Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
10
декабря
сб
День -8
Вечер -9
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD61.30 65.00
EUR65.00 68.80
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиБизнесСветлана Гонтовая

Если персонал ворует… Часть 3

Главная новость
Когда нам удается надуть других, они редко кажутся нам такими дураками, какими кажемся мы самим себе, когда другим удается надуть нас. (Ларошфуко)
23.01.2013 12:23
Поделиться:

Выявление мошенников среди собственных сотрудников – задача сложная.

С одной стороны, мошенники – люди, конечно, сообразительные и, в некотором смысле, творческие: экономическим преступлениям вообще и мошенническим действиям в частности присуща интеллектуальная составляющая.

Хотя с другой… Если уж я взялась цитировать классиков, то приведу цитату из Ницше: "Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди". Успеху мошенников во многом способствуют недостатки системы экономической безопасности и наши собственные просчеты в организации внутреннего контроля. Вне зависимости от размеров "пострадавшей" компании, сотрудник-мошенник знает "слабые места" компании и умело этим пользуется в своих интересах.

В одном из своих исследований компания KPMG (входит в "большую четверку" крупнейших аудиторских компаний мира) составила портрет среднестатистического "оборотня в галстуке": мужчина в возрасте от 36 до 55 лет, работающий в компании как минимум шесть лет, чаще всего – директор или работник финансового подразделения.

Предотвращение и выявление мошеннических действий среди персонала – это система, включающая комплекс мер.

Согласно исследованиям неоднократно упоминаемой мною ACFE1 , наиболее эффективными признаны механизмы, позволяющие выявлять мошеннические действия на основе информации (сообщений, намеков, наводок), получаемой из внешних и внутренних источников, в первую очередь, от работников компании. Речь идет об организации "горячих линий", "телефонов доверия" по вопросам экономической безопасности и т.п. В своем отчете (2012 Report to the Nations on Occupational Fraud and Abuse) ACFE приводит следующие данные: в организациях, имеющих подобные "горячие линии", 50,9% случаев мошенничества были выявлены на основе полученных "наводок", в компаниях, не имеющих "горячих линий" - 34,6%.

Большинство крупных компаний, особенно, зарубежных, в рамках программы обеспечения экономической безопасности имеют такие "горячие линии". Однако, специалисты ACFE считают наиболее эффективным создание таких механизмов в малом бизнесе, в первую очередь потому, что затраты на организацию и деятельность такой системы ниже, чем иных способов выявления преступлений, а результативность – выше.

Выделяют следующие необходимые условия для эффективной работы "горячих линий":

- гарантия анонимности и конфиденциальности, поэтому любые способы организации "горячих линий", позволяющие идентифицировать источник сообщения, признается менее эффективной;

- обязательность реакции по любым сообщениям, поступившим на "горячую линию", даже если потом выяснится, что сообщение было ложным и таким образом работники сводят друг с другом счеты;

- понятность, удобство и простота. Наиболее распространенным способом организации "горячих линий" является выделение специального телефонного номера с возможностью записи сообщений. Есть предложения об организации "горячих лини" путем отправки электронных писем на выделенный электронный адрес. Однако наиболее разумным многие специалисты считают просто повесить обычный ящик, причем повесить в таком месте, где любой может бросить записку, не привлекая к себе внимания;

- персонал должен понимать, для чего эта система создана.

И это последнее условие, в моем представлении, является едва ли не основным. Любой, самый передовой зарубежный опыт, в российских реалиях часто дает крайне удивительные результаты, резко отличающиеся от ожидаемых.

Признаться, идея организации "горячих линий" как средства выявления экономических преступлений в российских компаниях, особенно малых, вызывала у меня некий скепсис.

С одной стороны, собственный персонал – кладезь информации о компании, в том числе о том, что руководству не известно. Кто-то что-то заметил, кто-то что-то услышал, кто-то о чем-то обмолвился, кто-то о чем-то догадался... В малых компаниях отношения внутри коллектива менее формальны, персонал "территориально сконцентрирован". Кроме того, расходы на организацию таких "горячих линий", по сравнению с другими способами обеспечения безопасности, невелики. Именно это обстоятельство делает организацию "горячих линий" особо привлекательной для малого бизнеса.

НО… Как мне кажется, глубоко в сознании наших людей укоренилось отрицательное отношение к тем, кто "стучит", "сдает своих", даже если "свои" крадут почти не стесняясь. Не все одобряют поступок Павлика Морозова: как-то это не "по-пацански".

Поэтому в основе эффективных программ предотвращения и выявления мошенничества должны лежать культура компании и здоровая морально-психологическая обстановка. Такая вот банальная истина. Ну и Ницше напоследок: "Дороже всего люди расплачиваются за то, что пренебрегают банальными истинами".

________________________________________________

1ACFE (Association of Certified Fraud Examiners) - Международная организация, объединяющая сертифицированных специалистов по борьбе с корпоративным мошенничеством). Систематизированный анализ "беловоротничкового" мошенничества, кроме отчетов ACFE, встречается нечасто.

Просмотров: 1971
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

873 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1625 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик