Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
4
декабря
вс
Утро -8
День 0
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.50 64.55
EUR67.50 68.80
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександр Лейфер

Портреты

Главная новость
В прошлом году, 28 сентября, я предлагал читателям пост про омского художника-графика Владимира Кудряшова ( 1944 – 2003), моего близкого друга. Речь тогда шла о его незавершённом замысле, связанном с иллюстрированием "Записок из Мёртвого дома". Сегодня, в канун дня рождения А.С. Пушкина, хочу рассказать ещё о нескольких малоизвестных эпизодах из жизни этого талантливого человека.
05.06.2012 14:46
Поделиться:

В последние годы В.Кудряшов перебивался, что называется, с хлеба на квас. Был вынужден из-за высокой арендной платы отказаться от мастерской на Нефтезаводской улице. Работал дома, в своей однокомнатной квартирке на окраине города. Заказы случались редко. Летом рисовал карандашные портреты прохожих, сидя либо в сквере недалеко от Тарских ворот, либо в парке культуры Октябрьского района. А в эти годы со всё нарастающим размахом по всей стране шла подготовка к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В.Кудряшов решил внести в эту в развернувшуюся во всю ширь многообразную работу писателей, художников, журналистов, театральных деятелей свой вклад – задумал создать графический портрет великого поэта. При этом он признался мне, что возлагает на данный портрет и некоторые материальные надежды: ведь в принципе в то предъюбилейное время портрет мог оказаться нужным в любой школе, в любой библиотеке.

В начале 1999 года портрет А.С.Пушкина был готов. Это линогравюра, которую, как известно, можно тиражировать с имеющейся доски много раз.

Владимир попросил меня помочь ему подарить один из первых оттисков своего произведения Пушкинской библиотеке. Я провёл с администрацией библиотеки соответствующие нехитрые переговоры. На импровизированной церемонии дарения присутствовали тогдашний заместитель директора Пушкинки Татьяна Фёдоровна Бурмистрова, ещё несколько сотрудников и я. Художнику пожали руку, подарили цветы, сказали хорошие слова. Но какого-то общественного резонанса всё это не получило.

Мне неизвестно, обращался ли Владимир за поддержкой в распространении своего произведения в региональную или муниципальную администрацию. Во всяком случае, какого-то массового спроса на портрет отнюдь не последовало, и материального положения своего автора он – увы – не улучшил.

Подарил Володя один оттиск портрета и мне. Все эти годы я хранил его, свёрнутым в трубку. А недавно передал Омскому музею изобразительных искусств имени М.Врубеля, где есть фонд В. Кудряшова. Уверен, что рано или поздно эту талантливую работу увидят и посетители музея.

Сегодня, воспользовавшись случаем, хочу показать читателям моего блога ещё одно малоизвестное произведение Владимира Кудряшова - его автопортрет (1971). Эта романтическая линогравюра создана в молодые годы, когда художник жил ещё в Томске. Подлинник её оттиска, я тоже несколько лет назад передал музею им. М.Врубеля.

Музей сделал с кудряшовского автопортрета хорошую копию, которая и украшает сегодня мою квартиру – вместе с известным портретом Ф.М. Достоевского (1990) , писаным маслом на холсте портретом моей жены ( 1992), цветным карандашным портретом нашего сына Антона (2001), нарисованным по фотографии, когда тот служил в армии, портретом, на котором запечатлён аз многогрешный (2002) и некоторыми другими работами этого незаурядного художника.

Но вернёмся к пушкинскому портрету. Если внимательно вглядеться вначале в него, а потом в автопортрет, то можно заметить: В. Кудряшов изобразил поэта слегка, почти неуловимо похожим на… самого себя. Есть такая неписанная старая традиция, к которой иногда прибегают художники.

И, раз уж сегодня идёт речь о Пушкине, то, думаю, не будет сочтено за нескромность, если я сообщу здесь некоторые подробности, связанные с вышеупомянутым портретом моей жены Веры Павловны. Когда он создавался, то во время одного из сеансов Владимир сказал, чтоб в следующий раз Вера пришла к нему в мастерскую в том платье, в котором хотела бы видеть себя на портрете. Но на следующий сеанс она принесла в Дом художника… недавно купленный ею тематический выпуск открыток "Женщины пушкинской поры" и заявила, что желает быть изображённой в одном из платьев той эпохи (на открытках были воспроизведены портреты дам из окружения поэта: это, разумеется, его жена Наталья Николаевна Гончарова, Е. Карамзина, М.Голицына, А.Оленина, Е.Раевская, А.Керн, В.Вяземская, А.Осипова, З. Волконская, Е.Ушакова и другие). Художник воспринял этот каприз на полном, как говорится, серьёзе, тотчас же включился в игру. И они вместе изучили принесённый комплект открыток, выбрали конкретное платье, в нём Владимир и изобразил модель. Кроме того, "вдел" в её уши чьи-то массивные фамильные серьги, "закутал" шею и плечи в голубой пышный шарф ( и то, и другое тоже с каких-то портретов из подборки открыток) и даже "причесал" её так, как причёсывались современницы Александра Сергеевича.

Вот уж двадцать лет висит этот портрет с голубым шарфом на стене нашей квартиры. В будущем году исполнится десять лет, как не стало его автора. А я помню эти и многие другие связанные с Володей обстоятельства, будто происходило всё вчера… И каждое воспоминание вызывает грусть – мне до сих пор остро не хватает этого человека.

Никто не мешал мне работать так часто и так много, как он. Но всё равно, когда он приходил, я с удовольствием бросал любую работу, оставляя её на ночь или на другой день. А приходил он иногда по нескольку раз в неделю. У него было своё место на нашей кухне, он занимал его, я собирал на стол, садился напротив и начинал слушать его бесконечные рассказы – про его томских друзей, про суворовское училище, в котором он когда-то учился, про его жён и подруг, про поездку в Канаду, про Челюскинскую творческую дачу, про его короткое житьё в Коврове, про военную службу на Дальнем Востоке, про родное старинное подмосковное село Мещерское… Некоторые из историй я слушал не по одному разу, но от этого они не становились для меня неинтересными – рассказчиком он был великолепным. Если у меня или у него случались деньги, мы по нескольку раз за вечер бегали в ближайший гастроном – не без этого, а если денег не было, прекрасно обходились и так.

Он не любил когда его перебивали, предпочитал "солировать", причём говорить мог часами. Правда, иногда – из вежливости – он о чём-нибудь спрашивал меня, но я-то хорошо знал, что отвечать нужно как можно короче. Если не у меня дома, а где-нибудь в гостях, за каким-нибудь общим столом вдруг оказывался ещё один любитель порассказывать, Володька буквально изнывал и изводился, пока дожидался, когда наступит его очередь. Я при этом наблюдал, как он мучается, а он видел, что я наблюдаю, всё понимаю и незаметно для других иронизирую над ним и над самой ситуацией, и это злило его, ещё больше вводило в досаду.

Память у него была прекрасная. Он, например, знал наизусть десятки телефонов, никогда не путался в именах, датах и названиях. Прекрасно ориентировался в истории искусств – помнил институтские лекции и прочитанные книги, а уж знания о различных художественных техниках (старинных и современных) , особенно когда речь шла о графике, и прежде всего – о гравюре, были у него просто неисчерпаемы… Иногда Володя принимался готовить какое-нибудь изысканное блюдо – кулинаром он был отменным.

И вот его давно уже нет, а всё тоскую и тоскую о нём – грубияне, выпивохе, болтуне, ловеласе – человеке, скрывающим за всеми этими масками свою тонкую романтическую суть, человеке, который мог снять для меня последнюю рубашку, поделиться последней сотней, броситься на выручку, когда я оказывался в трудном положении…

Прекрасна и печальна, а главное – до смешного коротка наша жизнь, не правда ли?..

Просмотров: 3172
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

405 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1139 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик