Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
23
февраля
чт
День -4
Ночь
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD 57.60 58.40
EUR 60.70 61.50
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиИсторияИгорь "omchanin" Фёдоров

Исчезнувшие ж/д Омска: горветка

Главная новость
Я не в первый раз обращаюсь к теме исчезнувших в Омске железных дорог. В блоге есть огромный репортаж о старой окружной ж. д. Теперь пришла пора двигаться дальше и поговорить о другой несчастной ж. д. г. Омска – городской.
23.09.2011 14:10 4
Поделиться:

Как известно, железная дорога подошла к Омску в 1894 году, когда на ст. Пост Омск (Карбышево-1) прибыл первый поезд. Еще через 2 года, после сдачи моста через Иртыш, полноценно заработала ст. Омск. Несмотря на название, станция располагалась достаточно далеко от Омска, в 4 км. До 1932 года она находилась совершенно другом населенном пункте, последним названием которого был город Ленинск. Зачем Транссиб пустили в стороне от города - неизвестно. Видимо, считалось, что со временем город «дорастет» до магистрали, хотя тот же Челябинск, Екатеринбург получили железную дорогу, проходящую практически по центру города.

В любом случае потребовалось как-то соединить Омск с Транссибом. С такой проблемой сталкивались многие города. Так, от Томска до Транссиба вообще оказалось 80 км. От Алма-Аты до Турксиба – 10 км. Омску надо было построить всего 4 км. железной дороги. И такая дорога в 1902-03 гг. была построена. Она прошла кратчайшим путем до южной границы Омска, где был построен городской железнодорожный вокзал, располагавшийся прямо на месте нынешнего «желтого» дома по Иртышской набережной 10/1. А сама железная дорога от ст. Омск до Омска получила простое и емкое название – Горветка.

Дальнейшие события показали, что такая трассировка маршрута омской горветки была стратегически ошибочной. Например, горветка Алма-Аты, проложенная по уму 80 лет назад, работает до сих пор, никому не мешает, более того, расположенный на горветке вокзал «Алма-Ата-2» обслуживает больше пассажиров, чем «транзитный» вокзал «Алма-Ата-1». В Омске же горветка предсказуемо стала «костью» на пути развития города, и в 1960 году она окончательно была демонтирована. Пассажирское же движение по горветке исчезло еще до 1940 года, так как ст. Омск связал с городом удобный и современный трамвай, который мог довозить пассажиров не до Транспортного института, а вплоть до г. Водников.

Тем не менее, 55 лет своего существования омская горветка отработала на совесть. Помимо горвокзала, напротив транспортного института располагалась городская товарная станция с огромным грузооборотом. Сейчас на ее месте – фонтан и сквер. И, честно говоря, очень жаль, что горветку продолжили так неудачно, потому что при более удачном раскладе мы бы могли до сих пор иметь действующую ж. д., вокзал в центре города и потенциальную возможность задействовать ее во внутригородских перевозках.

Ну, а теперь традиционный фоторепортаж. Ведь часть горветки – жива до сих пор.

Карта города и горветка во всей красе, со всеми ответвлениями. Видим заезды на Мясокомбинат, на завод, что был на месте «Каскада».

Мосты горветки в раойне пл. Серова. Справа – действующий мост. Прямо – мост с разобранными путями.

Вы можете получить представление о мощности горветки. Мы видим основания для моста, которого уже нет. Получается, что с учетом существующих мостов тут проходило 3, а то и 4 пути горветки. Это очень солидно!

Окончание горветки сегодня. Еще 50 лет назад она шла дальше.

Недалеко от моста горветки видны мосты Транссиба.

Перспектива горветки

Смычка горветки и Транссиба. Бывшая станция «пл. Карлушка».

Конечная станция горветки. Платформы. Наверху – здание городского вокзала.

Конечная станция со стороны Иртыша

Уникальное фото, где мы можем видеть, как проходила горветка в привязке к существующим ныне домам.

Еще более уникальное фото. Трасса горветки в 3 м. от школьного крыльца.

 

Просмотров: 6779
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 4):

24.09.2011
Дмитрий Чагочкин
Отличная статья!
Игорь, а Вы не знаете, что за одноколейка была в г.Нефтяников, внизу от парка САО, там где был ДОК и чуть выше пляжа? Насыпь до сих пор есть.
16.10.2016
Ольга
на месте дк Малунцева была исправ колония,может это ветка была для неё?
Так, похоже, что там не только в этом месте была жд. Там вообще ад!
Спасибо!

Нет, я не знаю. Не знаю, была ли эта дорога в реальности. Занимался этим вопросом специально.Подтверждений того, Что эта дорога существовала - пока у меня нет.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

468 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

588 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Обсуждения
Владимир:

Потому что надо во время проводить обучение сотрудников! Это ведь не шутки. У н...

// 17 жителей Омской области погибли на работе в 2016 году

Антиватник:

Как можно отпустить клиентов, которым светит 20 лет колонии???

// В Омске двоих студентов колледжа задержали по подозрению в сбыте синтетических наркотиков

Михаил:

Надо было конфисковать в пользу государства и отдать детям в школы и дет.сады. О...

// В Омске уничтожили 860 килограммов санкционных киви из Греции

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик