Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
11
декабря
вс
Вечер -5
Ночь -3
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD62.20 63.00
EUR65.30 67.10
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Соловей Ильи Авербаха и Дмитрия Месхиева

Главная новость
Фильм Ильи Авербаха называется "Драма из старинной жизни"(1971) – по "Тупейному художнику" Н. Лескова. Главное здесь – актриса. Чудом найденная (Рустамом Хамдамовым) в театральном училище НЕМАЯ Елена Соловей.
27.06.2013 12:55
Поделиться:

Когда в страдании девица отойдёт
И труп синеющий остынет, -
Напрасно на него любовь и амвру льёт,
И облаком цветов окинет.
Бледна, как лилия в лазури васильков,
Как восковое изваянье;
Нет радости в цветах для вянущих перстов,
И суетно благоуханье. 

К. Батюшков

 

 

Кадр из фильма "Драма из старинной жизни"

Елена Соловей в картине проходит путь от нежной "белой", прямо фарфоровой, девочки к суриковской мученице – чёрной, блаженненькой, из тех, что "идёт, идёт да и повалится". Девичьи локоны сменяются заморскими кудрями - для роли св. Цецилии в крепостном театре. Потом – чахоточная простовласка в снегах; почти лысая скотница в чепце и в розовато-блёклом платье, выцветшем, как трава под ней. А в финале, после монтажного скачка, - мгновенный снимок-дагерротип, на котором Люба предстаёт сразу в двух платках: нижний на лоб и глухой верхний. Соловей превращается в богомолку с клюкой и без возраста, но не перестаёт быть пастушкой: сначала она покажется вам, может быть, манерной, актёркой, но видно сразу – она божья, неотмирная. Пичужка многожильная.

Авербах снял кино не про барство и холопство, даже не про Русь и Китеж-град, а про невозможность красоты как чистоты, когда "что-то тонкое гибнет" (А. Блок). В иных месхиевских кадрах эта красота невыносимо абсолютна: мальчик играет на флейте – он прекрасен (юный Мцыри), но он – ряженый холоп. Поэтому после его лица с дивным разрезом глаз следует крупный план такой же глазастой и такой же "хозяйской" собаки. Опять мне вспомнилась прочитанная в детстве повесть С. Алексеева "История крепостного мальчика" и глава про крепостную девочку-балерину в самодурском театре: как она бежит сильфидой по снегу, простужается и сгорает от лихорадки. Тогда я ещё не знала про Психею / голубку Эвридику / горячую ласточку в студёной зиме, на снегах железного века (Мандельштам). Д. Месхиев всячески подчёркивает редкую природу Соловей, ведь он – ученик Москвина (оператора "Нового Вавилона"). Любушка в чепце, пасущая на лугу коров, тоже похожа на Гиш в "Алой букве" (когда она стоит на подмостках казни) – выражение ликов у обеих ангельское, отрешённое. Соловей вообще такая: словно не она "пасёт", а её "водят". Но – очень стойкая: не берут Любушку ни мороз, ни дождь, ни лихорадка.

В фильме есть поместье, но нет Дома, его поэзии, как в "Дворянском гнезде" А. Кончаловского. Нет антоновских яблок и столетней сирени, потому что нет ещё самих ста лет (пока тут бреют девок). "Вагановский" светлейший класс с маленькими балеринами сменяется тёмными-тёмными каморками и закутками для битья холопов. Братья-графы – сущие Собакевичи, чьи лица-орехи время от времени зарастают щетиной-мхом. Здесь нет различий между пуделем и человеком. Русь-простор сужается до голых мест в доме, скукоживается в хлев, а герой в часы помещается, как в футляр. С другой стороны, картинка Месхиева – федотовская. Во-первых, Люба, с её бровками, лбом, похожа на вдовушку (с третьего варианта), на девочку Жербиных, на О. И. Демонкаль с портрета. Сочетание старорусского с рокайльным и "гишевским" исключительно киногенично. Актриса могла бы молчать, без ущерба для картины. Глаза Любушки не долу, а вверх, как у "немых" принчипесс Хамдамова. Во-вторых, фильм-то назван не по заголовку повести: главное для его авторов – стилизация, виньетка, что смягчает, сказывает (как раз в манере Лескова) страшную историю. Я очень люблю такую сцену: барин и тупейный художник в комнате, обстановка которой очень условна. Пространство пустое, но и густое, как фон старинных портретов. И вдруг – клетка птичья, из тонких золотых прутиков свитая. Для плена соловья (как в сказке Андерсена).

Кадры из фильма  "Драма из старинной жизни"

Просмотров: 2231
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

982 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1664 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик