не Филлис Дитрихсон, а её "текст". Но даже "точку" суждено поставить не ему. Зловещая фигура – персонаж Робинсона. Вот кто Бог конторы / Кламм / Порфирий Петрович. В финале Бартон Киз склоняется над истекающим кровью Неффом: он мог бы научить парня, как выжить, когда нет ничего, кроме "работы с уродским горбом", "жилплощади" и "тёлки с браслетом на ноге". А дочь Дитрихсона недаром поселилась на голливудских холмах: станет, наверняка, кабацкой звездой, потому что зовут её Лола. В "Дурном воспитании" Педро Альмодовара на стене висит афиша ДС. Когда Альмодовара спросили об "использовании умолчаний, добавляющих фильму ощущение глубины", он ответил, что они "как чёрные дыры, которые буквально придают фильму глубину, причём, мрачную глубину". Я подумала вдруг о спичках в фильме Уайлдера – только у него они зажигаются, как костры. В первой же сцене сигарета срезана рамкой кадра, и кажется, что Нефф жарится на адской сковородке.

P.S: Родня режиссёра погибла в печках Освенцима.

Просмотров: 2547
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

647 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1426 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик