Вход - Регистрация

БлогиЭкологияИрина Теущакова

Црна Гора*

Главная новость
Есть в Черногории замечательная река Морача, которая протекает в каньоне, являющимся вторым по глубине в Европе. Мало кто посещал верховья этой реки и уж тем более видел её не со смотровой площадки около дороги, а спускаясь в каньон.
23.10.2013 16:08
Поделиться:

Дело в том, что подход к воде есть только в нескольких местах. А в основном берега представляют собой отвесные каменные стены, поднимающиеся вверх на десятки метров, в которых зажат бурлящий поток с порогами средней и высшей категорий сложности. Но мы сделали попытку пройти Морачу. И вот шесть опытных туристов-водников во главе с мастером спорта международного класса Димтрием Шагаевым отправились на Балканы знакомиться с таинственной Морачей.

Поскольку это было национальное первопрохождение и мы не имели никакой подробной информации о порогах и препятствиях на реке, то на случай невозможности сплава по ней предусмотрели запасной вариант — такую же нехоженую сербскую реку Ибар.

Часть 1. Начало.

Всё начиналось как обычно… Загрузились в Газель, сфотографировались и поехали! Потом был аэропорт, встреча с Димой и Катей, таинственные пассы около сумок с ручной кладью, дьюти-фри… О, как изыскан и романтичен был перекус в зале ожидания! В лучших вокзальных традициях: сидя на сумках и около них, с бутербродами на газетке, расстеленной на полу, с немного раздавленными помидорами в пакетике и легким позвякиванием бутылок. Честно изъятые из кафе стаканчики раз за разом наполнялись чем-то, символизирующим нашу радость и ожидание новых приключений. И даже разбитая бутылка мартини не омрачила это трепетное предвкушение.  "Ну, за взлёт!" – традиционно прозвучало в самолете, три часа полета – и мы в Черногории. Лето, тепло, цветы… Какие же там цветы! В те дни нам казалось, что они самые яркие, самые красивые, самые чудесные цветы, какие только бывают.

Всё-таки это маленькое чудо – вот так вот взять, и за три часа из ранней весны переместиться в лето, оставив дома все сложности и проблемы. Впереди нас ждало путешествие! Две недели, наполненные водой, горами, ночными кострами и дымным чаем, дружбой и тесным общением, шутками и фразами, понятными только нам шестерым.

И снова загрузились в машину, и снова поехали! Черногория… Црна Гора… Дорога тонкой ленточкой обвивала темно-серые скалы, уходящие в небо, ныряла в тоннели, вырубленные в этих скалах, стелилась по самому краю каньона. А внизу была Река. Она то стремительно неслась, зажатая стенками, то вспучивалась и превращалась в белую пену, налетая на камни и обнимая их своими прозрачными струями.

А воздух пах весенними цветами. Мы выходили из машины и вдыхали его с удовольствием и удивлением, отвыкшие за зиму от такого аромата.

Так прошел в дороге первый день.

А потом наступило утро. Первое утро в походе. Вечером мы не видели места, на котором разбили лагерь, а, проснувшись, обнаружили, что стоим в цветущем сливовом саду, что полянка покрыта маргаритками и одуванчиками, что совсем рядом сияют Горы. И окружает нас солнечное лето.

И всё было бы на этой стоянке идеально, если бы не дрова. Они оказались учебно-противопожарными и категорически отказывались гореть в костре. Вечером Саша как-то сумел разжечь огонь с помощью оргстекла, пендюрки и долгого шаманства с ножом и зажигалкой в руках. Но чай у нас так и не закипел. А желание поесть супчик вообще пришлось отложить до следующего дня, вместе с очищенными и нарезанными картошкой и луком. Утром была вторая серия разжигания костра. Я проснулась рано и решила к пробуждению всех остальных успеть вскипятить чай. Но не тут-то было. Дрова не желали мне помогать, и по прошествии получаса, когда все остальные начали потихоньку выползать из палаток, я всё ещё уговаривала костер разгореться. Потом ко мне присоединился Саша. Общими усилиями добыли огонь, и завтрак состоялся. Правда, огонь горел только тогда, когда его раздували с помощью пендюрки. А стоило её опустить, как пламя тут же спадало и дрова просто стлевали в пепел. И провела я два дня на корточках перед таганком, занимаясь ПЕНДЮРИНГОМ!

После сборки катамаранов Сергеич, наш адмирал, ушёл на разведку вверх по течению и долго не возвращался. Мы с Катей тоже решили прогуляться и пошли вверх по дороге. Красота! Со склонов стекало множество ручьев, которые падали между камней водопадиками. Заходящее солнце освещало долину реки, поселок, и всё вокруг было словно иллюстрацией к доброй сказке из далекого детства. Местные жители приветливо с нами здоровались, пытались заговорить, а, узнав, что мы из России, очень радовались, расспрашивали, кто мы и зачем сюда приехали, приглашали в дом. От приглашений мы отказывались, но при этом не отказывали себе в удовольствии немного постоять и поболтать, насколько это позволял нам язык. Сербский язык похож на русский, но поначалу было сложно перестроиться, и мы переспрашивали и сами повторяли каждую фразу. Расспрашивали о реке, об уровне воды в ней, о быте и жизненном укладе черногорцев. Всё было интересно, и приятные беседы одна за другой маленькими бусинками нанизывались на извилистую ленточку дороги.

Мы ещё не торопясь брели вверх, когда встретили возвращающегося Сергеича. Он шел по странной, напоминающей синусоиду, траектории. Увидев нас, первым делом сказал:

— Девчонки, в деревню не ходите!

— А в чем дело? – встревожились мы.

— Там наливают. В каждом доме.

Оказалось, что гостеприимные хозяева, увидев русского, не отпускали до тех пор, пока тот с ними не выпьет! Они считали, что так положено! А местная сливовица — весьма крепка. Нам с Катей тоже предлагали выпить, но мы с улыбками делали вид, что совершенно не понимаем языка и очень торопимся. Нам было проще…

— А с рекой-то там как? — спросили мы у Димы.

— Крутейшая "шестерка", Манавгат отдыхает, — последовал ответ, — если мы сможем пройти сверху до места стоянки, то будем героями!

На это оптимистической ноте мы и разошлись. Сергеич пошел вниз, а мы продолжили свой путь. Прошли ещё немного вверх и, увидев, что начинает смеркаться, решили возвращаться. По дороге обратно набрали сухих ягод шиповника, чтобы утром сделать вкусный чай. Неспешно текла беседа. Вспоминали недавно прошедшие соревнования "Ночная ПРАгулка", разные походы. Катя рассказывала про сплав в Турции, а я — в Непале. Ну о чем ещё могут разговаривать две девушки, гуляющие в закатном свете и любующиеся горами? Нет, конечно же, и о мужчинах тоже! Ах, мужчины, жаль, что вы этого не слышали и никогда не услышите! Потому что никто и никогда не скажет вам, какими видят вас женщины, ходящие с вами в одни походы, видящие вас на сплавах и обносах, общающиеся с вами в лесах и горах, спящие с вами в одних палатках и сидящие у одного костра...

...Но дорога быстро привела к стоянке и мы увидели веселую компанию, расположившуюся около палатки, неторопливо пьющую пиво и обсуждающую план завтрашней разведки. Река преподнесла сюрприз, оказавшись сложнее, чем мы предполагали. Пороги, требующие ювелирного слалома, габаритные непроходы, и отвесные берега заставили нас серьезно задуматься о дальнейших планах.

И был ещё один день разведки. И раздумий. И загорания под ярким солнцем.