Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
5
декабря
пн
День -17
Вечер -18
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD 64.00 64.60
EUR 67.80 68.60
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

Маленькое эссе о большом Актёре

Главная новость
Сегодня, в октябрьские дни, когда Омский ТЮЗ отмечает своё 75-летие, мне хочется вспомнить одного из тех, кто стоял у истоков этого театра и с кем мне выпало великое счастье близко познакомиться осенью 1988-го года в городе Горьком (Нижний Новгород). Человек-легенда Вацлав Янович Дворжецкий (1910 – 1993)… Человек с удивительной судьбой – трудной (часто на выживание), но творчески счастливой…
11.10.2012 10:33
Поделиться:

...У него была собственная "теория", простая и мудрая: каждому человеку дарован Судьбой мешок с чёрными и белыми шарами, причём тех и этих – одинаковое количество (какое количество – человек не знает). Выпадают часто белые – хорошо! Но только нельзя забывать при этом, что впереди осталось больше чёрных. А выпадают чёрные – что ж, значит впереди больше белых шаров остаётся.

…Был Киев. Был Кадетский корпус в 1918-м. Был Политехнический институт. И была театральная студия при польском клубе, которую Вацлав Янович окончил в 1929-м, учась уже на третьем курсе Политехнического. И ещё было решение Особого Совещания ОГПУ – 10 лет концлагерей, статья 58-я... Пять молодых студентов образовали кружок «ГОЛ» — Группа Освобождения Личности. Собирались вечерами, читали Гегеля, Шопенгауэра, Чернышевского, Ницше, Бакунина, спорили, говорили о демократии, о свободе дискуссии, слова, печати. А в то время в школах были запрещены даже Лермонтов ("шотландский дворянин"!) и Достоевский ("провокатор и предатель"!)...

Вторая камера-одиночка 7-го коридора следственного корпуса киевской Лукьяновской тюрьмы. Ноябрь 1929-го. В такой «ипостаси» предстал первый чёрный шар судьбы. И потянул за собой целую вереницу других: лагеря УСевЛОНа (Управление Северных лагерей особого назначения), "великие стройки коммунизма" — железная дорога Пинюга-Сыктывкар, Беломоро-Балтийский комбинат, Туломская гидроэлектростанция, рудники острова Вайгач... Главная профессия, главное дело жизни приобретались там же. Находились три-четыре актёра, остальных "подбирали" — и создавались культбригады. Желающих было много: четыре дня – общие работы, два дня – репетиции. Выживание... Для Актёра оно – в профессии. И в чувстве свободы. А что такое абсолютная свобода – Вацлав Дворжецкий понял, когда сохранил в тюрьме небольшую «вещицу», с помощью которой мог в любой момент расстаться с жизнью: распрямлённый и заточенный о гранитный подоконник крючок от ботинка ("Не знаю, что ещё может быть такое страшное, чего я ещё не пережил...", – признался как-то Дворжецкий в одной из наших бесед).

В 1937-м "статья" аукнулась тем, что и в Киеве, и в Харькове путь в театр для Дворжецкого оказался закрыт. Дальше – неожиданное (сугубо актёрское!) решение: он расстелил на полу карту Советского Союза, присел на корточки, иронично улыбнулся, закрыл глаза и, вытянув вперёд руку, указательным пальцем ткнул в карту. Открыл глаза, медленно убрал палец с карты и прочитал: "Омск"… Так в судьбе Дворжецкого появился новый для него город.

В областном управлении по делам искусств он сказал просто: "Я – актёр. Хотел бы работать в театре". И услышал простой ответ: "Вы знаете, у нас недавно открылся театр юного зрителя. Артисты нужны". И буквально на следующий день у 27-летнего актёра Вацлава Дворжецкого появилась в руках первая трудовая книжка. Нашли комнатушку у вокзала (ни у кого из актёров квартир не было). И сразу – в работу.

В спектакле "Хижина дяди Тома", 1938 год

За два года он сыграл шестнадцать ролей в тринадцати спектаклях! Он стал ведущим актёром труппы; впрочем, иначе и быть не могло: среди актёрской молодежи, у большинства из которых не было никакого сценического опыта, он не мог не выделяться – за плечами уже были и Островский, и Чехов, и Горький, и Шекспир, за плечами было и то страшное, что спустя годы мы так легко втискиваем в понятие "жизненный опыт".

В спектакле "Бесприданница", 1938 год

...А в феврале 1939-го в трудовой книжке Дворжецкого появилась и вторая запись: "...считать очередным режиссёром". Омский ТЮЗ постепенно становился популярным, и это тем более было отрадно, что находился театр очень далеко от центра города. И заслуга в том, что у ТЮЗа появлялись всё новые и новые почитатели, — во многом принадлежит актёру и режиссёру этого театра В.Я. Дворжецкому. Думаю, не будет преувеличением сказать, что он в те первые и трудные годы становления в Омске детского театра стал для ТЮЗа своего рода ангелом-хранителем. Летом 39-го он уже вывозил ТЮЗ на первые большие гастроли в Тюмень, временно исполняя обязанности главного режиссёра… А затем поступило приглашение в Таганрогский ТЮЗ. Вот только вряд ли мог Дворжецкий тогда предположить, что ровно через год вновь окажется в Омске... Во время финской войны Таганрог стал «режимным городом». Вспомнилась кое-кому 58-я статья (до 1956-го вспоминаться будет, пока Президиум Верховного Совета СССР не примет постановление о снятии судимости). Вызвали. Взяли паспорт, перечеркнули его. А в милиции дали подписать бумагу: мол, нарушен Закон о паспортизации. И "предложили" в двадцать четыре часа покинуть город. Возвращение в Омский ТЮЗ было отмечено "Романтиками" Э. Ростана!

А дальше – приглашение в Омский театр драмы. Несколько месяцев плодотворной работы – и снова "аукающаяся" статья; и все годы войны, до конца 1945-го, В.Я. Дворжецкий провёл в омских колониях…

"...Колоритную фигуру представителя вражеского лагеря создал артист В. Дворжецкий». «Глубоко, изнутри раскрывает актёр духовную опустошённость этого матёрого врага революции..." Парадокс ли, ирония ли Судьбы: артисту, жизнь которого пытались изломать 58-й статьёй, — не однажды довелось играть персонажей, под этой статьёй словно родившихся!.. Десять лет работы в Омском драматическом. Необыкновенная популярность. Амплуа первого героя-любовника. Центральные роли в лучших спектаклях театра: Сомов, Дубровский, Петруччо, Чацкий...

… И ещё в двух театрах довелось стать ведущим актёром Вацлаву Яновичу. Три года работы в Саратовском театре драмы, и затем – двенадцать лет, до выхода на пенсию, в Горьковской драме. А в 1967-м в его жизнь – словно искуплением за чёрные шары Судьбы – властно ворвалось кино (и, наверное, можно увидеть в этом некое мистическое совпадение: в этом же году сын Вацлава Яновича – Владислав Дворжецкий – окончил театральную студию при Омском ТЮЗе, на сцене которого и сыграл свои первые роли). Почти беспрецедентное в истории кино: рождение популярнейшего киноактёра, который снялся в своём первом фильме в возрасте 56 лет.

На 50-летие Омского ТЮЗа, которое отмечалось в конце 1987-го, Вацлав Янович приехать не смог: неожиданно заболел. И вот только в ноябре 1988-го он смог на неделю «вырваться» в Омск. Ах, какие это были светлые, трогательные встречи с ветеранами омской сцены – и ТЮЗа, и драмы! Констатирую как свидетель: телефон в гостиничном номере Вацлава Яновича не замолкал ни на минуту – звонили знакомые, незнакомые, звонили зрители, давно уже ставшие бабушками и дедушками…

В 1985-м году в рубрике "Дни календаря" журнал "Новые фильмы" напечатал: "3 августа 1985г. исполняется 75 лет народному артисту РСФСР Вацлаву Яновичу Дворжецкому, сыгравшему в кино более 50 ролей". И ещё много раз повторялась эта "ошибка"; никому даже в голову не могло прийти, что у известного во всём мире артиста театра и кино В.Я. Дворжецкого нет вообще никаких "регалий". И только в 1991-м 80-летнему Вацлаву Яновичу (за два года до его ухода) будет присвоено звание "Народный артист России"… Впрочем, к званиям он относился достаточно иронично; хорошо помню его убийственную иронию по сему поводу: "У нас в театре что сейчас с артистами происходит? Четыре народных, десять заслуженных и один – хороший!"

Октябрь 88-го выдался в Горьком очень тёплый. С высокой набережной открывался завораживающий вид на Волгу. Вацлав Янович стоял чуть сощурившись (солнце светило прямо в глаза). И мне представилось, что, быть может, сейчас перед его глазами, словно кинокадры, мелькают фрагменты его удивительной судьбы: вот он играет в бильярд с Маяковским в далёкой Москве 1928-го года; вот он приезжает в Омск в 37-м, чтобы стать артистом Омского ТЮЗа; вот – работа чертёжником-копировщиком у Туполева, который в 40-е годы был в омской ссылке; вот – незабываемые съёмки фильма "Зарубки на память", в котором снимался вместе с сыновьями Евгением и Владиславом...

...У него была собственная «теория», простая и мудрая: каждому человеку дарован Судьбой мешок с чёрными и белыми шарами, причём тех и этих – одинаковое количество (какое количество – человек не знает)… 

Просмотров: 2289
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

491 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1262 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик