Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
6
декабря
вт
Ночь -13
День -11
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.75  
EUR68.60 68.89
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиПолитикаАлександр Жиров

Оптимизация или ликвидация грамотности?

Главная новость
После пресс-конференции министра образования региона Ирины Прозоровой, на которой было объявлено о грядущем слиянии классического и педагогического вузов, общественность по-настоящему заволновалась. Фактически был поставлен крест на 70-летней истории крупнейшего образовательного комплекса Западной Сибири. Педсостав ОмГПУ отреагировал открытым письмом на имя премьер-министра.
27.12.2010 06:24 2
Поделиться:

Впрочем, недавно губернатор Леонид Полежаев заявил, что педагогический вуз сохранит свою образовательную базу и лишь войдет в состав ОмГУ на правах института. Не вдаваясь в подробности слияния двух - без сомнения - сильнейших вузов Омска, предлагаю поразмыслить над обращением Президента России, который заявил о необходимости ревизии вузовской системы.

Действительно, проблема нашего образования сегодня в том, что общественное сознание не связывает воедино наличие высшего образования и достойную жизнь в дальнейшем. Вылетевший из школы без аттестата ушлый паренёк может у нас легко зарабатывать в три-пять-десять раз больше, чем «краснодипломник», участник олимпиад и международных конференций. И самое главное, что вуз, в общем-то, и не гарантирует никому не только благосостояния, но последующего трудоустройства.

Тем не менее, на сегодняшний день 83% выпускников собираются поступать в вузы. Похвальное стремление. Однако при этом, по данным ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, в российской экономике всего 25% рабочих мест, требующих наличия высшего образования. За 50 лет этот показатель увеличился всего лишь в 3 раза. Это, напомню, тот период, когда в мире произошла настоящая научно-техническая революция – человек за это время полетел в космос, проник в собственное подсознание и подчинил своим нуждам загадочные «нано-материи». Получается, что до того момента, когда высшее образование пригодится хотя бы половине из желающих его получить сегодня, пройдет ещё как минимум 20 лет.

В гонке за «корочками», естественно, теряется сам смысл образования. Качество подготовки специалистов падает. Набивая группы до отказа так называемыми «коммерческими» студентами, вузы пытаются конкурировать друг с другом не в качестве образования, а в количестве поступающих на ту или иную специальность. Что же мы имеем «на выходе»? Сегодня больше трети дипломированных инженеров работают рабочими, экономисты работают продавцами в «бутиках» – это общественный «организм», дабы не усиливать ведущую к бесконечности конкуренцию специалистов, объявляет инфляцию института высшей школы.

Современная ситуация в российском образовании вообще навевает исторические аллюзии. В начале 1960-х годов воспитанное по заветам доктора Спока сытое послевоенное поколение американцев под звуки рождённого ими рок-н-ролла устроило обструкцию Департаменту образования и науки США. Американские студенты, не знавшие, в отличие от своих европейских и советских сверстников, ужасов оккупации и тягот реанимации экономики, вышли на улицы крупных городов, влезли с ногами на парты в университетских аудиториях с требованием… сократить количество учебных мест.

Логика предводителей ситтинг-страйков была железной: по данным статистики каждый четвёртый выпускник колледжа в Америке становился студентом университета. Иными словами, 25% молодых американцев получало высшее образование, что в последующем должно было вначале ожесточить борьбу за рабочие места, а затем привести к инфляции высшего образования. То есть, по мнению забастовщиков, индустриальное общество не смогло бы «переварить» такое количество «белых воротничков», какое подготавливалось американскими вузами. Ведь инженеры, доктора и профессиональные менеджеры – это хорошо, но нужно, чтобы кто-то завинчивал гайки, доил коров и чистил унитазы – то есть выполнял работу, не требующую университетской подготовки.

Итог – уступки правления университетов студенческим профкомам – можно оценивать по-разному. С одной стороны, в американском обществе сохранился пиитет перед высшим образованием, с другой стороны, вступая в постиндустриальную эпоху, для удовлетворения потребностей науки и промышленности, США потребовалось привлечь в страну несколько тысяч иностранных - в основном, российских, а также индийских и китайских, подготовленных в советской школе, - учёных. Несомненным плюсом реформы явилось то, что в США до сих пор факт наличия высшего образования считается залогом успешности. К слову, в Америке «образованиеёмких» специальностей – 40%. Тоже не самый высокий показатель.

Решать проблему переизбытка «белых воротничков» у нас начали давно. Просто у нас опять совершили шаг вперёд, который оказался шагом в сторону. Для чего ввели разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру, до сих пор не могут сказать, наверное, даже в минобразования. Хотя надо было – «подтянуть» до цивилизованного уровня так называемые колледжи и ПТУ. Хотите знать, что такое сегодняшнее российское ПТУ – советую посмотреть фоторепортаж Алексея Мальгавко «Где и как подрастает "пролетариат"» на сайте русской службы BBC (http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/photoblog/2010/11/post-21.html), сразу всё станет понятно.

Конкретных результатов «болонского» образования у нас ещё нет. Как реально «аукнется» России переход на европейский стандарт, мы узнаем только через 10-15 лет, когда нынешние бакалавры и магистры займут (или не займут ) своё место в обществе.

Однако Министр образования А.А. Фурсенко обещает нам золотые горы. По словам глашатаев Болонского процесса, новая система позволит в короткие сроки качественно подготовить конкурентоспособных специалистов. Бакалавры смогут получить багаж знаний сразу в нескольких областях и приспособиться к требованиям местного рынка труда, если придётся переезжать.

Пока наши чиновники от образования убеждали сами себя, правительство и общество в необходимости перехода на «болонские рельсы», ESIB – Национальный союз студентов Европы – представил собственный отчёт о первых результатах Болонского процесса: всё новое и привлекательное в этой системе, по их мнению, мало того, что оказалось недееспособным, оно ещё и «заразило» сильные стороны традиционной системы образования.

Предыдущий Министр образования Филиппов, на совести которого и «выдумка» ЕГЭ, и вступление в Болонское соглашение, аргументировал переход на новые стандарты так: «Российские дипломы должны быть понятны западному работодателю».

Однако, по убеждению аналитиков Института национальной стратегии, никогда проблемы неприятия советских и российских дипломов в компаниях IBM, Microsoft или Samsung не стояло. Не такие дураки сидят в руководящих креслах бизнес-монстров на Западе и Востоке, чтобы из-за бюрократических глупостей «проворонить» классного специалиста из России!

Кроме того, получается, что отечественные вузы будут ориентированы на производство «специалистов» для «чужого дяди»?

Иными словами, в 2003 году было выбрано весьма дорогостоящее – и не только в плане формирования бюджета – решение надуманной проблемы. В результате окончательного вхождения России в Болонскую систему диплом, например, Тарского филиала ОмГПУ станет равнозначен диплому Сорбонны или Кембриджа. Только вот станет ли равнозначным европейскому уровень образования наших выпускников?

Тем более, что, по данным того же Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, в школу идут работать сегодня лишь 3% выпускников педагогических вузов. Так нужен ли отдельный педагогический вуз в каждом городе в таком случае? Выхода два: либо создавать некий педагогический «супер-вуз» - один на страну или хотя бы федеральный округ, либо – включать педагогические вузы в состав других университетов. Что и происходит сегодня в Омске.

Просмотров: 2499
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

29.12.2010
Мария
"Как реально «аукнется» России переход на европейский стандарт, мы узнаем только через 10-15 лет, когда нынешние бакалавры и магистры займут (или не займут ) своё место в обществе."

Ги, посыл текста, считаю, в корне неверный. В ОмГУ бакалавров начали готовить с 2003 (сама поступала в 04), так что все рассуждения о новой системе несколько запоздали, Александр. Образовательные программы у бакалавров такие же как у специалистов, только в дипломе разные пометки по сути.
Ну, вы же, Мария, не предполагаете, что спустя два года после окончания вуза вы уже начали играть сколь-нибудь значимую роль в жизни общества? А общий баланс людей со "старым" образованием и бакалавров изменится как раз через эти 15 лет.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

623 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1399 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик