Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
7
декабря
ср
День -11
Ночь -11
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.70  
EUR68.50 68.84
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиПолитикаАлександр Жиров

Однопроцентное «йо-хо-хо», или 15 человек за права мертвеца

Главная новость
Пару лет назад юристы Российского авторского общества подали в районный суд города Ростова-на-Дону на группу Deep Purple за то, что на концерте в городе Ростов-на-Дону группа Deep Purple исполняла песни группы Deep Purple без отчислений Российскому авторскому обществу. Ростовские юристы суд выиграли. Правда, трактовка ростовским судом авторского права, как и русская жадность, на британских подданных, к счастью, не распространяются. Чего не скажешь о соотечественниках РАО.
31.01.2011 04:57
Поделиться:

Остап Бендер, помнится, имел 400 «сравнительно честных способов отъёма денег». Организациям-прилипалам, использующим отдельные «лазейки» в законах, а то и несовершенство законов в целом, не нужно 400 способов – им достаточно одного. Главное, чтобы был доход. Фактически схема проста и законна: если у художественного произведения есть автор – он может по закону (чем мы хуже Европы?!) получать процент от использования этих произведений. Но поскольку авторы часто не могут самостоятельно уследить за тем, где их читают, слушают или исполняют, а в ряде случаев и вовсе уже не присутствуют физически на нашей бренной земле, обязанности по сбору этого «процента» могут взять на себя организации по «защите прав».

РАО – Российское авторское общество – появилось в «лихие 90-е» и тогда же, вкупе с целым рядом других «правозащитных» организаций было взято под опеку лично президентом – на тот момент, Б.Н. Ельциным. После этого РАО стало самой настоящей монополией и во второй половине 2000-х отличилось участием в целом ряде громких скандалов: то посчитало, что по умолчанию может взыскивать отчисления с Deep Purple за исполнение своих же песен на территории России, то «поставило на счетчик» группу «Ария» и Хор Турецкого, то решило «поиметь денег» с Российского футбольного союза за исполнение гимна перед футбольными матчами, то вдруг предъявило счет самарским ветеранам войны за исполнение песен военных лет без отчислений авторам этих песен и самому РАО, естественно. Самое любопытное, что в реестре авторов, чьи права РАО бережёт пуще зеницы ока, значатся г-да Мендельсон, Моцарт и Чайковский. За 2009-й год РАО собрали около 2,78 миллиардов рублей, сколько из них поступили напрямую авторам, а не в карманы юристов компании – естественно, не сообщается.

В 2009-м у РАО появился серьёзных конкурент – Российский союз правообладателей. Во главе с Никитой Сергеевичем Михалковым, некогда талантливым режиссёром, но в последнее время всё чаще бизнесменом. Поскольку почётный президент новой организации вхож в кабинеты куда более высокие, нежели его предшественники, РСП стартовал куда более успешно – в прошлом году Михалкову удалось пролоббировать  закон, по которому РСП обзавелось правом взимать – в конечном итоге, с граждан, из нашего с вами кармана – налог за потенциальную возможность нарушения авторских прав.  1% от стоимости обычного CD или DVD по этому закону шёл Российскому союзу правообладателей. Т.е. как в анекдоте: «арестовали не за то, что нарушил, а за то, что аппарат есть». Никита Сергеевич продолжил мечтать и дальше – замахнувшись на введение налога и на любую аппаратуру, с  помощью которой можно нарушить авторское право: на видеомагнитофоны, DVD-плееры, компьютеры, телевизоры и – внимание! – сотовые телефоны! То ли поняв абсурдность аппетитов РСП, то ли углядев, всё-таки, нарушение Конституции, 26 января 2011 года Арбитражный суд отменил право РСП взимать этот налог. Впрочем, это, конечно, пока не победа здравого смысла и справедливости в целом. Тем более, что процесс отзыва аккредитации у РСП был инициирован ещё одной «авторской» организацией, которая тоже претендует на получение с нас с вами налога за покупку диска, DVD-плеера или сотового телефона.

Что такое «авторское право» не в юридическом смысле, а для большинства из нас – людей, которые являются в большинстве своём совсем не авторами и не правообладателями, а скорее, потребителями интеллектуального продукта? Мы все слушаем музыку, иногда даже сами поём, читаем книги, смотрим фильмы. И – чего греха таить! – не всегда для того, чтобы посмотреть новый фильм, ходим в кинотеатр, а чтобы прослушать новые песни любимой группы, покупаем официальный CD. Ну, вы понимаете, о чём я?

Юридическое авторское право одних нарушает естественное право на доступ к информации у других. Помните недавний случай – директора сельской школы едва не посадили в тюрьму и не оштрафовали на миллионы долларов за то, что он «обокрал» корпорацию Microsoft, установив на компьютеры в деревенской школе нелицензионный софт? Вспоминается серия мультфильма «Южный парк», в котором защитники авторского права ратовали за право Брюса Уиллиса купить ещё один остров в Карибском море на «авторские проценты». Брюс, конечно, достоин обеспеченной старости и даже собственного острова, он хороший актёр – но вот вызывает сомнение тот способ, которым он и его коллеги «зарабатывает на жизнь», помимо съёмок в кино.

В принципе, уже доказано на практике, что более известный музыкант, например, получает куда больше доходов с концертной деятельности, нежели музыкант малоизвестный. А кто приобретёт большую славу – исполнитель, с чьим творчеством знакомы, благодаря бдениям поборников авторского права, не более тысяч человек, или тот, который абсолютно бесплатно выложил свой новый клип на YouTube и заработал более миллиона просмотров? Недаром многие музыканты, писатели и даже научные деятели подписывают специальное заявление о том, что не имеют претензий к тем, кто скачивает их работы с интернета – они знают, что вкладываются в будущее.

Для будущего науки, к слову, авторское право тоже губительно. Зачастую именно из-за конфликта в области авторских прав тормозится внедрение того или иного важного открытия. А если говорить о медицине, то там за авторские патенты люди в буквальном смысле платят жизнями: сколько лекарств, которыми можно было бы спасти больных людей, остаются на складах или даже в лабораториях – просто потому что фармакологические компании планируют заработать на лицензии препарата?

Проблема «пиратства» в науке, медицине или культуре вскрывает куда большую проблему – незащищённость простого человека от государства и его служителей. Если у крупных продавцов есть свои каналы влияния на законодателей, то простой человек – желает он скачать из интернета новый фильм или хочет беспрепятственно выехать заграницу во время надуманной эпидемии какого-нибудь зверо-гриппа, - не имеет абсолютно никакого влияния на законодателя и правительство, которое, по закону, он же сам и «нанял» (когда опустил бумажку с «галочкой» в урну).

Проблема это не только российская. В Швеции на выборах в Европарламент в 2009-м году около 200 тысяч голосов (7,1% избирателей) получила Партия пиратов Швеции. Сегодня два их представителя занимают официально места депутатов законодательного органа Евросоюза. Основными лозунгами партии были на выборах и являются в сегодняшней повседневной работе фундаментальная реформа закона об авторском праве, отмена патентных ограничений и невмешательство государства в права граждан. Патенты на медицинские препараты «пираты» предлагают упразднить в принципе, а авторское право сократить до пяти лет после выхода произведения в свет.

Российская же Пиратская Партия особой поддержкой наших граждан пока не пользуется и в Думу самостоятельно пройти, разумеется, не сможет ни на этих выборах, ни в ближайшие …дцать лет. Последнее, на что надеется наш человек, - это собственное конституционное право на выражение своих политических взглядов. Многие считают, что и дальше смогут легко скачивать с интернета фильмы, сериалы, книги и музыку – мол, «за всеми всё равно не уследят». Русский авось…

Просмотров: 2215
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

660 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1443 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик