Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
24
февраля
пт
День -4
Ночь -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD 57.60 58.40
EUR 60.70 61.50
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

"Чёрное пятнышко на снегу" (Кинематограф и Первая мировая война)

Главная новость
В "Набережной туманов" изображается Париж кануна Первой мировой войны: несколько постояльцев собираются в кабачке "Ловкий кролик" на заснеженном Монмартре. Снег, туман, море обволакивают мир, словно самое худшее и необратимое уже случилось.
20.09.2013 11:23
Поделиться:

Изысканность – это то, что мы
потеряли навеки 19 июля 1914 года!..
Игорь Северянин. 1919.

Грядёт жестоких королей апофеоз…
Гийом Аполлинер

Бог тех богов, что в осень полегли…
Гийом Аполлинер

Из фильма "Долгая помолвка"

Самый знаменитый фильм Превера и Карне – "Набережная туманов" (1938). Литературной основой стал одноимённый роман Пьера Мак-Орлана (1927), солдата Первой мировой войны и "талантливого эпигона экспрессионизма", которому удалось в своих книгах 20-х годов "сполна выразить смятение и ужас, вызванные недавней мировой катастрофой, чем он и оказался близок Карне и Преверу, жившим в преддверии катастрофы новой", - отмечает В. Босенко*.

"В сборнике авторских новелл и повестей «Коварство» (1923) весьма характерно сопряжение мотивов современных – послевоенная Европа – с мотивами и темами средневековья: феодальные войны, инквизиция, проказа. Современный Париж предстаёт видением тотального ночного кошмара. В романе «Жёлтый смех» (1914) писатель рисует охватившую всю Европу эпидемию смеха. Ситуации романа подчёркнуто фантастичны: заразивший людей смех подобен чуме или варварскому нашествию, причины его необъяснимы. Используя универсальную метафору, Мак-Орлан выявляет двойственность и алогизм современной цивилизации. Проходят чередой гротескно изображённые последствия эпидемии смеха: ожесточённые парижане устраивают публичное избиение клоунов в цирке; на фонарном столбе качается всемирно известный комик, национальная гордость Франции… Автор завершает роман зловещим символом. Герой, один из немногих уцелевших и спасающихся в горах, сталкивается с несчастным человеком-обрубком. Этот жалкий карлик, в прошлом знаменитый актёр, которого в былые времена выносили на сцену, считался непревзойдённым Гамлетом. Из жалости герой подбирает его и странствует с ним по лесам. Но доведённый до отчаяния одиночеством и трагическими событиями, не в силах выносить жалобы и подозрения «принца датского», он сбрасывает человека-обрубка с горы, тем самым уничтожая последнее порождение цивилизации".

Из фильма "Долгая помолвка"

В 1919 году увидела свет великая книга Йохана Хёйзинги "Осень Средневековья" - сразу же после войны, в нейтральной Голландии - "драматической точке покоя" (Д. Сильвестров). Словно предчувствуя беды, которые принесёт его стране вторая война, Хёйзинга в 30-е годы сопротивляется культу героического, называя его "интоксикацией дрессированных толп", а в 1941 году, уже в условиях оккупации, публикует книжку "Культура Нидерландов в XVII веке", напоминающую соотечественникам об утраченном Золотом веке. Осень Средневековья неотделима от двух других явлений: в 1919 году выходят "Закат Европы" О. Шпенглера, "Жуткое" З. Фрейда (в 1917 – "Скорбь и меланхолия")* и первые книги эпопеи Марселя Пруста "В поисках утраченного времени". Осень возникла как "реакция на декаданс, на упадок, который тогда наблюдался повсюду. Невыносимое предчувствие, а затем и переживание катастрофы первой мировой войны, обострённое и личной трагедией – за несколько недель до начала войны умирает любимая жена, с памятью о которой эта книга осталась связана навсегда, - видимо, пробудили в Хёйзинге желание выразить состояние разрушения и гибели всего как нечто уже известное, уже бывшее".

Любопытный факт: январь 2010 года положил начало новому культурному обмену между Россией и Европой: русские балет, революция и ранний модернизм легли в основу кутюрных коллекций. Например, Джозеф Тимистер, дизайнер-авангардист, после 10-летнего перерыва вернулся с новым шоу, равно вдохновлённым русскими корнями бабушки и собственным бельгийским происхождением, - "1915: кровопролитие и роскошь". Зрители шоу были шокированы кровавыми пятнами, то и дело появлявшимися на свитерах и пальто самого обычного кроя. Колумнист Сьюзи Менкес подчёркивает: хотя образы и ткани были выбраны самые благородные, чувствовалось что-то надрывное и мрачное – даже в ярко-красном коктейльном платье, которое сам Тимистер назвал "подходящим нарядом для невротической аристократии", символом того, что "мир ещё не оправился".

В "Набережной туманов" изображается Париж кануна Первой мировой войны: несколько постояльцев собираются в кабачке "Ловкий кролик" на заснеженном Монмартре. Снег, туман, море обволакивают мир, словно самое худшее и необратимое уже случилось. Мак-Орлан (а вслед за ним Превер и Карне) подчёркивает тотальное одиночество своих персонажей, не умеющих размежевать бред и явь, грёзу и реальность**.

Из фильма "Долгая помолвка"

В 1943 – 1945 "Дети райка" завершат десятилетие совместного творчества Превера и Карне.

*В 1915 году Фрейд создаёт «Размышления о войне и смерти». Михаил Ямпольский в статье "Смерть в кино" <см.: Ямпольский М. Язык – тело – случай: Кинематограф и поиски смысла. – М.: НЛО, 2004> пишет:

"Кинематограф отличается от иных искусств невероятным тиражированием эпизодов смерти (театр в этом смысле не идёт с ним ни в какое сравнение). Одно из лучших объяснений этого явления дал Фрейд (…) Фрейд направил свой анализ на литературу и театр, но дальнейшая эволюция культуры показала, что его "размышления" в наибольшей степени приложимы именно к кино. Фрейд исходит из того, что искусство через идентификацию с вымышленным героем позволяет зрителю пережить смерть фиктивно и остаться в живых (…) чем большее нагромождение смертей предлагает нам кино, тем в большей мере мы утверждаем наше бессмертие".

** По Орлану, кинематограф – создатель современного послевоенного романтизма. В одной из своих статей Мак-Орлан перечисляет его главные элементы, большинство из которых сохранены М. Карне в "Набережной туманов": огни, полуночный световой клубок (будто ржавая опухоль впившийся в ткань города); народ теней (мужчины, женщины, дети); интеллектуальная девушка, ветер, дождь. Ещё - исчезновение солнца во Франции, страх, обесценивание слова "смерть".

С тех пор как я узнал, что от киноленты несёт трупным запахом уже в самый момент, когда она порождает жизнь, я легче поддаюсь своим нордическим вкусам и выбираю ту падаль, которую распознаёшь не сразу. Я люблю снег, чистый и обманчивый, потому что, если поскрести рукой его белую шубу, часто можно обнаружить в нём труп кошки, а во время войны и человека, похороненного с застывшим в его предсмертном взгляде ужасом. Бояться надо не большой бесшумной Машины с космогоническими фарами, в лучах которых танцуют небожительницы из Булонского леса, а чёрного пятнышка на снегу, появляющегося как знак скрытой болезни.

Пьер Мак-Орлан

Просмотров: 3192
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

473 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

593 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Потому что надо во время проводить обучение сотрудников! Это ведь не шутки. У н...

// 17 жителей Омской области погибли на работе в 2016 году

Антиватник:

Как можно отпустить клиентов, которым светит 20 лет колонии???

// В Омске двоих студентов колледжа задержали по подозрению в сбыте синтетических наркотиков

Михаил:

Надо было конфисковать в пользу государства и отдать детям в школы и дет.сады. О...

// В Омске уничтожили 860 килограммов санкционных киви из Греции

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик