Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
Вечер -4
Ночь -4
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.45  
EUR68.20 68.40
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександр Лейфер

Незавершённый замысел (К 190-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского)

Главная новость
Хочу вспомнить о своём друге – талантливом омском художнике-графике Владимире Кудряшове (1944–2003), который начал иллюстрировать "Записки из Мёртвого дома", но не успел завершить этот замысел.
28.09.2011 11:06
Поделиться:

"Записки…" - знаковое для нашего города произведение. Люблю эту потрясающую книгу, считаю, что она до сих пор недостаточно изучена и оценена литературоведением, пытаюсь при случае её пропагандировать и популяризировать.

Иллюстрировались "Записки…" меньше, чем другие, более знаменитые произведения их автора. Владимир Кудряшов интересно задумал и не менее интересно начал серию линогравюр, иллюстрирующих книгу об омской каторге. Заглавный портрет серии, выполненный вначале в темпере, а затем переведённый в линолеум, уже неоднократно публиковался, что уже говорит об его успехе. Были разработаны эскизы и к другим листам, это портреты Горянчикова, от лица которого ведётся повествование "Записок...", каторжника Петрова, плац-майора Кривцова и других персонажей. Но работе над серией не суждено было завершиться : 25 ноября 2003 года Володя Кудряшов внезапно умер - пришёл в Союз художников на собрание, не доходя до зала, где оно шло, почувствовал себя плохо и тут же скончался.

Познакомились мы с Владимиром в начале 80-х. Я работал тогда в самом центре города и обедать повадился в ресторан "Турист": за смехотворную цену там давали вполне приличный комплекс. В тот день я оказался за одним столом со стриженным почти под «ноль» мужчиной моих лет с удлиненным лицом и внимательным, каким-то цепким взглядом. Когда нам принесли первое, он вытащил из кармана бумажный кулёчек и стал сыпать себе в тарелку что-то порошкообразное. Оказалось, что это толчёная трава, она была предложена и мне. Вместе с приправой я получил и короткую, но ёмкую лекцию о пользе сибирских дикоросов. Перед вторым мы попросили официантку помочь нам закрепить знакомство, и та принесла соответствующий графинчик. Вскоре мы плавно переместились в Дом художника, где с потолка Володиной мастерской свисали пучки разнообразных, ещё не истолчённых и не измельчённых трав, собранных в окрестностях Омска.

Травки, впрочем, интересовали меня во вторую, если не в десятую, очередь. На стенах мастерской висели линогравюры хозяина. И то, что они вышли из-под резца первоклассного мастера, было видно невооруженным, как говорится, взглядом.

Владимир Константинович Кудряшов родился 27 июня 1944 года в Подмосковье, в семье офицера. После Победы отец служил в Польше, где и был убит местными «зелёными братьями», продолжавшими свою бесконечную войну, – в том числе и со стоявшими на территории их страны советскими войсками. Мальчика отдали в Суворовское училище, после которого он должен был поступить в одно из средних или высших военных учебных заведений и стать, как и отец, офицером. Но проснувшийся природный талант, стремление выразить себя средствами изобразительного искусства властно повернули жизнь будущего художника совсем в иную сторону. Он поступает на худграф Омского пединститута, начинает заниматься графикой. Со второго курса отозвал военкомат, и началась служба на Тихоокеанском флоте. Рисующего матроса заметило начальство. С одной стороны – на него «грузили» оформление различных "ленинских комнат", но с другой – помогали в организации первых персональных выставок, тем более, что молодой художник отражал в своих работах и морскую тематику.

К учёбе в Омском пединституте он не вернулся. Настоящими своими учителями всегда считал графиков В.Д. Леницкого из Твери и Иллариона Голицына, который в свою очередь учился у великого Владимира Фаворского. О такой школе любому художнику можно только мечтать.

В 1967 году В. Кудряшов обосновывается в Томске. Этот город сыграл в его творческой биографии особую, благотворную роль. Работает он в Томске активнейшим образом, участвует в большинстве выставок – от местных до международных. Молодого художника интересует всё – портрет, пейзаж, жанровые работы. Старинный университетский город – Сибирские Афины – дал Кудряшову многое: членство в Союзе художников (1970) , звание Лауреата премии Томского комсомола (1977 г. – за серию "Томские студенты"), крепкий авторитет в профессиональной среде.

В 1979 году Владимир переезжает в Омск. Дальнейшее проходило на моих глазах. Володино участие в местных выставках (а я старался не пропускать дни их открытия) чаще всего оборачивалось некоей, если можно так выразиться, негромкой сенсацией. Так, осенью 1989 года половина газетного отчёта с коллективной выставки, в которой принимали участие более ста омских художников, была посвящена его небольшой работе «Наблюдатели НЛО», выполненной темперой в том же году. Автор отчёта – журналист В. Сальников признаётся, что глубинный смысл этого произведения открылся ему не сразу. "В центре – лицо самого художника в широкополой шляпе: автопортрет в групповом портрете современников. Именно этим многофигурьем и разностью реакций нашего сегодняшнего социума, весьма различно относящегося к мифическим и реальным проблемам периода перестройки, и заинтересовала меня эта картина".

Через девять лет, в 1998-м, подобный успех будет иметь портрет "Памяти Аркадия Кутилова". Не знавший поэта лично, Владимир работал над этим произведением долго, тщательно и, я бы даже сказал, мучительно: читал и перечитывал его стихи, расспрашивал людей, знавших их автора.

А теперь – непосредственно к теме этих заметок – к начатому выше рассказу о неосуществлённом замысле художника. Через несколько лет после нашего знакомства Володя задумал серию станковых работ, иллюстрирующих "Записки из Мёртвого дома". Как именно возникла эта идея, точно сказать теперь не могу. Льщу себя мыслью, что произошло это не без моего влияния. Тогда в Иркутске только что вышло большим тиражом подготовленное мною издание "Записок...", куда помимо основного текста, вошли и письма Ф.М. Достоевского, отосланные из Сибири, "Сибирская тетрадь" и некоторые мемуарные и документальные материалы. Этот увесистый томик, эффектно оформленный иркутским коллегой Кудряшова - А. Шпирко, я, разумеется, Владимиру подарил.

Достоевским вообще и сибирским периодом его жизни, в частности, я интересуюсь много лет. Накопилась на эту тему кое-какая литература, есть и иконография. Володя внимательно изучил всё, что я ему предложил. На два раза – с «налёта», а потом и с карандашом в руке – прочитал "Записки...". Прочитал и оба письма Достоевского омского периода – к старшему брату Михаилу и к Н.Д. Фонвизиной, жене декабриста. Познакомился и записной книжкой великого писателя, названной литературоведами "Сибирская тетрадь"…

…Вот, что писали об этой незаурядной работе искусствоведы.

"В. Кудряшов заставляет нас ощутить всю глубину и тягость раздумий великого писателя. И кажется, что наблюдал за ним художник в Омском каторжном остроге. Этот удивительный портрет – реализованная мечта о цикле станковых работ на тему «Записок из Мёртвого дома". В его замыслах целая галерея портретов, наделённых неповторимой самобытностью характеров и судеб». (С.Хвощнянская).

"Художник сумел показать клокочущую вулканическую работу мысли Достоевского. Изображая его в момент прозрения, в момент мучительных размышлений, В. Кудряшов создает запоминающийся, ёмкий образ этого самого психологически тонкого, сумевшего заглянуть в бездну человеческой натуры писателя и мыслителя" (Н. Туренина).

Хороши, на мой взгляд, и эскизы к "Запискам…" Особенно выразителен портрет каторжника Петрова. Своеобразно "схвачен" В.Кудряшовым и мнимый автор "Записок…" - Александр Петрович Горянчиков. Он появляется в книге на первых же её страницах и являет собой фигуру "служебную", для литературы вполне традиционную – что-то вроде пушкинского Белкина, от лица которого якобы написаны знаменитые "Повести Белкина".

Остаётся только сожалеть, что полностью замысел Владимира Кудряшова остался неосуществлённым. Но нам осталось замечательное "утешение" - портрет «Ф.М.Достоевский в омском остроге» (1990) – работа, которая уже двадцать лет живёт своей самостоятельной жизнью и, уверен, будет жить до тех пор, пока не иссякнет интерес читателя и зрителя к творческому наследию великого русского писателя. То есть практически вечно.

(Полностью очерк будет опубликован в коллективном сборнике "Достоевский и Омск. Диалог через века", готовящемся к выпуску в Министерстве культуры Омской области).

Просмотров: 5235
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

744 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1536 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик