Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
7
декабря
ср
Утро -9
День -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.72  
EUR68.30 68.59
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиИсторияИгорь "omchanin" Фёдоров

Прогулки по Нефтам: экскурсия третья

Главная новость
Удивительное совпадение – прямо вслед за постом Александра Лейфера и я пишу про Нефтяники. Традиционно считается, что уж про такие районы Омска, как ЛБИ или Нефтяники и писать-то нечего. Тем не менее, мы уже 2 раза прогулялись и там, и тут, и, честно сказать, будем это делать еще неоднократно.
02.12.2011 12:12 12
Поделиться:

Если спросить почти любого о том, а что было на территории Нефтяников до 1950 года, то большинство вспомнит лишь казачью деревню Захламино, что, кстати, никак не связано со словом "хлам", но прямо происходит от слова "холм". Между тем с конца 20-х гг. 20 века на территории современных Нефтяников уже существовал полноценный рабочий поселок. Это был многоэтажный пос. кирпичного завода №6.

Обратите внимание на фрагмент карты 1940 года, слева вверху.

Именно он, этот поселок, дал название топониму "Поселковые улицы", которым еще жить и жить, более того, каким-то чудом сохранился и изначальный топоним "6-й кирпичный" в адресах нескольких домов. Не верьте 2ГИСу, который пишет ерундистику и говорит про какой-то "6-й Кирпичный переулок". Нет там Кирпичного переулка, и никогда не было. А вот Кирпичные улицы – были!

Прошу вас, обратите внимание на то, как странно расположены друг относительно друга Поселковые улицы. 2,3,4-я примерно параллельно друг другу (3-я, состоявшая из частного сектора, сейчас полностью исчезла), а вот 1-я и 5-я идут перпендикулярно остальным. Объяснение этому простое - оказывается, раньше это были разные топонимы. Ул. 1-я Поселковая, расположенная непосредственно в пос. 6-го Кирпичного называлась так изначально. А вот другие Поселковые были Кирпичными улицами. И только потом их переименовали. А топоним "6-й Кирпичный", судя по всему, вообще восходит к изначальной эре поселка, когда там не было никаких улиц.

И действительно, какое-то чудо сохранило его до наших дней, тем более, что никакого Кирпичного завода №6 давно уже нет, причем даже во времена СССР он уже назывался совсем иначе. Вот изначальное здание заводоуправления, постройки 30-х, 40-х и последующее название этого предприятия.

Но все вышеописанное – не единственная интересность данного района. Недавно я познакомился с еще одним неравнодушным человеком, известным на омском форуме под ником Олег23. Он передал мне бумажный геплан г. Нефтяников 1957 года. Тот самый, нарисованный архитекторами из мастерской Веснина и коллективом ГИПРО Нефтезавода. Фрагмент этого генплана в части исследуемого района можно посмотреть здесь. Оказывается, в пос. 6-го Кирпичного имелись всеми теперь забытые железные дороги, что вели, судя по всему, от станции в районе Старо-Северного кладбища через СибНИИСХоз и ул. Тюленина к ДОКу, что у магазина "Садко", а так же и на территорию Кирпичного завода №6. Вот на фото можно увидеть проулок, где жд проходила, в районе перекрестка 5-й поселковой и 3-й Заозерной.

Как видно из карты-генплана по ссылке в моем блоге весь район между Химиков-Блюхера-1-й Поселковой был карьером, откуда добывали глину для кирпича. Именно поэтому там до сих пор рощи, озерца и болотца и почти нет нормальной застройки. И только сейчас за эту территорию плотно взялись

Заозерные улицы изначально, как видно из фрагмента карты 1940 года, не имели к пос. 6-го Кирпичного никакого отношения. Там селились, видимо, те, кто имел отношение к сельхозиснтитуту, в пос. которого частный жилой сектор был запрещен. Название топонима понятное – Заозерные были расположены "за озером", что было запружено в старом овраге. Озеро это рядом со школой №18 существует и поныне. Обратите внимание, первые Заозерные (1-я и 2-я) шли не так, как сейчас, а параллельно озеру с оврагом. 2-я Заозерная каким-то чудом в 2ГИСе дожила до наших дней. Потом, после прокладки жд, новые Заозерные пошли на смычку с пос. 6-го Кирпичного и вскоре образовали с ним почти единое целое, а еще позже протянулись почти до нынешнего проспекта Королева.

Просмотров: 6705
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 12):

20.07, 22:36
Евгений
Железная дорога от центральной проходной кирпичного завода, проходила рядом с белой девятиэтажкой, затем по 4-заозерной. Про памятник- да, белыогвардейцы привязали большевика к двум березам, предварительно стянутым лошадьми, а потом оазрубили веревку. Кстати, в этих местах, рядом с ул. Королева был блиндаж белых, посещал и эти места Колчак
18.12.2011
Матроскин
Немного не в тему, но не мог, читая про Омсхи и 18 школу вспомнить про старое кладбище Возле сельхозинститута. Я помню как трамвай ходил вдоль этого кладбища,и вот примерно лет 7 назад шел пешком по Королева и свернул в сторону кладбища, в кустах,примерно метрах в 10-15 от дороги увидел памятник в приличном состоянии, время захоронения 1919 год, по надписи понял, что кто-то из местных большевиков, к сожалению не помню фамилию. Теперь на этом месте аграрная ярмарка и памятник я больше не нашел.Старики говорили, что за ним ухаживали в 40-50 годы студенты и работники института. Известно ли Вам что либо об этом. У меня есть несколько фото этого кладбища, но они 3-х летней давности.
18.12.2011
Игорь Федоров
Я как раз готовлю материал про старые кладбища, в том числе и про сельхозовское. Он выйдет до НГ. Про эту могилу конкретно пока сказать ничего не могу
07.12.2011
Андрей
В начале 70-х годов у моих родителей был участок в СТ «Наука». От него остались только две сосны, растущие когда-то у входа на участок, сейчас они стоят в нескольких метрах от проезжей части ул. Заозерной справа, если ехать в направлении центра. Очень хорошо помню ж/д ветку, которая шла на кирпичный завод и пересекала ул. Королева где-то в районе транспортного кольца. Переезд был неохраняемым и не имел даже светофора. Обратно ж\д ветка шла в сторону березовой рощи, в направлении нынешней ул.Бархатовой, т.е. по территории, где сейчас расположены «МЕТРО» и новые многоэтажки – свечки. При приближении поезда залазил на забор и рассматривал паровоз, который таскал на завод вагоны и даже пытался «познакомить» с ним своего кота, за что был нещадно царапан и искусан… По улице Королева ходил автобус № 80 (ж.д.вокзал – «Даманский поселок»), 79 – мимо автодора, по ул. Химиков и далее по Королева, со стороны ул. Березовой шел 77-й, конечная остановка которого находилась в районе перекрестка Бархатовой-Малиновского. В районе учхоза дорогу пересекал трамвайный путь маршрута №5, который в центр шел как и сейчас, а в Нефтяники – через рощу СибНИИСХоза, мимо старого кладбища, с/х института, 18-й школы по перешейку между озерцом и оврагом, далее поворачивал на Поселковую и у автодора выходил на пр. Мира. Вот такая история…
Отлично! Супер! А Вы не помните, куда шла жд дальше? Ясно, что там уже стояли дома на Тюленина, поэтому жд была обязана поворачивать куда-то. Куда? В сторону конечки 77-го автобуса?
И вот Вы упомянули круговое движение. А оно что, тогда уже было? Заозерная от кольца к Виадуку уже была разве? С чем могло кольцо быть?
05.12.2011
Lena
На 6 Кирпичном заводе работало после войны много ссыльных немцев, т.н. "трудармейцев", мои родители и тетка в том числе. Вначале ссыльные жили в бараках, в том месте где на плане 6 Кирпичная улица. В конце 50-х на 8 Заозерной получили землю и построилось как минимум 10 немецких семей.
Теперь все они в Германии.
Многие жители 7,8 и 9 работали в 60- годы на 6 Кирпичном. Завод стали позже именовать 6 Кирпичная Фабрика, в народе сокращенно Кирфак. В 70-х , после того как на заводе расширили ассортимент выпускаемой продукции, его в очередной раз переименовали - Комбинат стрительных материалов , в просторечьи КСМ.
Уголь на завод везли железной дорогой, которая проходила по территории завода, прямо до печей обжига. А глину возили грузовиками, благо карьеры были недалеко. На месте выработанных карьеров оставались небольшие озерца. Их называли Забои и там вроде даже пескари водились!


Спасибо за комментарий! Лен, а откуда эта жд шла - неизвестно?
12.12.2011
Lena
Вот еще вспомнилось. Когда мы учились в 18 школе, то часто топали в школу по железной дороге, которая шла как раз по улице, называющейся сегодня "Заозерная". Примерно там где трамвай 10-ка ходит. Дойти до школы с нашей 8 Заозерки не измазавшись по колено в грязи, тогда было, особенно весной и осенью, нереально. Поэтому мы любили ходить по рельсам. Так и договаривались -"пойдем домой озерками или по рельсам?". Топая по шпалам часто играли в пятнашки. Некоторые шпалы были маркированы маленькими металлическим кружками. Тот, кто не заметив, наступал на них, тот и проигрывал.
Спасибо, Вам большое за репортаж и фотографии родных мест.
12.12.2011
Lena
Много я не помню, были мы примерно 6-летними, когда на территории завода и вокруг разведку делали. Тогда это была территория с барачной застройкой и несколькими двухэтажками. Березовые рощи, заброшенный аэродром, действующее стрельбище, упомянутые уже забои, глиняные каръеры. Раздолье было.
Ж. дорога была и проходила по тому месту, где сейчас стоит дом с магазином на 1 этаже, рядом с проходной завода. Далее шла через проходную, через территорию завода, мимо молочного магазина в сторону нефтезавода. Точнее не помню, к сожалению.
Про аэродром я слышу не первый раз, надо будет "покопать" его историю... Где он точно располагался?

Спасибо за воспоминания! Жд заканчивалась на территории бетонных заводов, что стояли вдоль Химиков, справа. Химиков она не пересекала. А вот кружки на шпалах - это СУПЕР!!! Просто классно, что Вы их помните. Дело в том, что точно такое кружки есть на жд, в которую, как я предполагал и вливалась вот эта жд с 6-го кирпичного. И Вы подтвердили эту теорию.
03.12.2011
Илья
Здание заводоуправлния не "изначальное" - изначально оно было 1-этажное, второй этож надстроили где-то в 80-е по-моему.
Ну, только не в 80-е. В таком стиле в 80-е никто не строил

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

709 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1503 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик