Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
20
февраля
пн
Ночь -3
День 2
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.90 58.20
EUR61.60 61.90
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

Маленькое эссе о большом Актёре

Главная новость
Сегодня, в октябрьские дни, когда Омский ТЮЗ отмечает своё 75-летие, мне хочется вспомнить одного из тех, кто стоял у истоков этого театра и с кем мне выпало великое счастье близко познакомиться осенью 1988-го года в городе Горьком (Нижний Новгород). Человек-легенда Вацлав Янович Дворжецкий (1910 – 1993)… Человек с удивительной судьбой – трудной (часто на выживание), но творчески счастливой…
11.10.2012 10:33
Поделиться:

...У него была собственная "теория", простая и мудрая: каждому человеку дарован Судьбой мешок с чёрными и белыми шарами, причём тех и этих – одинаковое количество (какое количество – человек не знает). Выпадают часто белые – хорошо! Но только нельзя забывать при этом, что впереди осталось больше чёрных. А выпадают чёрные – что ж, значит впереди больше белых шаров остаётся.

…Был Киев. Был Кадетский корпус в 1918-м. Был Политехнический институт. И была театральная студия при польском клубе, которую Вацлав Янович окончил в 1929-м, учась уже на третьем курсе Политехнического. И ещё было решение Особого Совещания ОГПУ – 10 лет концлагерей, статья 58-я... Пять молодых студентов образовали кружок «ГОЛ» — Группа Освобождения Личности. Собирались вечерами, читали Гегеля, Шопенгауэра, Чернышевского, Ницше, Бакунина, спорили, говорили о демократии, о свободе дискуссии, слова, печати. А в то время в школах были запрещены даже Лермонтов ("шотландский дворянин"!) и Достоевский ("провокатор и предатель"!)...

Вторая камера-одиночка 7-го коридора следственного корпуса киевской Лукьяновской тюрьмы. Ноябрь 1929-го. В такой «ипостаси» предстал первый чёрный шар судьбы. И потянул за собой целую вереницу других: лагеря УСевЛОНа (Управление Северных лагерей особого назначения), "великие стройки коммунизма" — железная дорога Пинюга-Сыктывкар, Беломоро-Балтийский комбинат, Туломская гидроэлектростанция, рудники острова Вайгач... Главная профессия, главное дело жизни приобретались там же. Находились три-четыре актёра, остальных "подбирали" — и создавались культбригады. Желающих было много: четыре дня – общие работы, два дня – репетиции. Выживание... Для Актёра оно – в профессии. И в чувстве свободы. А что такое абсолютная свобода – Вацлав Дворжецкий понял, когда сохранил в тюрьме небольшую «вещицу», с помощью которой мог в любой момент расстаться с жизнью: распрямлённый и заточенный о гранитный подоконник крючок от ботинка ("Не знаю, что ещё может быть такое страшное, чего я ещё не пережил...", – признался как-то Дворжецкий в одной из наших бесед).

В 1937-м "статья" аукнулась тем, что и в Киеве, и в Харькове путь в театр для Дворжецкого оказался закрыт. Дальше – неожиданное (сугубо актёрское!) решение: он расстелил на полу карту Советского Союза, присел на корточки, иронично улыбнулся, закрыл глаза и, вытянув вперёд руку, указательным пальцем ткнул в карту. Открыл глаза, медленно убрал палец с карты и прочитал: "Омск"… Так в судьбе Дворжецкого появился новый для него город.

В областном управлении по делам искусств он сказал просто: "Я – актёр. Хотел бы работать в театре". И услышал простой ответ: "Вы знаете, у нас недавно открылся театр юного зрителя. Артисты нужны". И буквально на следующий день у 27-летнего актёра Вацлава Дворжецкого появилась в руках первая трудовая книжка. Нашли комнатушку у вокзала (ни у кого из актёров квартир не было). И сразу – в работу.

В спектакле "Хижина дяди Тома", 1938 год

За два года он сыграл шестнадцать ролей в тринадцати спектаклях! Он стал ведущим актёром труппы; впрочем, иначе и быть не могло: среди актёрской молодежи, у большинства из которых не было никакого сценического опыта, он не мог не выделяться – за плечами уже были и Островский, и Чехов, и Горький, и Шекспир, за плечами было и то страшное, что спустя годы мы так легко втискиваем в понятие "жизненный опыт".

В спектакле "Бесприданница", 1938 год

...А в феврале 1939-го в трудовой книжке Дворжецкого появилась и вторая запись: "...считать очередным режиссёром". Омский ТЮЗ постепенно становился популярным, и это тем более было отрадно, что находился театр очень далеко от центра города. И заслуга в том, что у ТЮЗа появлялись всё новые и новые почитатели, — во многом принадлежит актёру и режиссёру этого театра В.Я. Дворжецкому. Думаю, не будет преувеличением сказать, что он в те первые и трудные годы становления в Омске детского театра стал для ТЮЗа своего рода ангелом-хранителем. Летом 39-го он уже вывозил ТЮЗ на первые большие гастроли в Тюмень, временно исполняя обязанности главного режиссёра… А затем поступило приглашение в Таганрогский ТЮЗ. Вот только вряд ли мог Дворжецкий тогда предположить, что ровно через год вновь окажется в Омске... Во время финской войны Таганрог стал «режимным городом». Вспомнилась кое-кому 58-я статья (до 1956-го вспоминаться будет, пока Президиум Верховного Совета СССР не примет постановление о снятии судимости). Вызвали. Взяли паспорт, перечеркнули его. А в милиции дали подписать бумагу: мол, нарушен Закон о паспортизации. И "предложили" в двадцать четыре часа покинуть город. Возвращение в Омский ТЮЗ было отмечено "Романтиками" Э. Ростана!

А дальше – приглашение в Омский театр драмы. Несколько месяцев плодотворной работы – и снова "аукающаяся" статья; и все годы войны, до конца 1945-го, В.Я. Дворжецкий провёл в омских колониях…

"...Колоритную фигуру представителя вражеского лагеря создал артист В. Дворжецкий». «Глубоко, изнутри раскрывает актёр духовную опустошённость этого матёрого врага революции..." Парадокс ли, ирония ли Судьбы: артисту, жизнь которого пытались изломать 58-й статьёй, — не однажды довелось играть персонажей, под этой статьёй словно родившихся!.. Десять лет работы в Омском драматическом. Необыкновенная популярность. Амплуа первого героя-любовника. Центральные роли в лучших спектаклях театра: Сомов, Дубровский, Петруччо, Чацкий...

… И ещё в двух театрах довелось стать ведущим актёром Вацлаву Яновичу. Три года работы в Саратовском театре драмы, и затем – двенадцать лет, до выхода на пенсию, в Горьковской драме. А в 1967-м в его жизнь – словно искуплением за чёрные шары Судьбы – властно ворвалось кино (и, наверное, можно увидеть в этом некое мистическое совпадение: в этом же году сын Вацлава Яновича – Владислав Дворжецкий – окончил театральную студию при Омском ТЮЗе, на сцене которого и сыграл свои первые роли). Почти беспрецедентное в истории кино: рождение популярнейшего киноактёра, который снялся в своём первом фильме в возрасте 56 лет.

На 50-летие Омского ТЮЗа, которое отмечалось в конце 1987-го, Вацлав Янович приехать не смог: неожиданно заболел. И вот только в ноябре 1988-го он смог на неделю «вырваться» в Омск. Ах, какие это были светлые, трогательные встречи с ветеранами омской сцены – и ТЮЗа, и драмы! Констатирую как свидетель: телефон в гостиничном номере Вацлава Яновича не замолкал ни на минуту – звонили знакомые, незнакомые, звонили зрители, давно уже ставшие бабушками и дедушками…

В 1985-м году в рубрике "Дни календаря" журнал "Новые фильмы" напечатал: "3 августа 1985г. исполняется 75 лет народному артисту РСФСР Вацлаву Яновичу Дворжецкому, сыгравшему в кино более 50 ролей". И ещё много раз повторялась эта "ошибка"; никому даже в голову не могло прийти, что у известного во всём мире артиста театра и кино В.Я. Дворжецкого нет вообще никаких "регалий". И только в 1991-м 80-летнему Вацлаву Яновичу (за два года до его ухода) будет присвоено звание "Народный артист России"… Впрочем, к званиям он относился достаточно иронично; хорошо помню его убийственную иронию по сему поводу: "У нас в театре что сейчас с артистами происходит? Четыре народных, десять заслуженных и один – хороший!"

Октябрь 88-го выдался в Горьком очень тёплый. С высокой набережной открывался завораживающий вид на Волгу. Вацлав Янович стоял чуть сощурившись (солнце светило прямо в глаза). И мне представилось, что, быть может, сейчас перед его глазами, словно кинокадры, мелькают фрагменты его удивительной судьбы: вот он играет в бильярд с Маяковским в далёкой Москве 1928-го года; вот он приезжает в Омск в 37-м, чтобы стать артистом Омского ТЮЗа; вот – работа чертёжником-копировщиком у Туполева, который в 40-е годы был в омской ссылке; вот – незабываемые съёмки фильма "Зарубки на память", в котором снимался вместе с сыновьями Евгением и Владиславом...

...У него была собственная «теория», простая и мудрая: каждому человеку дарован Судьбой мешок с чёрными и белыми шарами, причём тех и этих – одинаковое количество (какое количество – человек не знает)… 

Просмотров: 2358
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

398 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

533 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Ветеран:

Такие пахари - так Россию перепахали, что от бурьяна за век не избавится. Это и ...

// Виктор Назаров заявил, что будущий мэр Омска должен будет «пахать, как раб на галерах»

Рита:

Я с момента прослушивания данного проекта поняла о бесперктивности данной дороги...

// В Омске строительство дороги-дублера на Левом берегу отложили на 2019 год

Виктор:

полный бред, декриминализация побоев не значит что домашних можно бить. он значи...

// Уличные художники Омска привлекают внимание к проблеме домашнего насилия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик