Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
День -5
Вечер -4
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD 62.85 64.65
EUR 67.43 69.63
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

"Чёрное пятнышко на снегу" (Кинематограф и Первая мировая война)

Главная новость
В "Набережной туманов" изображается Париж кануна Первой мировой войны: несколько постояльцев собираются в кабачке "Ловкий кролик" на заснеженном Монмартре. Снег, туман, море обволакивают мир, словно самое худшее и необратимое уже случилось.
20.09.2013 11:23
Поделиться:

Изысканность – это то, что мы
потеряли навеки 19 июля 1914 года!..
Игорь Северянин. 1919.

Грядёт жестоких королей апофеоз…
Гийом Аполлинер

Бог тех богов, что в осень полегли…
Гийом Аполлинер

Из фильма "Долгая помолвка"

Самый знаменитый фильм Превера и Карне – "Набережная туманов" (1938). Литературной основой стал одноимённый роман Пьера Мак-Орлана (1927), солдата Первой мировой войны и "талантливого эпигона экспрессионизма", которому удалось в своих книгах 20-х годов "сполна выразить смятение и ужас, вызванные недавней мировой катастрофой, чем он и оказался близок Карне и Преверу, жившим в преддверии катастрофы новой", - отмечает В. Босенко*.

"В сборнике авторских новелл и повестей «Коварство» (1923) весьма характерно сопряжение мотивов современных – послевоенная Европа – с мотивами и темами средневековья: феодальные войны, инквизиция, проказа. Современный Париж предстаёт видением тотального ночного кошмара. В романе «Жёлтый смех» (1914) писатель рисует охватившую всю Европу эпидемию смеха. Ситуации романа подчёркнуто фантастичны: заразивший людей смех подобен чуме или варварскому нашествию, причины его необъяснимы. Используя универсальную метафору, Мак-Орлан выявляет двойственность и алогизм современной цивилизации. Проходят чередой гротескно изображённые последствия эпидемии смеха: ожесточённые парижане устраивают публичное избиение клоунов в цирке; на фонарном столбе качается всемирно известный комик, национальная гордость Франции… Автор завершает роман зловещим символом. Герой, один из немногих уцелевших и спасающихся в горах, сталкивается с несчастным человеком-обрубком. Этот жалкий карлик, в прошлом знаменитый актёр, которого в былые времена выносили на сцену, считался непревзойдённым Гамлетом. Из жалости герой подбирает его и странствует с ним по лесам. Но доведённый до отчаяния одиночеством и трагическими событиями, не в силах выносить жалобы и подозрения «принца датского», он сбрасывает человека-обрубка с горы, тем самым уничтожая последнее порождение цивилизации".

Из фильма "Долгая помолвка"

В 1919 году увидела свет великая книга Йохана Хёйзинги "Осень Средневековья" - сразу же после войны, в нейтральной Голландии - "драматической точке покоя" (Д. Сильвестров). Словно предчувствуя беды, которые принесёт его стране вторая война, Хёйзинга в 30-е годы сопротивляется культу героического, называя его "интоксикацией дрессированных толп", а в 1941 году, уже в условиях оккупации, публикует книжку "Культура Нидерландов в XVII веке", напоминающую соотечественникам об утраченном Золотом веке. Осень Средневековья неотделима от двух других явлений: в 1919 году выходят "Закат Европы" О. Шпенглера, "Жуткое" З. Фрейда (в 1917 – "Скорбь и меланхолия")* и первые книги эпопеи Марселя Пруста "В поисках утраченного времени". Осень возникла как "реакция на декаданс, на упадок, который тогда наблюдался повсюду. Невыносимое предчувствие, а затем и переживание катастрофы первой мировой войны, обострённое и личной трагедией – за несколько недель до начала войны умирает любимая жена, с памятью о которой эта книга осталась связана навсегда, - видимо, пробудили в Хёйзинге желание выразить состояние разрушения и гибели всего как нечто уже известное, уже бывшее".

Любопытный факт: январь 2010 года положил начало новому культурному обмену между Россией и Европой: русские балет, революция и ранний модернизм легли в основу кутюрных коллекций. Например, Джозеф Тимистер, дизайнер-авангардист, после 10-летнего перерыва вернулся с новым шоу, равно вдохновлённым русскими корнями бабушки и собственным бельгийским происхождением, - "1915: кровопролитие и роскошь". Зрители шоу были шокированы кровавыми пятнами, то и дело появлявшимися на свитерах и пальто самого обычного кроя. Колумнист Сьюзи Менкес подчёркивает: хотя образы и ткани были выбраны самые благородные, чувствовалось что-то надрывное и мрачное – даже в ярко-красном коктейльном платье, которое сам Тимистер назвал "подходящим нарядом для невротической аристократии", символом того, что "мир ещё не оправился".

В "Набережной туманов" изображается Париж кануна Первой мировой войны: несколько постояльцев собираются в кабачке "Ловкий кролик" на заснеженном Монмартре. Снег, туман, море обволакивают мир, словно самое худшее и необратимое уже случилось. Мак-Орлан (а вслед за ним Превер и Карне) подчёркивает тотальное одиночество своих персонажей, не умеющих размежевать бред и явь, грёзу и реальность**.

Из фильма "Долгая помолвка"

В 1943 – 1945 "Дети райка" завершат десятилетие совместного творчества Превера и Карне.

*В 1915 году Фрейд создаёт «Размышления о войне и смерти». Михаил Ямпольский в статье "Смерть в кино" <см.: Ямпольский М. Язык – тело – случай: Кинематограф и поиски смысла. – М.: НЛО, 2004> пишет:

"Кинематограф отличается от иных искусств невероятным тиражированием эпизодов смерти (театр в этом смысле не идёт с ним ни в какое сравнение). Одно из лучших объяснений этого явления дал Фрейд (…) Фрейд направил свой анализ на литературу и театр, но дальнейшая эволюция культуры показала, что его "размышления" в наибольшей степени приложимы именно к кино. Фрейд исходит из того, что искусство через идентификацию с вымышленным героем позволяет зрителю пережить смерть фиктивно и остаться в живых (…) чем большее нагромождение смертей предлагает нам кино, тем в большей мере мы утверждаем наше бессмертие".

** По Орлану, кинематограф – создатель современного послевоенного романтизма. В одной из своих статей Мак-Орлан перечисляет его главные элементы, большинство из которых сохранены М. Карне в "Набережной туманов": огни, полуночный световой клубок (будто ржавая опухоль впившийся в ткань города); народ теней (мужчины, женщины, дети); интеллектуальная девушка, ветер, дождь. Ещё - исчезновение солнца во Франции, страх, обесценивание слова "смерть".

С тех пор как я узнал, что от киноленты несёт трупным запахом уже в самый момент, когда она порождает жизнь, я легче поддаюсь своим нордическим вкусам и выбираю ту падаль, которую распознаёшь не сразу. Я люблю снег, чистый и обманчивый, потому что, если поскрести рукой его белую шубу, часто можно обнаружить в нём труп кошки, а во время войны и человека, похороненного с застывшим в его предсмертном взгляде ужасом. Бояться надо не большой бесшумной Машины с космогоническими фарами, в лучах которых танцуют небожительницы из Булонского леса, а чёрного пятнышка на снегу, появляющегося как знак скрытой болезни.

Пьер Мак-Орлан

Просмотров: 3055
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

732 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1525 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик