Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
8
декабря
чт
Ночь -4
Утро -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.45  
EUR68.20 68.49
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиИсторияИгорь "omchanin" Фёдоров

Исчезнувшие ж/д Омска: горветка

Главная новость
Я не в первый раз обращаюсь к теме исчезнувших в Омске железных дорог. В блоге есть огромный репортаж о старой окружной ж. д. Теперь пришла пора двигаться дальше и поговорить о другой несчастной ж. д. г. Омска – городской.
23.09.2011 14:10 4
Поделиться:

Как известно, железная дорога подошла к Омску в 1894 году, когда на ст. Пост Омск (Карбышево-1) прибыл первый поезд. Еще через 2 года, после сдачи моста через Иртыш, полноценно заработала ст. Омск. Несмотря на название, станция располагалась достаточно далеко от Омска, в 4 км. До 1932 года она находилась совершенно другом населенном пункте, последним названием которого был город Ленинск. Зачем Транссиб пустили в стороне от города - неизвестно. Видимо, считалось, что со временем город «дорастет» до магистрали, хотя тот же Челябинск, Екатеринбург получили железную дорогу, проходящую практически по центру города.

В любом случае потребовалось как-то соединить Омск с Транссибом. С такой проблемой сталкивались многие города. Так, от Томска до Транссиба вообще оказалось 80 км. От Алма-Аты до Турксиба – 10 км. Омску надо было построить всего 4 км. железной дороги. И такая дорога в 1902-03 гг. была построена. Она прошла кратчайшим путем до южной границы Омска, где был построен городской железнодорожный вокзал, располагавшийся прямо на месте нынешнего «желтого» дома по Иртышской набережной 10/1. А сама железная дорога от ст. Омск до Омска получила простое и емкое название – Горветка.

Дальнейшие события показали, что такая трассировка маршрута омской горветки была стратегически ошибочной. Например, горветка Алма-Аты, проложенная по уму 80 лет назад, работает до сих пор, никому не мешает, более того, расположенный на горветке вокзал «Алма-Ата-2» обслуживает больше пассажиров, чем «транзитный» вокзал «Алма-Ата-1». В Омске же горветка предсказуемо стала «костью» на пути развития города, и в 1960 году она окончательно была демонтирована. Пассажирское же движение по горветке исчезло еще до 1940 года, так как ст. Омск связал с городом удобный и современный трамвай, который мог довозить пассажиров не до Транспортного института, а вплоть до г. Водников.

Тем не менее, 55 лет своего существования омская горветка отработала на совесть. Помимо горвокзала, напротив транспортного института располагалась городская товарная станция с огромным грузооборотом. Сейчас на ее месте – фонтан и сквер. И, честно говоря, очень жаль, что горветку продолжили так неудачно, потому что при более удачном раскладе мы бы могли до сих пор иметь действующую ж. д., вокзал в центре города и потенциальную возможность задействовать ее во внутригородских перевозках.

Ну, а теперь традиционный фоторепортаж. Ведь часть горветки – жива до сих пор.

Карта города и горветка во всей красе, со всеми ответвлениями. Видим заезды на Мясокомбинат, на завод, что был на месте «Каскада».

Мосты горветки в раойне пл. Серова. Справа – действующий мост. Прямо – мост с разобранными путями.

Вы можете получить представление о мощности горветки. Мы видим основания для моста, которого уже нет. Получается, что с учетом существующих мостов тут проходило 3, а то и 4 пути горветки. Это очень солидно!

Окончание горветки сегодня. Еще 50 лет назад она шла дальше.

Недалеко от моста горветки видны мосты Транссиба.

Перспектива горветки

Смычка горветки и Транссиба. Бывшая станция «пл. Карлушка».

Конечная станция горветки. Платформы. Наверху – здание городского вокзала.

Конечная станция со стороны Иртыша

Уникальное фото, где мы можем видеть, как проходила горветка в привязке к существующим ныне домам.

Еще более уникальное фото. Трасса горветки в 3 м. от школьного крыльца.

 

Просмотров: 6575
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 4):

24.09.2011
Дмитрий Чагочкин
Отличная статья!
Игорь, а Вы не знаете, что за одноколейка была в г.Нефтяников, внизу от парка САО, там где был ДОК и чуть выше пляжа? Насыпь до сих пор есть.
16.10, 12:29
Ольга
на месте дк Малунцева была исправ колония,может это ветка была для неё?
Так, похоже, что там не только в этом месте была жд. Там вообще ад!
Спасибо!

Нет, я не знаю. Не знаю, была ли эта дорога в реальности. Занимался этим вопросом специально.Подтверждений того, Что эта дорога существовала - пока у меня нет.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

768 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1560 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик