Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
25
февраля
сб
Ночь -1
День -2
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.65 58.50
EUR61.20 62.10
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиБизнесСветлана Гонтовая

Если персонал ворует… Часть 3

Главная новость
Когда нам удается надуть других, они редко кажутся нам такими дураками, какими кажемся мы самим себе, когда другим удается надуть нас. (Ларошфуко)
23.01.2013 12:23
Поделиться:

Выявление мошенников среди собственных сотрудников – задача сложная.

С одной стороны, мошенники – люди, конечно, сообразительные и, в некотором смысле, творческие: экономическим преступлениям вообще и мошенническим действиям в частности присуща интеллектуальная составляющая.

Хотя с другой… Если уж я взялась цитировать классиков, то приведу цитату из Ницше: "Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди". Успеху мошенников во многом способствуют недостатки системы экономической безопасности и наши собственные просчеты в организации внутреннего контроля. Вне зависимости от размеров "пострадавшей" компании, сотрудник-мошенник знает "слабые места" компании и умело этим пользуется в своих интересах.

В одном из своих исследований компания KPMG (входит в "большую четверку" крупнейших аудиторских компаний мира) составила портрет среднестатистического "оборотня в галстуке": мужчина в возрасте от 36 до 55 лет, работающий в компании как минимум шесть лет, чаще всего – директор или работник финансового подразделения.

Предотвращение и выявление мошеннических действий среди персонала – это система, включающая комплекс мер.

Согласно исследованиям неоднократно упоминаемой мною ACFE1 , наиболее эффективными признаны механизмы, позволяющие выявлять мошеннические действия на основе информации (сообщений, намеков, наводок), получаемой из внешних и внутренних источников, в первую очередь, от работников компании. Речь идет об организации "горячих линий", "телефонов доверия" по вопросам экономической безопасности и т.п. В своем отчете (2012 Report to the Nations on Occupational Fraud and Abuse) ACFE приводит следующие данные: в организациях, имеющих подобные "горячие линии", 50,9% случаев мошенничества были выявлены на основе полученных "наводок", в компаниях, не имеющих "горячих линий" - 34,6%.

Большинство крупных компаний, особенно, зарубежных, в рамках программы обеспечения экономической безопасности имеют такие "горячие линии". Однако, специалисты ACFE считают наиболее эффективным создание таких механизмов в малом бизнесе, в первую очередь потому, что затраты на организацию и деятельность такой системы ниже, чем иных способов выявления преступлений, а результативность – выше.

Выделяют следующие необходимые условия для эффективной работы "горячих линий":

- гарантия анонимности и конфиденциальности, поэтому любые способы организации "горячих линий", позволяющие идентифицировать источник сообщения, признается менее эффективной;

- обязательность реакции по любым сообщениям, поступившим на "горячую линию", даже если потом выяснится, что сообщение было ложным и таким образом работники сводят друг с другом счеты;

- понятность, удобство и простота. Наиболее распространенным способом организации "горячих линий" является выделение специального телефонного номера с возможностью записи сообщений. Есть предложения об организации "горячих лини" путем отправки электронных писем на выделенный электронный адрес. Однако наиболее разумным многие специалисты считают просто повесить обычный ящик, причем повесить в таком месте, где любой может бросить записку, не привлекая к себе внимания;

- персонал должен понимать, для чего эта система создана.

И это последнее условие, в моем представлении, является едва ли не основным. Любой, самый передовой зарубежный опыт, в российских реалиях часто дает крайне удивительные результаты, резко отличающиеся от ожидаемых.

Признаться, идея организации "горячих линий" как средства выявления экономических преступлений в российских компаниях, особенно малых, вызывала у меня некий скепсис.

С одной стороны, собственный персонал – кладезь информации о компании, в том числе о том, что руководству не известно. Кто-то что-то заметил, кто-то что-то услышал, кто-то о чем-то обмолвился, кто-то о чем-то догадался... В малых компаниях отношения внутри коллектива менее формальны, персонал "территориально сконцентрирован". Кроме того, расходы на организацию таких "горячих линий", по сравнению с другими способами обеспечения безопасности, невелики. Именно это обстоятельство делает организацию "горячих линий" особо привлекательной для малого бизнеса.

НО… Как мне кажется, глубоко в сознании наших людей укоренилось отрицательное отношение к тем, кто "стучит", "сдает своих", даже если "свои" крадут почти не стесняясь. Не все одобряют поступок Павлика Морозова: как-то это не "по-пацански".

Поэтому в основе эффективных программ предотвращения и выявления мошенничества должны лежать культура компании и здоровая морально-психологическая обстановка. Такая вот банальная истина. Ну и Ницше напоследок: "Дороже всего люди расплачиваются за то, что пренебрегают банальными истинами".

________________________________________________

1ACFE (Association of Certified Fraud Examiners) - Международная организация, объединяющая сертифицированных специалистов по борьбе с корпоративным мошенничеством). Систематизированный анализ "беловоротничкового" мошенничества, кроме отчетов ACFE, встречается нечасто.

Просмотров: 2016
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

525 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

632 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Потому что надо во время проводить обучение сотрудников! Это ведь не шутки. У н...

// 17 жителей Омской области погибли на работе в 2016 году

Антиватник:

Как можно отпустить клиентов, которым светит 20 лет колонии???

// В Омске двоих студентов колледжа задержали по подозрению в сбыте синтетических наркотиков

Михаил:

Надо было конфисковать в пользу государства и отдать детям в школы и дет.сады. О...

// В Омске уничтожили 860 килограммов санкционных киви из Греции

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик