Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
6
декабря
вт
День -11
Ночь
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.70  
EUR68.50 68.79
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

КИНО КАК ЛУЧШИЙ РЕЦЕПТ ДЛЯ ПРОЧИСТКИ МОЗГОВ (Фотопутешествие в настоящее кино)

Главная новость
Почти всю минувшую неделю я уважал Гая Юлия Цезаря и городской Департамент культуры вместе с его Кино-досуговым объединением (КДО). Цезаря уважал – за его бессмертную мысль: "Великие дела нужно совершать, а не обдумывать их бесконечно". А Департамент и КДО – за солидарность в этом вопросе с Гаем Юлием. Было совершено (сотворено) действительно великое дело: в Омске (в залах киноцентра "Вавилон") прошёл 1-й открытый фестиваль документального кино "Сибирь", рождённый "на базе" проводимых ранее в нашем городе фестивалей "Встречи в Сибири".
27.11.2012 12:10
Поделиться:

И это был не просто фестиваль, а "фестиваль фестивалей", поскольку большинство фильмов, представленных в основной программе, уже отмечены престижными наградами на различных кинофестивалях, хотя и сняты все совсем недавно (2011 - 2012 годы).

О, как мне понравилось высказывание одной из омичек-студенток в фестивальных кулуарах! А сказала девушка буквально следующее: "Такое чувство после увиденных документальных фильмов, что у меня мозги прочистились. Прикиньте: я вчера вечером пришла домой с фестиваля, включила телевизор – и мне аж тошно стало. Какая это гадость и мерзость – всё, что нам показывают по телеку: сериалы эти дурацкие, шоу всякие фальшивые!.. Настоящее кино – это документальное кино! И я так рада, что поняла это!..". Между прочим, слова эти – почти адекватны строчкам "под Маяковского", произнесённым на церемонии открытия фестиваля "Сибирь" группой "синеблузников" (Молодёжный театр "Третий круг"): "Если, товарищ, ты слаб или тощ, – // Запомни (и это – не мистика): // Наши сила, единство и мощь – // Талантливая документалистика!".

А ещё на открытии, помимо стихов и выступлений-приветствий режиссёров-документалистов, приехавших из разных городов (и стран), выступил директор Департамента культуры Владимир Шалак.

И в его эмоциональном выступлении явственно проступала не просто надежда, а абсолютная уверенность в том, что будет в Омске кинотеатр НАШЕГО КИНО, отечественного, и лучшие документальные фильмы мирового кинематографа будут там не "гостями", а "хозяевами"!.. И мне, как коренному омичу, в очередной раз думалось-верилось, что когда-нибудь и "Родина"вернётся (был когда-то в Омске такой кинотеатр НАШЕГО КИНО, бездумно уничтоженный "на волне перестройки")…

А сейчас – маленькое фотопутешествие по только что завершившемуся большому фестивалю "Сибирь". Коротко – о главном. А посему, как говаривали на открытии уже упомянутые "синеблузники", – "И нету здесь иного пути, // И надо лишь мощь наращивать! // Эй, киномеханик! Кино крути! // Талантливое и настоящее!".

Фильм-событие первого фестивального дня – полнометражная лента режиссёра Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!". Идея и воплощение (блистательные монтажные "стыки"!) – по высшему пилотажу. И с простой, в общем-то, идеей: все мы (все!) – просто жители одной планеты по имени Земля. Вы, скажем, живёте в Сибири? Вот, смотрите, это – вы, сибиряки. А на противоположной стороне планеты – Чили. Вот они, видите? Мир – мультиполярен. И слово "антиподы" лучше закавычить...

Гость и участник "Сибири", один из лучших отечественных режиссёров Владимир Непевный даже немножко растерялся, когда на закрытии фестиваля ему был вручён "Приз зрительских симпатий" за документальный фильм "Пришелец".

Как признался в нашей приватной беседе Владимир, он просто не ожидал, что зрительская аудитория (в большинстве своём – студенческая молодёжь) проголосует за фильм, в большей степени адресованный поколению "шестидесятников"…

"Пришелец" – высококлассный фильм-очерк о судьбе выдающегося, парадоксального, "не от мира сего" и "непрочитанного" поэта-петербуржца Виктора Сосноры, чья звезда ярко горела в 1960-е… А год назад Сосноре была вручена высочайшая национальная премия "Поэт"…

Уникален фильм режиссёра Павла Мирзоева "Женщина эпохи танго", очень "зримо и реально" окунувший зрителей в 1920-30-е годы, в судьбы Маяковского и его возлюбленной – двадцатидвухлетней актрисы Вероники Полонской, свидетельницы последних минут жизни великого поэта. И в этой ленте – впервые! – представлено чудом сохранившееся (и сделанное ещё в начале 1990-х) интервью с Полонской…

"У вас Омск – какой-то тихий город, и я боюсь, что вы не поймёте мой фильм, – слегка растерянно сказал израильский режиссёр Дан Джева перед показом привезённой им на фестиваль документально-художественной социально-иронической ленты "Шум".

Но опасения гостя из Тель-Авива были напрасны. Все всё поняли. Да и как было не понять страдания героя фильма, который живёт в центре крупного мегаполиса и страдает от ни на секунду не прекращающихся "звуков большого города"!.. Кстати, в ходе фестиваля среди зрителей был проведён конкурс на лучшую микрорецензию, и победу одержала студентка факультета культуры и искусств ОмГУ Мария Ильченко, представившая на конкурс короткую рецензию на фильм "Шум" под названием "Ловец Тишины". Вот фрагмент из этого экспресс-отклика: "…Постепенно на фоне частной проблемы конкретного человека возникает глобальная проблема всего человечества. Люди живут в сумасшедшем хаосе звуков, и самое страшное, что они этого уже не замечают. Развитие этого процесса (по сути – деградация) всё ускоряется, и мы теряемся среди множества потоков информации, звуков, шумов… Может быть, Дан Джева и не "поймал тишину", но шум аплодисментов омского кинозрителя он заслужил по праву!".

…А аплодисменты звучали в зрительном зале практически после каждого фильма. Правда, при этом им зачастую предшествовали мгновения задумчивой (а порой и тревожной) тишины. Это была тишина осмысления. Тишина сопричастности. Тишина сопереживания. Так было после фильма режиссёра Эдгара Бартенева "Яптик–Хэсе", герои которого – большое ненецкое семейство – совершают с огромным стадом оленей трудное странствие-кочевье по Ямалу…

Так было после фильма омича (ставшего недавно екатеринбуржцем) Владимира Головнёва "Прибежище", снятого на вершине горы Качканар, где нашли себе приют (прибежище) несколько молодых отшельников; они строят на Качканаре монастырь, обретают веру, ещё не предполагая, что скоро на месте их приюта будет вырыт карьер…

Тишина сопереживания сопровождала и показ фильма "Широкие объятия" режиссёра Юлии Киселёвой, рассказывающего о группе студентов, для которых стало человеческой потребностью (и даже насущной необходимостью!) помогать одиноким и немощным старикам, живущим в доме для престарелых…

…А вообще фестиваль оказался очень социальным по своей сути. "Болевые точки" России так или иначе проявлялись почти во всех фильмах: будь ли это "Наказание без преступления (режиссёр Ирина Зайцева) о детях-отказниках или лента Валерия Тимощенко и Натальи Шуваловой с "говорящим" названием "Трезвитесь"; будь ли это студенческая работа ВГИКовца Павла Афанасьева с не менее "говорящим" названием "Как я съел свою стипендию" или фильм Елены Ласкари "Валенки", снятый в Ельце на сапоговаляльной фабрике… И наотмашь об абсурде нашего государственного бытия – фильм "Пограничный эффект" (режиссёры Кирилл Седухин, Георгий Молодцов и Ольга Стефанова): три новеллы о людях, живущих на т.н. приграничных территориях, разделяющих Россию и Эстонию, Россию и Грузию, Россию и Украину. Ситуация с братьями-славянами – абсурдна в высшей степени: разделяет Украину и Россию улочка под названием "Улица Дружбы народов", и даже в парикмахерской, стоящей на этой улочке, два зала принадлежат разным государствам: мужской зал – на территории России, а женский – на территории Украины. Впрочем, не меньший абсурд и на мосту через речку Нарову, разделяющем Россию и Эстонию…

…А ещё в рамках "Сибири" состоялись замечательные встречи-презентации с организаторами фестивалей документального кино "Флаэртиана" (Пермь), "Россия"(Екатеринбург) и "Встречи в Сибири" (Новосибирск) – их представляли Ольга Ахмедзянова, Татьяна Батурина и давний друг "Омска кинематографического", один из лучших российских кинодокументалистов Элла Давлетшина. Не могу не вспомнить, как несколько лет назад НОВОСИБирячка Давлетшина, назвав Омск своим "вторым домом", произнесла с совершенно искренним изумлением: "Удивительно! У вас есть то, чего, увы, нет в Новосибирске. У вас – заинтересованное внимание "властей" к развитию документального кино!..". И ещё одна фраза Эллы помнится. Размышляя о документалистике, она изумительно сформулировала свою позицию: "Я не снимаю художественные фильмы, потому что снимаю фильмы ВЫСОКОхудожественные".

…А вообще-то, согласитесь, рассказывать о документальном кино – дело неблагодарное. Его смотреть надобно (как минимум – для "прочистки мозгов"). Понимаю, что для этого время найти желательно. Хотя, – какие проблемы? Достаточно просто телевизор не включать. Попробуйте! И для начала – посмотрите, пожалуйста, фильм белорусского режиссёра Виктора Аслюка "Деревянный народ" (ссылку на него я приведу ниже, в конце своего монолога). Только в тишине смотрите. И даже сотовый телефон желательно отключить. На просмотр вам потребуется 27 минут. Мозги прочистятся самым замечательным образом!..

Ну а перед тем, как обещанную ссылку на фильм дать, – краткое резюме после нашего фотопутешествия и уже в ожидании традиционного ежегодного весеннего Омского Открытого Фестиваля "Любительское кино + Profi".

Продолжаю верить и не сомневаться, что кинодокументалистика в Омске (своя!) будет когда-нибудь таким же "узаконенным" явлением, как и театр. В Омске есть всё для того, чтобы была создана Студия документальных фильмов: и заинтересованность в этом т.н. государственных структур, и наличие потенциальных спонсоров, и креативно-творческое и мудро мыслящее Кино-досуговое объединение, и (главное!) десятки талантливейших "киношных" людей (прежде всего имею в виду студентов отделения кино-фото-видеотворчества факультета культуры и искусств ОмГУ), пока ещё не уехавших из Омска и свято верящих, что документалистика и Омск – не взаимоисключающие понятия. Есть, наконец, заинтересованность в нас (в омичах!) документалистов других городов. С удовольствием напомню, как пошутил год назад после фестиваля "Любительское кино + Profi" прекрасный российский кинодокументалист и писатель, генеральный директор Западно-Сибирской киностудии Виктор Серов: "Если дело в Омске и дальше пойдёт такими темпами, то со временем Западно-Сибирскую киностудию придётся перевозить из Новосибирска в Омск".

…А теперь – запланируйте себе на вечер 27 минут, свободных от суеты. Всего лишь 27 минут тишины. Вас ждёт один из лучших документальных фильмов 21-го столетия – "Деревянный народ":

Просмотров: 3637
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

647 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1426 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик