Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
22
февраля
ср
Ночь -3
День -1
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.32 57.50
EUR60.41 60.70
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександр Лейфер

Портреты

Главная новость
В прошлом году, 28 сентября, я предлагал читателям пост про омского художника-графика Владимира Кудряшова ( 1944 – 2003), моего близкого друга. Речь тогда шла о его незавершённом замысле, связанном с иллюстрированием "Записок из Мёртвого дома". Сегодня, в канун дня рождения А.С. Пушкина, хочу рассказать ещё о нескольких малоизвестных эпизодах из жизни этого талантливого человека.
05.06.2012 14:46
Поделиться:

В последние годы В.Кудряшов перебивался, что называется, с хлеба на квас. Был вынужден из-за высокой арендной платы отказаться от мастерской на Нефтезаводской улице. Работал дома, в своей однокомнатной квартирке на окраине города. Заказы случались редко. Летом рисовал карандашные портреты прохожих, сидя либо в сквере недалеко от Тарских ворот, либо в парке культуры Октябрьского района. А в эти годы со всё нарастающим размахом по всей стране шла подготовка к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В.Кудряшов решил внести в эту в развернувшуюся во всю ширь многообразную работу писателей, художников, журналистов, театральных деятелей свой вклад – задумал создать графический портрет великого поэта. При этом он признался мне, что возлагает на данный портрет и некоторые материальные надежды: ведь в принципе в то предъюбилейное время портрет мог оказаться нужным в любой школе, в любой библиотеке.

В начале 1999 года портрет А.С.Пушкина был готов. Это линогравюра, которую, как известно, можно тиражировать с имеющейся доски много раз.

Владимир попросил меня помочь ему подарить один из первых оттисков своего произведения Пушкинской библиотеке. Я провёл с администрацией библиотеки соответствующие нехитрые переговоры. На импровизированной церемонии дарения присутствовали тогдашний заместитель директора Пушкинки Татьяна Фёдоровна Бурмистрова, ещё несколько сотрудников и я. Художнику пожали руку, подарили цветы, сказали хорошие слова. Но какого-то общественного резонанса всё это не получило.

Мне неизвестно, обращался ли Владимир за поддержкой в распространении своего произведения в региональную или муниципальную администрацию. Во всяком случае, какого-то массового спроса на портрет отнюдь не последовало, и материального положения своего автора он – увы – не улучшил.

Подарил Володя один оттиск портрета и мне. Все эти годы я хранил его, свёрнутым в трубку. А недавно передал Омскому музею изобразительных искусств имени М.Врубеля, где есть фонд В. Кудряшова. Уверен, что рано или поздно эту талантливую работу увидят и посетители музея.

Сегодня, воспользовавшись случаем, хочу показать читателям моего блога ещё одно малоизвестное произведение Владимира Кудряшова - его автопортрет (1971). Эта романтическая линогравюра создана в молодые годы, когда художник жил ещё в Томске. Подлинник её оттиска, я тоже несколько лет назад передал музею им. М.Врубеля.

Музей сделал с кудряшовского автопортрета хорошую копию, которая и украшает сегодня мою квартиру – вместе с известным портретом Ф.М. Достоевского (1990) , писаным маслом на холсте портретом моей жены ( 1992), цветным карандашным портретом нашего сына Антона (2001), нарисованным по фотографии, когда тот служил в армии, портретом, на котором запечатлён аз многогрешный (2002) и некоторыми другими работами этого незаурядного художника.

Но вернёмся к пушкинскому портрету. Если внимательно вглядеться вначале в него, а потом в автопортрет, то можно заметить: В. Кудряшов изобразил поэта слегка, почти неуловимо похожим на… самого себя. Есть такая неписанная старая традиция, к которой иногда прибегают художники.

И, раз уж сегодня идёт речь о Пушкине, то, думаю, не будет сочтено за нескромность, если я сообщу здесь некоторые подробности, связанные с вышеупомянутым портретом моей жены Веры Павловны. Когда он создавался, то во время одного из сеансов Владимир сказал, чтоб в следующий раз Вера пришла к нему в мастерскую в том платье, в котором хотела бы видеть себя на портрете. Но на следующий сеанс она принесла в Дом художника… недавно купленный ею тематический выпуск открыток "Женщины пушкинской поры" и заявила, что желает быть изображённой в одном из платьев той эпохи (на открытках были воспроизведены портреты дам из окружения поэта: это, разумеется, его жена Наталья Николаевна Гончарова, Е. Карамзина, М.Голицына, А.Оленина, Е.Раевская, А.Керн, В.Вяземская, А.Осипова, З. Волконская, Е.Ушакова и другие). Художник воспринял этот каприз на полном, как говорится, серьёзе, тотчас же включился в игру. И они вместе изучили принесённый комплект открыток, выбрали конкретное платье, в нём Владимир и изобразил модель. Кроме того, "вдел" в её уши чьи-то массивные фамильные серьги, "закутал" шею и плечи в голубой пышный шарф ( и то, и другое тоже с каких-то портретов из подборки открыток) и даже "причесал" её так, как причёсывались современницы Александра Сергеевича.

Вот уж двадцать лет висит этот портрет с голубым шарфом на стене нашей квартиры. В будущем году исполнится десять лет, как не стало его автора. А я помню эти и многие другие связанные с Володей обстоятельства, будто происходило всё вчера… И каждое воспоминание вызывает грусть – мне до сих пор остро не хватает этого человека.

Никто не мешал мне работать так часто и так много, как он. Но всё равно, когда он приходил, я с удовольствием бросал любую работу, оставляя её на ночь или на другой день. А приходил он иногда по нескольку раз в неделю. У него было своё место на нашей кухне, он занимал его, я собирал на стол, садился напротив и начинал слушать его бесконечные рассказы – про его томских друзей, про суворовское училище, в котором он когда-то учился, про его жён и подруг, про поездку в Канаду, про Челюскинскую творческую дачу, про его короткое житьё в Коврове, про военную службу на Дальнем Востоке, про родное старинное подмосковное село Мещерское… Некоторые из историй я слушал не по одному разу, но от этого они не становились для меня неинтересными – рассказчиком он был великолепным. Если у меня или у него случались деньги, мы по нескольку раз за вечер бегали в ближайший гастроном – не без этого, а если денег не было, прекрасно обходились и так.

Он не любил когда его перебивали, предпочитал "солировать", причём говорить мог часами. Правда, иногда – из вежливости – он о чём-нибудь спрашивал меня, но я-то хорошо знал, что отвечать нужно как можно короче. Если не у меня дома, а где-нибудь в гостях, за каким-нибудь общим столом вдруг оказывался ещё один любитель порассказывать, Володька буквально изнывал и изводился, пока дожидался, когда наступит его очередь. Я при этом наблюдал, как он мучается, а он видел, что я наблюдаю, всё понимаю и незаметно для других иронизирую над ним и над самой ситуацией, и это злило его, ещё больше вводило в досаду.

Память у него была прекрасная. Он, например, знал наизусть десятки телефонов, никогда не путался в именах, датах и названиях. Прекрасно ориентировался в истории искусств – помнил институтские лекции и прочитанные книги, а уж знания о различных художественных техниках (старинных и современных) , особенно когда речь шла о графике, и прежде всего – о гравюре, были у него просто неисчерпаемы… Иногда Володя принимался готовить какое-нибудь изысканное блюдо – кулинаром он был отменным.

И вот его давно уже нет, а всё тоскую и тоскую о нём – грубияне, выпивохе, болтуне, ловеласе – человеке, скрывающим за всеми этими масками свою тонкую романтическую суть, человеке, который мог снять для меня последнюю рубашку, поделиться последней сотней, броситься на выручку, когда я оказывался в трудном положении…

Прекрасна и печальна, а главное – до смешного коротка наша жизнь, не правда ли?..

Просмотров: 3303
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

437 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

567 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Михаил:

Надо было конфисковать в пользу государства и отдать детям в школы и дет.сады. О...

// В Омске уничтожили 860 килограммов санкционных киви из Греции

Ветеран:

Такие пахари - так Россию перепахали, что от бурьяна за век не избавится. Это и ...

// Виктор Назаров заявил, что будущий мэр Омска должен будет «пахать, как раб на галерах»

Рита:

Я с момента прослушивания данного проекта поняла о бесперктивности данной дороги...

// В Омске строительство дороги-дублера на Левом берегу отложили на 2019 год

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик