Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
Утро -9
День -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.72  
EUR68.30 68.59
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиБизнесСветлана Гонтовая

Если персонал ворует… Часть 1

Главная новость
Недавно провела мини-опрос среди знакомых мне собственников малого бизнеса. Просила ответить на два вопроса:- какие способы воровства и (или) мошенничества персонала вы считаете наиболее распространенными?- какие способы борьбы с воровством и (или) мошенничеством персонала вы считаете наиболее эффективными?
21.11.2012 14:19
Поделиться:

«Сор из избы» выносить не любит никто. Мои собеседники не были исключением. Но так как не стояла задача выяснить, стал ли конкретный бизнесмен «жертвой» собственных сотрудников, ответы на свои вопросы я получила.

Не претендуя на репрезентативность выборки и научность выводов, констатирую, что абсолютными «хитами», вне зависимости от сферы бизнеса, названы:

- хищения материальных ценностей и денег,

- манипуляции с выручкой (неполное отражение выручки, продажа по заниженным ценам, несвоевременная сдача выручки).

Используемые методы борьбы соответствовали «набору преступлений»:

- коллективная материальная ответственность, включающая «вычет» суммы недостач из заработной платы персонала (часто без особой оглядки на Трудовой кодекс),

- посты охраны, видеонаблюдение и прочие способы физической охраны объектов.

В ходе этого опроса я сознательно разделяла действия персонала, которые называются «кража» (тайное хищение имущества), и действия, которые характеризуются как «мошенничество». Мошеннические действия имеют определенную «интеллектуальную» составляющую: совершающие мошеннические действия сотрудники обязательно предпринимают усилия по сокрытию следов преступления (оформляются нужные документы, подделываются подписи, вносятся соответствующие записи в бухгалтерский учет и т.п.). Хотя кражи обнаруживаются и раскрываются чаще и проще, однако ущерб от мошеннических действий, как правило, выше.

Надо отметить, что о рисках краж со стороны персонала и способах борьбы с этим явлением предприниматели знали больше и лучше, чем о рисках мошеннических действий и способах их выявления.

Но у России, как известно, «особенная стать». Не исключаю, что у Омской области - тоже. Поэтому решила проверить, насколько полученный в ходе опроса результат соответствует, так сказать, общемировым тенденциям.

В 2010 году ACFE опубликовала доклад, в котором рассматривались особенности корпоративного мошенничества в малом бизнесе (The Small Business Fraud Prevention Manual). Выводы основывались на расследовании 537 случаев мошенничества в малом бизнесе (компании с численностью сотрудников менее 100 человек).

Наиболее распространенными способами мошенничества оказались:

billing (мошенничество со счетами: выставление и оплата фиктивных услуг, оплата личных счетов сотрудников за счет средств компании и т.п.) - 28,7%;

check tampering (мошенничество с чеками: подделка подписей уполномоченных лиц, оплата чеками личных счетов, подделка получателей по чекам и т.п.) - 26,1%;

corruption (коррупция: взятки, откаты и т.п.) - 25,5%;

skimming (сокрытие доходов: продажа «мимо кассы», манипулирование ценами, временное использование выручки для личных нужд) - 21,6%;

expense reimbursement (мошенничество с возмещением расходов: фиктивных расходов, завышенные расходы, личных расходов, представленные как деловые, многократное возмещение одних и тех же расходов и т.п.) -16,8%.

Операции с чеками в России, в принципе, распространены меньше, чем за рубежом. О возможности продаж «мимо кассы» собственники малого бизнеса знают отлично и предпринимают соответствующие меры. Но почему самые распространенные способы мошенничества персонала (оплата фиктивных счетов, коррупция и завышение расходов) оказались вне сферы особого внимания собственников малого бизнеса (во всяком случае, тех, с кем я общалась)?

Среди возможных ответов на этот вопрос:

- живут иллюзиями, что все контролируют,

- не верят в интеллектуальные способности собственного персонала.

К слову, в том же докладе приведено сравнение наиболее распространенных методов мошенничества для компаний с численностью менее и более 100 человек. Для компаний с численностью 100 человек и более самыми распространенными способами оказались коррупция (35,2%) и мошенничество со счетами.

Не во всех случаях очевидное решение (например, поставить видеокамеру) является наиболее эффективным.

Вообще, по моим наблюдениям, значительной части представителей малого бизнеса (особенно начинающих) свойственны черты, способствующие экономической уязвимости бизнеса, в том числе:

- острая нелюбовь к «бумажкам» и прочей документальной «волоките»;

- склонность копировать опыт «знакомых» и «знакомых знакомых», даже если сфера интересов этих «знакомых» совсем иная;

- крайности во взаимоотношениях с персоналом: или ставка на репрессии, или полное отсутствие контроля;

- отсутствие внятного ответа на вопрос «Почему в вашем бизнесе система экономической безопасности выстроена именно так?»

Защита бизнеса от хищений (во всех их формах) – это система, включающая в том числе:

- организацию контроля;

- физическую охрану;

- кадровую работу.

Какие угрозы свойственны вашему бизнесу? Что вы знаете о людях, с которыми работаете? Как вы их контролируете?

Попробуйте ответить на эти иные аналогичные вопросы.

Предупрежден – значит, вооружен.

P.S. Согласно статистике, 60 % случаев корпоративного мошенничества обнаруживаются случайно.

Просмотров: 1758
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

715 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1509 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик