Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
Вечер -4
Ночь -4
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.45  
EUR68.20 68.42
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиИсторияИгорь "omchanin" Фёдоров

Омский трамвай: забытые линии и призраки (часть 1)

Главная новость
Не буду скрывать, я очень положительно отношусь к рельсовым транспортным системам на основе современного трамвая, потому что именно они, а не метрополитен или еще какая-то экзотика типа монорельса или транслора реально решают уже как 30 лет транспортные проблемы крупных городов по всему миру. Омску пока до этого далеко, хотя, уверяю вас, современному трамваю на омских улицах полно места, более того, смотреться он будет прекрасно, о чем свидетельствует вот этот отличный коллаж, изготовленный моими коллегами с сайта omskgortrans.info
03.02.2012 23:21 14
Поделиться:

Однако я увлекся будущим, а заметка наша будет о прошлом. Сегодня я расскажу о некоторых давно забытых линиях омского трамвая, о некоторых их особенностях, приведу старые их фотографии, а в следующей заметке продолжу этот разговор, а так же выложу и по сей день существующие следы некторых из тех забытых линий.

Прекрасной отправной точкой для изучения трамвайного прошлого Омска может служить карта 1941 года, подготовленная краеведом Селюком и группой товарищей к 50-летию Победы. Увы, тут ее не выложить, поэтому вынужденно даю ссылку на эту карту в моем ЖЖ.

1. Итак, забытая всеми линия "городок Водников"-"Сельхозинститут", которую, кстати, прекрасно помнит Юрий Яковлевич Глебов, который стал студентом Сельхоза в 1947 году.

Ее особенностью было то, что, во-первых, как видите на карте, конечная у Сельхоза немного странно расположена, у оврага, довольно далеко от городка. А во-вторых, эта конечная не имеет разворотного кольца. И это не ошибка карты, "Сельхозинститут" была единственная подобная конечная остановка в Омске! Как же так вышло? Оказалось, что оба этих факта связаны между собой. Конечно же, трамвай собирались довести до главного корпуса Сельхозинститута, сделав кольцо там. Более того, уже проложили рельсы прямо по нынешней дороге, которую в 2ГИСЕ неверно обозвали ул. Институтская. Именно по этой причине никто и не собирался делать кольцо у глубокого оврага, до которого дошла линия с Водников. Но нужен был новый трамвайный мост, рядом со старым автомобильным

А вот с его строительством вышла заминка, ибо началась война. На мост махнули рукой, а тем более в главном корпусе расположился секретный завод, будущее ЛОМО, территорию огородили периметром, поглотив будущее кольцо на Институтской площади. Брошенные, ставшие теперь ненужными рельсы разобрали и пустили в дело, а трамвай так и стал ездить без разворота до оврага; вагоновожатому приходилось переходить из одной кабины в другую, благо используемые тогда вагоны серии «Х» изначально с завода были двусторонними.

2. Линия на ТЭЦ-1.

Экзотическая, сугубо грузовая трамвайная линия, которая использовалась для подвозки угля на ТЭЦ, которую мы видим на карте 1941 года.

Я утверждаю, что ее соединение с основной веткой нарисовано немного неверно, ибо линия с ТЭЦ поворачивала на мост, а не шла прямо к ул. Бударина. Об этом есть отличное фото, на котором видна стрелка линии на ТЭЦ-1

Собственно, неверно нарисованы и пути на мосту, ибо трамвай шел не по Железному мосту, а по отдельному своему мостику по соседству. А уголь грузили на специальные трамвайные платформы на городской товарной станции, что была напротив Транспортного института. Потом, когда появилась линия на 11-ю Ремесленную, со временем угольный склад организовали там, и появился прямой путь с Бударина. Ну, а когда в 1947 году половодье разрушило трамвайный мост, путь с Бударина стал на ТЭЦ единственным! Есть несколько фото, где видны рельсы на Партизанской и на перекрестке с Ленина

Вот такие "призраки" из прошлого!

Просмотров: 12113
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 15):

05.07, 18:33
Николай Р
Прочитал некоторые запросы и самому стало интересно про октябрьский округ заводы Баранова Полет и про проспект Космический (раньше висела табличка был аэродром.Даже на проспекте стоял самолет только в плачевном состоянии,потом убрали!просто нужна ссылка по такому поводу,если не трудно,СПАСИБО!
14.06.2014
Евгений
Игорь очень крутые рассказы!!! Я живу около старо-еврейского кладбища. хочу знать подробние
07.02.2012
Сергей
Игорь! Добрый день. Спасибо за историю нашего города. По всей видимости ты житель "нефтянников" или центра, а я очень много лет прожил в "ленинске". Когда-то этот район назывался "Атаманский хутор", там и построили ж.д. вокзал станции Омск. Рядом с вокзалом находится интересный жилой дом, который почему-то звали "Стамбул" и была во дворе железнодорожная школа №2, самое старое здание школы в городе. На кирпичной стене выпускниками многих лет выцарапаны их фамилии, одни из первых - фамилии выпускников 1942г. Расскажи об этом. Спасибо.
Расскажу.А где эта школа? Где техникум? Или около Октября?
08.02.2012
сергей
Школа находится на привокзальной площади, она как бы замыкает двор дома по адресу Лобкова-3 (дом напротив клуба им. Лобкова). Сейчас там по моему музыкальная школа. Раньше основной вход в школу был со двора дома, а не с привокзальной площади.Центральная вставка здания кирпичная- вот на ней мы и оставляли свои следы. Часть входного тамбура отштукатурили, но выше не смогли, вот там то и осталась память. Возле Октября находится школа №13, она относилась к ГОРОНО, а возле техникума была начальная ж.д. школа №5. В ней мы учились с 1 по 4 класс, а потом переходили во 2-ую. Она была "восьмилетка". Напротив вокзала и школы сейчас находится здание управления омского отделения Зап.сиб ж.д, а ранее это было здание Ж.Д. НКВД - а перед ним памятник вождю.
Еще интересно напомнить по Ленинску - взрыв в 1963 или 64 году мельницы "Коммунар", что была на улице Труда, в районе церкви. Это было страшное ЧП. Взорвалась мучная пыль во время пересмены, погибших было очень много.Если есть еще вопросы - задавай, что помню - расскажу с удовольствием, это как вернуться в юность. Спасибо.
22.09.2014
Владимир
Сергей, добрый день!
Я можно поподробнее об этой истории с мельницей Коммунар? Очень давно ищу информацию.
Сергей, Вы мне напишите либо в личку ЖЖ, либо на указанное там в профиле мыло omchanin.livejournal.com
07.02.2012
Денис
Игорь, а ты раскрываешься с новых сторон!!! :-)
С интересом жду новых рассказов
Д.Г.
Денис, я не знаю, кто ты, но я всегда был таким
06.02.2012
Илья
Игорь, хотелось бы увидеть чать 2 "Омский трамвай: призраки будущего" :)
Если серьезно, омский трамвай это реальное средство борьбы с омскими пробками
Стоп, так я с этого начал!
05.02.2012
Бовсуновская Лена
СПАСИБО!!!
05.02.2012
Бовсуновская Лена
Игорь, большое спасибо за Вашу работу! Очень интересно! Я уже 27 лет живу в Беларуси, но до сих пор безумно скучаю и люблю свой родной Омск. Мечтаю хоть под старость переехать снова туда, где прошли самые лучшие годы моей жизни... Особенно люблю смотреть старые фотографии- иногда узнаю на них улицы своего детства. Смотрюь со слезами на глазах... Ещё раз спасибо Вам за Ваш труд!
Пожалуйста.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

757 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1550 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик