Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
23
июля
пн
Вечер +12
Ночь +11
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD63.92 63.39
EUR74.10 74.39
 ПокупкаПродажа

БлогиКультураЕкатерина Барановская

Чёрно-белые дети

Главная новость
Фильм Томаса Алфредсона "Впусти меня" по роману Йона Айвиде Линдквиста - самостоятельное произведение. 
21.05.2013 10:55
Поделиться:

То, что все увидели в нём лишь "трогательную и удивительно человечную историю о дружбе и одиночестве", спровоцировано редукцией ключевых смыслов первоисточника, шведского (и европейского) текста исторической вины в мерцании фликера - в зеркале кинематографического интертекста 50-ых послевоенных лет.

***

Пару месяцев назад к нам в школу приходила тётка-еврейка, рассказывала о Холокосте, показывала слайды. Эли походила на людей с тех слайдов. Резкий свет фонаря подчёркивал тени на её лице, череп проступал из-под кожи, словно истончившийся, и…

- Что у тебя с волосами?

Сначала он подумал, что дело в освещении, но, подойдя ближе, разглядел в её чёрных волосах несколько белых прядей. Как у старухи

В голове Оскара промелькнула картинка:

Чёрно-белые дети…

Картинка в голове не давала ему покоя.

Чёрно-белые дети?

Точно! Его осенило. Старые фильмы, что крутят по-воскресеньям. "Андерссоннихов Калле" (шведский юношеский фильм 1950 года, классика шведского кино) и тому подобное…

***

Роман напичкан лагерными образами: голые подвальные лампочки, бомбоубежища, кровь, болезнь. Сама пара (белокурый Оскар как свежий образец нордического югенда и чёрная старая и мёртвая Эли) вроде пары из "Ночного портье" Кавани. Груз непокаянности довлеет так, что, ей-богу, лучше впустить. В фильме, на уровне подтекста (сама внешность юных актёров задаёт контрапункт), удалось сохранить садомазохистский характер отношений детей и мотив прото-кровавости белого ландшафта. Не знаю, почему этого не заметили критики. Вампиризм Эли как умыкание мучителей, возвращение в места боли и смерти, как их отдача, сеяние.

Тут дети в подвале играют в гестапо.

 

кадр из фильма "Чудо в Милане" (Витторио де Сика)

Вспомнился фильм Рене Клемана "Запретные игры" (1952), в котором 5-летняя Полетт и 11-летний Мишель создают (во дворе взрослой войны) тайный мир смерти. Они собирают трупы животных и насекомых, совершают над ними обряды, хоронят их в заброшенном сарае под фразы из заупокойной службы. Игры приводят к тому, что взрослые разлучают детей. В послевоенные годы итальянский неореализм тоже разрабатывает тему черно-белых детей, которые смотрят на нас. Например, девочка из фильма "Чудо в Милане" – маленькая Магдалина в чёрных шалях, будто маска загробного Другого. Кстати, Эли чем-то напомнила мне и гречанку Сесиль Зервудаки – сокуровскую Эмму Бовари.

Просмотров: 3373
Добавить комментарий [Условия размещения]
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик