Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
21
февраля
вт
Ночь 0
День 2
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.81 58.10
EUR61.41 61.60
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Соловей Ильи Авербаха и Дмитрия Месхиева

Главная новость
Фильм Ильи Авербаха называется "Драма из старинной жизни"(1971) – по "Тупейному художнику" Н. Лескова. Главное здесь – актриса. Чудом найденная (Рустамом Хамдамовым) в театральном училище НЕМАЯ Елена Соловей.
27.06.2013 12:55
Поделиться:

Когда в страдании девица отойдёт
И труп синеющий остынет, -
Напрасно на него любовь и амвру льёт,
И облаком цветов окинет.
Бледна, как лилия в лазури васильков,
Как восковое изваянье;
Нет радости в цветах для вянущих перстов,
И суетно благоуханье. 

К. Батюшков

 

 

Кадр из фильма "Драма из старинной жизни"

Елена Соловей в картине проходит путь от нежной "белой", прямо фарфоровой, девочки к суриковской мученице – чёрной, блаженненькой, из тех, что "идёт, идёт да и повалится". Девичьи локоны сменяются заморскими кудрями - для роли св. Цецилии в крепостном театре. Потом – чахоточная простовласка в снегах; почти лысая скотница в чепце и в розовато-блёклом платье, выцветшем, как трава под ней. А в финале, после монтажного скачка, - мгновенный снимок-дагерротип, на котором Люба предстаёт сразу в двух платках: нижний на лоб и глухой верхний. Соловей превращается в богомолку с клюкой и без возраста, но не перестаёт быть пастушкой: сначала она покажется вам, может быть, манерной, актёркой, но видно сразу – она божья, неотмирная. Пичужка многожильная.

Авербах снял кино не про барство и холопство, даже не про Русь и Китеж-град, а про невозможность красоты как чистоты, когда "что-то тонкое гибнет" (А. Блок). В иных месхиевских кадрах эта красота невыносимо абсолютна: мальчик играет на флейте – он прекрасен (юный Мцыри), но он – ряженый холоп. Поэтому после его лица с дивным разрезом глаз следует крупный план такой же глазастой и такой же "хозяйской" собаки. Опять мне вспомнилась прочитанная в детстве повесть С. Алексеева "История крепостного мальчика" и глава про крепостную девочку-балерину в самодурском театре: как она бежит сильфидой по снегу, простужается и сгорает от лихорадки. Тогда я ещё не знала про Психею / голубку Эвридику / горячую ласточку в студёной зиме, на снегах железного века (Мандельштам). Д. Месхиев всячески подчёркивает редкую природу Соловей, ведь он – ученик Москвина (оператора "Нового Вавилона"). Любушка в чепце, пасущая на лугу коров, тоже похожа на Гиш в "Алой букве" (когда она стоит на подмостках казни) – выражение ликов у обеих ангельское, отрешённое. Соловей вообще такая: словно не она "пасёт", а её "водят". Но – очень стойкая: не берут Любушку ни мороз, ни дождь, ни лихорадка.

В фильме есть поместье, но нет Дома, его поэзии, как в "Дворянском гнезде" А. Кончаловского. Нет антоновских яблок и столетней сирени, потому что нет ещё самих ста лет (пока тут бреют девок). "Вагановский" светлейший класс с маленькими балеринами сменяется тёмными-тёмными каморками и закутками для битья холопов. Братья-графы – сущие Собакевичи, чьи лица-орехи время от времени зарастают щетиной-мхом. Здесь нет различий между пуделем и человеком. Русь-простор сужается до голых мест в доме, скукоживается в хлев, а герой в часы помещается, как в футляр. С другой стороны, картинка Месхиева – федотовская. Во-первых, Люба, с её бровками, лбом, похожа на вдовушку (с третьего варианта), на девочку Жербиных, на О. И. Демонкаль с портрета. Сочетание старорусского с рокайльным и "гишевским" исключительно киногенично. Актриса могла бы молчать, без ущерба для картины. Глаза Любушки не долу, а вверх, как у "немых" принчипесс Хамдамова. Во-вторых, фильм-то назван не по заголовку повести: главное для его авторов – стилизация, виньетка, что смягчает, сказывает (как раз в манере Лескова) страшную историю. Я очень люблю такую сцену: барин и тупейный художник в комнате, обстановка которой очень условна. Пространство пустое, но и густое, как фон старинных портретов. И вдруг – клетка птичья, из тонких золотых прутиков свитая. Для плена соловья (как в сказке Андерсена).

Кадры из фильма  "Драма из старинной жизни"

Просмотров: 2277
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

416 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

548 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Михаил:

Надо было конфисковать в пользу государства и отдать детям в школы и дет.сады. О...

// В Омске уничтожили 860 килограммов санкционных киви из Греции

Ветеран:

Такие пахари - так Россию перепахали, что от бурьяна за век не избавится. Это и ...

// Виктор Назаров заявил, что будущий мэр Омска должен будет «пахать, как раб на галерах»

Рита:

Я с момента прослушивания данного проекта поняла о бесперктивности данной дороги...

// В Омске строительство дороги-дублера на Левом берегу отложили на 2019 год

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик