Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
2
декабря
пт
Утро -25
День -19
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD64.01 64.25
EUR68.30 67.00
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиОбществоАлексей Бокатов

О наследстве, которого у нас не отнять

Главная новость
Вот уже два десятка лет мы активно строим демократическое общество и всё как-то не то выходит… Что характерно, предыдущая попытка постройки нового (коммунистического) общества в итоге тоже не вышла и скатилась к банальной диктатуре. Как в старом анекдоте: "Сара, как я ни собираю эту коляску – у меня таки получается пулемет!". Поэтому предлагаю вам небольшой экскурс в поисках, так сказать, корней…
20.12.2011 16:18 3
Поделиться:

На мой очень субъективный взгляд, эталоном "русской демократии" пока может считаться только так называемая Новгородская феодальная республика: система управления, сложившаяся в Новгороде на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры. Тысячу лет назад.

Новгородская социальная система – продукт развития так называемой "военной демократии" славянских племен, существовавшей еще в догосударственный период. Система эта отточена и выстроена сотнями поколений наших предков. Естественно, была она и в других местностях Руси, однако в самом совершенном виде, по свидетельствам источников, военная демократия воплотилась именно в Новгородской республике.

Что такое, по сути, новгородская демократия? Не только свобода слова, но и свобода дела. Все совершеннолетние жители города имеют семьи, оружие и право голоса. При этом они не просто собираются на вече и выражают (громко, надо сказать, выражают) свое мнение по тому или иному важному вопросу. Новгородец на вече может, в случае чего, поколотить оппонента да и сбросить его с моста в воды священной реки, где уже дежурят более ушлые сограждане в лодках, ожидающие, когда же в воду полетят проигравшие в прениях, в надежде на мзду за спасение.

Потом, естественно, все со всеми помирятся, потому что сограждане и соседи, как-никак. И совсем не страшно, что окончательное решение по тому или иному важному вопросу будет приниматься в кулуарах узким кругом знатнейших граждан. Потому, что если означенные граждане вдруг примут решение, с которым не согласно было большинство горожан на мосту, завтра же недовольные придут на дворы этих самых, знатнейших, и сожгут их, предварительно освободив от бремени материальных ценностей... Тут живым бы остаться. При таком порядке вещей фигура князя не просто не олицетворяет никакую власть, князь является сугубым приглашенным функционером, выполняющим ряд возложенных на него городом обязанностей.

Так было, пока в 1478 году Новгород не занял Великий князь и всея России самодержец Иван III. С той поры так больше не было, а стало как есть. А Новгород остался в преданиях как крупнейший из немногих "вольных городов" на Руси. В самом европейском смысле этого слова.

После падения Новгородской республики на территории русского государства пресекся своеобразный демократический феномен. Зачатки того, что с определенными оговорками можно назвать "демократией", сохранилась на Руси и в России на самом низшем социальном уровне, в устройстве крестьянских общин, а чуть позже – земств. Но и земства, и крестьянские общины были своего рода демократиями до некоего предела, за которым стояла монархическая власть. Естественно, феномен монархии не возник внезапно. Он рос и укреплялся примерно полтысячелетия, пока не набрал силу, а падение Новгорода стало заключительным аккордом восторжествовавшей формы правления.

***

История, как всегда, учит нас тому, что ничему нас не учит. Однако вполне возможно проследить следующую закономерность: стили и режимы правления тем или иным государством не менялись внезапно и кардинально, даже после революций.

Так в период Нового времени за любой наиболее радикальной революцией следовал реакционный "откат". Чем радикальней была революция, тем быстрее наступал обратный процесс. Франция пережила 3 кровавые революции, в общей сложности ее лихорадило 50 с лишним лет: это была череда диктатур, империй и реставраций, пока не установился достаточно прочный режим "Второй республики" с президентом – племянником Наполеона I (вот она, преемственность!); кайзеровская Германия вслед за Веймарской республикой получила диктатуру НСДАП. Больше всего повезло Англии, которая после своей революции и монархию сохранила, и гражданские свободы обрела.

Речь о том, что демократия не растет на тоталитарной почве. Также, как коммунизм не растет на монархической. Не та почва, не те удобрения. На примере истории послереволюционной России это видно достаточно ясно любому, кто прочел даже учебник. Вначале был угар февральской революции и последовавшей гражданской войны, за которыми последовала смена институтов и обрядов, точнее замена имперских институтов и церковных обрядов на что-то очень похожее, однако названное по-другому. Так обряд "крестин" сменился на обряд "октябрин" и т.п. Потом они успешно умерли, эти квазитрадиции. В 20-е годы мы наблюдаем небольшой откат назад и торжество НЭПа, после которого под знаком коммунизма в 30-е возникает диктатура, правопреемник монархического строя.

Естественно, в диктатуре главное — личность. После смерти Сталина никто бы не смог стать Иосифом II. Но в поведении всех последующих глав СССР, а также в политике, проводимой Союзом, мы видим характерные монархические черты. Политика, пропаганда, цензура, полуобожествление руководителей — все очень по-имперски. Естественно, это была империя с другим, коммунистическим знаком.

Вот и получается, что наш менталитет — продукт Российской Империи, большевистской пропаганды и Великой Отечественной войны. Именно в войну в России было выбито основное взрослое население, помнящее другую страну, не СССР.

***

Большевики были очень сильны в агитации; в том, что сейчас называется «PR». Успех большевиков начался с того, что им удалось приписать все заслуги и достижения февральской революции себе. Вот как вы думаете, откуда взялся пресловутый революционный символ "серп и молот"? Да, да. Изначально РСДРП(б) не имела с этим символом ничего общего. Равно как и с возникающими Советами. Но большевики влились, растворились и олицетворились.

Так вот. Пропаганда оставался сильной стороной большевиков и впоследствии. ВКП(б) и КПСС успешно переняли опыт, воспитывая поколения новых пиарщиков. Советский пиар оброс традициями и стал вполне обыденным явлением. Основной силой советской пропаганды была комсомольская организация. Рядовой человек, проходивший через комсомол, привыкал (приучался) видеть вещи и явления под определенным углом и сливался с массой советских людей. Государственная пропаганда стала индустрией, основной движущей силой которой были комсомольцы. Идеология могла обходиться без цензуры, обеспеченная самоцензурой. Комсомол стал могучей корпорацией, государством в государстве.

Естественно, стоит ли говорить о том, что в перестроечные годы новые веяния первыми почувствовали именно комсомольцы. Почувствовали и стали использовать их в своих целях. "Перестроились комсорги..." – спел Тальков в 90-м. Тогда все уже было понятно.

Я не верю в то, что такую грандиозную машину, как советское государство, можно остановить в одночасье. Я не верю, что можно за несколько лет забыть всю идеологию, с которой прожили четыре поколения предков и "перестроиться" на "новое мышление". Я верю в то, что сейчас основная движущая сила во всех областях жизни страны — это комсомольцы, которые "играют как умеют". Они – продукты определенной идеологии и несут ее в себе; эта идеология стала микрофлорой их организма. Они – грамотные пиарщики, воспитанные предыдущими поколениями патрициев, то есть партийцев.

Поэтому то, что мы видим вокруг, напоминает искаженную советскую действительность. В основном это, конечно, проявляется в политической жизни страны. Все, по-комсомольски, контролируется и вычищается. Ни одного лишнего слова. Системная оппозиция в системе по самые уши, иначе быстро становится внесистемной, которую не видно и не слышно; человек, говорящий не по сценарию перед высоким гостем, становится персоной нон-грата; двояко трактуемые шумы аудитории убираются из звукоряда. Есть имитация кипучей деятельности, однако все современные российские реформы в большинстве своем либо только создают видимость перемен, либо несут такой подтекст, от которого рядовому налогоплательщику лучше не становится.

В любом случае, охарактеризовать в двух словах нынешнее российское государственное устройство я не решусь ни под каким видом, нет такого ярлыка. Но это очень похоже на попытку жить по-новому со старым багажом. Но другого-то все равно нет!

Так что, говоря о наследии прошедших времен, давайте обратимся к вопросу о всех прошедших и многих грядущих выборах. Преемственность стиля правления будет существовать, пока в нас живет прошлое. Ничто не поменяется «резко вдруг» и сразу везде. Думаю, вы это и без меня уже поняли. Опробованные личным опытом схемы слишком удобны и привычны, чтобы пробовать новые или хорошо забытые старые. Ведь надо же сделать над собой усилие, пересмотреть цели, средства, формы… Так что люди с новыми идеями будут приниматься обществом постепенно.

Так что мы с вами как будто бы пьем "адмиральский чай". Если кратко, суть этого напитка в том, что чем меньше в чашке остается чаю, тем больше в него подливается коньяку, и так происходит, пока коньяк полностью не заменит чай. Так вот мы сейчас пьем и подливаем. А уж как быстро пить чай и какого качества будет коньяк – напрямую зависит от нас с вами.

Просмотров: 2994
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 3):

12.09.2012
redguard
Проблема даже не в том, что "допивая советский чай" вместо "приличного коньяка" доливают отвратную бурду, уже разок переваренную организмом в "благословенной" царской России. Настоящая проблема в том, что "советский стакан" разламывают так быстро, что скоро вся эта жижа разольется, сильно расстроив соседей. А соседи у нас такие, что ни терпимостью, ни человеколюбием не отличаются. Вот тогда и станет по-настоящему плохо.

А пока что сожаление вызывает дилетантизм выпускников истфака ОмГУ, которые, публикуя пропагандистские сочинения, не сильно утруждают себя знанием истории.
Как в старом анекдоте: "И чему вас в только в институте учили? Как чему - танцам, сексу и хоровому пению!"
21.12.2011
Владиир
Автор прав – правят нами все те же комсомольцы и коммунисты. И дело не только в знании PR-технологий, хотя в этом им не откажешь. Дело в сохранившей структуре, а какая будет проповедоваться идеология – хоть «Да здравствует коммунизм!», хоть «Аллах Акбар!» - не принципиально. По этому поводу хорошо замечено:
«Жесткая централизация и структурированность организации всегда была свойственна иудеям. Обратите внимание на мощь такой структуры, как КПСС - ВКБ(б) – РСДРП, ответвление от «Бунда», обособившееся в 1898 году. Члены этого «ордена» и по сей день властвуют на территории бывшего СССР – посмотрите-ка повнимательней биографии всех нынешних «демократов», правящих пост-советскими «независимыми государствами» - у всех партбилеты ещё хранятся. Дело не в названии и даже не идеологии структуры, а в её организационном строении».
Из книги В.В. Воробьева-Брусилова «Размышления дилетанта» ( http://rd2009.cc )
21.12.2011
Александр
Молодец!

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

341 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1042 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик