Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
Ночь -4
Утро -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.45  
EUR68.20 68.52
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Антикварная лавка Магдалины

Главная новость
В "Человеке-волке" Джорджа Ваггнера (2010) удел Лоренса подсказан уже началом фильма: играть на сцене, освещённой плауном*, Гамлета-младшего значит теряться вповторениях, копиях. "Ублюдочный театр" (Робер Брессон) навязывает герою  "мифологический" исток, который подменяет собой "индивидуальный" (М. Ямпольский).
31.10.2013 13:43
Поделиться:

 

Кадр из фильма "Человек-волк"

На клумбах мох как чёрный креп,
Аллеи глухи и мрачны…
Альфред Теннисон. Мариана.

Теперь вы знаете,
что испугало мальчика в лесу…
Артур Мейчен. Великий бог Пан.

В "Человеке-волке" Джорджа Ваггнера (2010) удел Лоренса подсказан уже началом фильма: играть на сцене, освещённой плауном*, Гамлета-младшего значит теряться в повторениях, копиях. "Ублюдочный театр" (Робер Брессон) навязывает герою  "мифологический" исток, который подменяет собой "индивидуальный" (М. Ямпольский).

Серж Даней пишет в связи с синефилией о моментах "чрезмерного значения". Такое значение я придаю, например, склонению чёрной вдовой Гвен над Лоренсом. Помните финальное убаюкивание Джорджино в фильме Л. Бутонна? Похожую сцену в "Мэри Райли", в новом "Дориане Грее"? Все эти пьеты и скорбные "женщины со светильниками"**.

Ребекка Холл и Бен Барнс в фильме "Дориан Грей"

Ощерившаяся надгробная статуя матери вызвала в памяти образ из дневника Оленьки Гильдебрандт-Арбениной (24 марта 1956 года) – любопытный пример визуального завитка. Запись сделана в Католическую (!) Лазареву Субботу по поводу рисунков Бердслея: "Через альковный 18 век преломленная эллинистическая культура, первобытные и жестокие культы каким-то божествам сладострастия. Восточная Астарта или Кибела, а может быть, какая-то Венера Атлантиды, передавшая через мавров испанскому католицизму чёрные кружева и жестокое изящество".

Думаю о Сергее Добротворском: что бы он написал о воскрешении любимых киномонстров? Есть у него заметка "Чудовища всех времён объединились в музее культуры" (1995), в которой, обозревая тогдашние экранные явления знаменитых чудовищ, Добротворский приходит к выводу о полной исчерпанности прежнего мифа. Включение имён литературных авторов (Брэм Стокер, Мэри Шелли) в полное название картин Копполы и Бранаха как бы избавляет режиссёров, вернувшихся в лоно историко-культурного контекста, от груза кинотрадиции – первый случай в фильмографии монстров.

"Как правило, многочисленные экранизаторы стремились осовременить нечисть, приблизить её к зрителю для пущей идентификации. Но идентификация больше не требуется. Бранах реконструирует атмосферу готического романа, а вечный вундеркинд Коппола вспоминает, что книга Стокера вышла в свет в 1897 году, то есть два года спустя после изобретения кинематографа. Как следствие, Дракула посещает первые киносеансы, а Франкенштейн вовсю дискутирует о Парацельсе в университетских аудиториях XVIII века. Что не мешает Копполе гримировать вампира под феллиниевского Казанову или героя "Б-ужаса" и цитировать мировое кино от Эйзенштейна до самого себя, а Бранаху выстраивать в фамильном замке Франкенштейнов точно такую же витую лестницу, какая была в "Дракуле" Броунинга, и вольно включать в канонический текст Шелли отсылки к сериальному кино-Франкенштейну 30-х годов".

Сергей Добротворский подытоживает: ужаса больше нет. Есть МУЗЕЙ культуры, кунсткамера, ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ. На тот момент исключением киноведу видится лишь николсовский ВОЛК, пытающийся выскочить из стен хранилищ, осознав НА ИСХОДЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ "преимущества дикого Хайда над одномерным Джекилом". Сегодня – 2010-е. Точнее сказать – 1910-е. Как это у Гийома Аполлинера?

Столетья в петле…
Петли кручёные …
Жрецы паутиной
Все влюблённые связаны нитью единой…

Кадр из фильма "Человек-волк"

Лес, куда удаляется герой фильма Майка Николса (1994) в поисках свободы, "тоже выстроен в студийном павильоне, который, в свою очередь, есть не что иное, как очередной зал музея культуры". Дикий лес, замок, аллея, деревня в "Человеке-волке" - натура, противопоставленная антикварной лавке Гвен. Но кто прячется в этом прохладном и тихом музее скульптуры – за викторианским зеркалом, куда прыгает волк Лоренс? ПАН. Помните последнюю строфу довоенного стихотворения Аполлинера "Смерть Пана": "Родился Иисус! Его настало время! / Бессмертен только он, рождённый в Вифлееме! / Пан умер! Умер Пан! И больше нет богов!". Не умер – спрятался. Всё есть: Пан, античный ужас и… кинохоррор?

В 1894 году была опубликована повесть Артура Мейчена "Великий бог Пан" / The Great God Pan. Автор – ещё один викторианец: писатель, который при инициации в Храм Исиды-Урании Герметического ордена Золотой Зари получил имя Avallaunius. Его роман-гримуар "Холм грёз"/ "Сад Аваллона" признают "самым декадентским произведением английской литературы", уподобляя текст то "странной орхидее", то "ужасной литургии во славу боли, растравляющей самоё себя". Издание повести появляется в обложке работы Обри Бердслея (в это время Мейчен входит в круг Оскара Уайльда). В рассказе Мейчена "Вспять" / In Convertendo примечательно название города – ЛЮПТОН. Оно восходит к дантовскому Аду: именно волчица теснит поэта к адской пасти-пропасти. Бесплодный пейзаж, мост – да это… ЛОНДОН! В 1890-е годы в Англии выходит журнал "Pan". Художник А. Х. Макмардо украсил обложку головой Пана, очень похожего на Минотавра.

*Образ из романа Альфреда Жарри (1899) "Любовь абсолютная", текст которого изобилует словами с "волчьим" смыслом или корнем, например: lycoperdon – "гриб-дождевик" или lycopode (от греч. "волк" и "нога") – плаун, в цветах которого вырабатывается пыльца ликоподий, издавна применявшаяся для создания СВЕТОВЫХ ЭФФЕКТОВ, в частности получения яркой бездымной вспышки. Мифологической основой сюжета является миф об Одине, у ног которого лежат два волка (см. комментарии к роману). В "Любви абсолютной" есть персонаж - дрессировщик волкодавов (chien-loup, дословно "собака-волк"), чьё появление мальчик предвидит заранее: "образ зверей, ощетинившихся на его глазах, их липкая шерсть на его ресницах, их рычание комом в горле его, - маленький Эмманюэль ещё два дня потом заикался". В "фильмовой" главе VIII "Один" госпожа Жозеб отправляется повидать 15-летнего сына:

"Она вспомнила, что плаун, в ТЕАТРАХ, вспыхивает при появлениях и исчезновениях через подвижную часть сцены. ВОЛКИ. Снуют не иначе как по СУХОЙ ЛИСТВЕ. А на земле только мох (…) У волков не порежутся лапы, заросшие грубой щетиной. и морды у них – зубастее всех папоротников вместе взятых (…) она прекрасно знает, что они позади неё. В двухсводчатой аллее лесосеки их шерсть и клыки отражают их мрачные тени. Как пара ресниц над двумя глазами большими (…) тут только одна подставка – словно угрюмый волк, сидящий в профиль и кажущий зубы кривые из-под усищ и единственный – вместо двух – глаз-дырищу – насквозь. Чересчур симметричен для одного. Его спутник-близнец входит в дверь (…) Второй волк тянет Варию за платье (…) И Эмманюэль, выйдя из очага и, тем самым, зал осветив, выпуская вперёд первого волка (…) – Госпожа, садитесь на спутника моего. Вария, словно очнувшись ото сна, с ужасом видит двух чёрных алмазных волков – а других никогда не водилось – под бровями Эмманюэля".

А. Жарри. Любовь преходящая. Любовь абсолютная: Сб.- М.: Астрель: АСТ, 2010. Пер. с фр. Валерия Кислова.

Флоренс Найтингейл

**"Святая Филомена, или Женщина со светильником" - стихотворение Г. Лонгфелло, посвящённое Флоренс Найтингейл. Это самая знаменитая медсестра-утешительница (1820-1910), английская аристократка ("слишком худая, слишком бледная, слишком строгая"). Отринув семейные традиции, викторианские условности, брак, она стала "сиделкой всех солдат", "мадонной католического госпиталя общины Винсента де Поля", главной смотрительницей лечебного заведения для дворянок в Лондоне. Поставила на свои деньги большой крест из белого мрамора на высокой горе над Балаклавой – в память о погибших в Крымской войне. Флоренс – первая женщина, получившая в 1907 году от короля Великобритании орден "За заслуги перед Отечеством". В 1912 году Лига Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл – высшую награду сёстрам милосердия, которой в XX веке были награждены 46 русских медсестёр.

Ребекка Холл со светильником.
Кадр из фильма "Экстрасенс"

Просмотров: 2580
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

760 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1553 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик