Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
22
февраля
ср
День 2
Ночь -3
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.60 57.80
EUR61.20 60.95
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиЗдоровьеМарк Гринберг

Провокация как ваш инструмент

Главная новость
Помните, как в детстве интересно было наблюдать за жизнью муравейника? Стоишь себе, смотришь – муравьи туда-сюда, сюда-туда бегут, что-то тащат, спешат и все по каким-то ведомым им путям-дорожкам, чинно, не отвлекаясь... И тут ты берёшь сухую веточку и – тыц! – и забегали, засуетились, потащили куда-то чего-то… Проходит некоторое время и новыми тропами по другим направлениям, но также размеренно продолжается трудовое шествие…
19.09.2011 17:10
Поделиться:

«Доктор, я буду жить? – А смысл?» старый анекдот. 

«Парня в горы тяни, рискни. Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой. Там поймёшь – кто такой» В.С.Высоцкий.

 

Когда слышишь о провокации, обычно на ум сразу приходит слово «подстава». Или вспоминаются картинки из книжек и фильмов про октябрьскую революцию и Великую Отечественную, где ответственные рабочие мозолистыми руками тащат ставить к стенке хрипатого худого интеллигента в подозрительном плаще. Интеллигент худ, небрит и голоден, но злобный блеск очков выдаёт недобрый умысел, помогая нам с пониманием отнестись к чувствам борцов за правое дело революции. Впрочем, нас будет интересовать не личность провокатора, нас будет интересовать сам инструмент провокации.

Согласно одному из традиционно многочисленных определений, Провокация — это действие, цель которого вызвать определённую предсказуемую ответную реакцию.

В повседневной жизни, я бы добавил, это действие, направленное на выведение определённой функциональной системы из равновесия. То есть, когда некая система пребывает в состоянии покоя и на неё осуществляется некое воздействие, система будет вынуждена каким-то образом отреагировать. Так в животном мире наиболее простыми реакциями на внезапный внешний раздражитель являются агрессия, бегство, мнимая смерть. Животное будет либо стремиться уничтожить источник беспокойства – «реакция тигра», либо убежать от источника беспокойства – «реакция зайца», либо замереть в неподвижности, притвориться мёртвым и подождать пока опасность минует – реакция опоссума. Некоторые исследователи выделяют ещё «реакцию вола» - игнорируя раздражитель продолжать тащить плуг. Казалось бы, при чём здесь Сурков … то есть какое отношение это имеет к людям?

Ваш руководитель приходит утром на работу и объявляет родному коллективу, что в связи со второй волной мирового кризиса, докатившейся наконец и до наших палестин, принято решение об оптимизации кадрового состава предприятия в соответствии с изменениями наполнения фонда заработной платы. Вы переводите мысленно с русского на русский и понимаете: первое – кого-то уволят, второе – платить будут меньше. После этого возможны варианты.

Первый – вы начинаете возмущённо метаться по помещению, периодически оглашая воздух высказываниями из серии «нет, что творят, а?! Они не имеют права нас уволить. Я их по судам затаскаю, если что!!!» Второй – вы оседаете на стуле и обхватив голову руками, начинаете вспоминать сколько ещё вам нужно выплатить по кредиту за «Форд-фокус» и соковыжималку из «Эльдорадо». Третий – вы пожимаете плечами и продолжаете достукивать на клавиатуре коммерческое предложение потенциальным клиентам. Четвёртый – вы окидываете взглядом окружающую обстановку, оцениваете поведение коллег и прикидываете мысленно, что выгоднее – остаться в этой организации или срочно найти другую работу, и как лучше это сделать в зависимости от выбора. Пятый – вы быстрым шагом выходите вслед за руководителем, подхватываете его под локоток, запираетесь с ним в кабинете и спустя некоторое время выходите оттуда довольный собой и жизнью… Какая из этих реакций к какому типу относится и почему – попробуйте определить сами.

Спустя несколько дней руководитель, подписав несколько заявлений об увольнении со словами «крысы бегут с корабля», корректирует функциональные обязанности в сторону увеличения, а заработную плату в сторону понижения и коллектив продолжает работать дальше. Ради чего всё и затевалось. Простая, но эффективная провокация.

Рассмотрим другой вариант. В конструкторское бюро оборонного предприятия приходит директор в сопровождении начальника первого отдела, показывает фотографии с некими плохо различимыми объектами и утверждает, что это фотографии сверхсекретного вражеского оружия и необходимо сделать такое же. Спустя нескольких бессонных месяцев группа выдаёт техническое решение поставленной задачи. Интрига в том, что сверхсекретного оружия не было – была провокация творческого мышления у конструкторов. Ведь если человеку дать понять, что решение в принципе существует – он это решение рано или поздно найдёт.

Вариант третий. В компании сидит человек, который вот уже на протяжении полутора часов рассказывает всем окружающим о своей несчастной судьбе, о том как его никто не любит-не жалеет, какие все сволочи и т.д. Вам это надоедает и в определённый момент, вы сообщаете ему: «Знаешь, я понял в чём дело! Просто ты неудачник! Ты никогда ничего в жизни не добьешься и до пенсии будешь скулить какие все козлы». Человек возмущённо попёрхивается, бросает вам в лицо «Я вам всем ещё докажу», покидает благородное собрание и далее всю жизнь избегает вашего общества, хотя по слухам дела его идут весьма неплохо. И это тоже одна из простых провокаций – столкнуть человека лицом к лицу с собственной проблемой, одним из вариантов которой является старинная народная забава «взять на «слабо».

Провокации можно использовать по-разному и с разными целями. Так, если речь идёт о каком либо коллективе, то хорошая провокация позволяет выявить какие скрытые течения есть в коллективе, какие ведутся внутриорганизационные «игры», какие группировки и на что направленные существуют. Можно выявить «скрытых лидеров» и «отщепенцев», можно выявить наиболее вероятную реакцию сотрудников на внезапный форс-мажор или кризис. Выявить, чтобы потом скорректировать корпоративные взаимоотношения в более эффективную сторону. Провокация может выступить и объединяющим инструментом для коллектива – ведь как известно дружить можно либо ради общей цели, либо против общего врага. Причём против врага проще.

Провокация, как уже было сказано, обязательно вызывает реакцию. То есть провокация обращена к первичному реагированию, а не к обдуманному действию. Провокация неожиданна и требует реакции на неё «здесь и сейчас». Для того, чтобы отреагировать на провокацию, система вынуждена обратиться к собственным ресурсам, зачастую к тем, которые в привычной, стабильной обстановке не использовала. Например, можно долго убеждать коллектив, что они должны работать все как одна команда, поддерживать друг друга и держаться за руки, а можно, поместив в «зону смерти», дать им задание которое они могут выполнить только задействовав ресурсы и способности каждого, иначе – «социальная смерть» отдела или организации. Можно предоставить человеку возможность пройти «огонь, воду и медные трубы», чтобы понять – как на самом деле он будет себя вести в той или иной ситуации. Провокация срывает «маску», лишает человека способности к «рационализации», то есть разумному объяснению самому себе «что, зачем и почему». В том числе поэтому хороший управленец может, вместо того чтобы наливаться халявным вискарём, вынести для себя много действительно полезной информации с праздничного корпоратива.

Кроме того, через обращение к внутренним ресурсам, необходимым для решения провокационной задачи, провокация заставляет человека либо систему «посмотреть на ситуацию с другой стороны», найти неожиданные пути и решения. Ведь, для того чтобы отреагировать эффективно, зачастую приходиться выйти за рамки прежнего опыта. Так в медицине тяжелобольной живёт в уверенности, что к нему относятся как к живому трупу, читает на лицах окружающих смесь жалости и страха. И тут появляется доктор, который его только что на матах не посылает и вообще явно не хочет вникать в весь ужас и скорбь его заболевания, считая как минимум симулянтом. Злость и раздражение заставляют нашего несчастного собрать остатки силы и воли в кулак хотя бы для того, чтобы сообщить врачу – какая он бездушная скотина. Ну а дальше – дело техники. Привет докторам Быкову и Хаусу. Или приведённый мною пример с «секретными фотографиями». Или сообщение своим сотрудникам, что злобные конкуренты, демонически хохоча, обсуждали недавно на технической конференции сомнительные интеллектуальные и организационные способности нашей компании. Зная о таких эффектах провокации, некоторые руководители могут выстраивать на них преимущественный стиль взаимодействия со своими сотрудниками. Но здесь есть ряд тонкостей.

Постоянное использование провокаций в общении с окружающими может легко привести к ситуации «мальчик, который кричал «волки-волки». То есть окружающие будут реагировать на личность провокатора, а не на фабулу провокации. И в таком случае эффективность провокации как инструмента будет постепенно стремиться к нулю. Это как истеричка, постоянно обещающая «повеситься-утопиться-отравиться» сначала вызывает сочувствие и желание успокоить, а потом рано или поздно слышит «вперёд-вешайся».

Поэтому для того, чтобы эффективно использовать такой инструмент, как провокации, необходимо соблюдать ряд правил: 

1. Необходимо иметь как можно более достоверную и разнообразную информацию об объекте будущей провокации. Эта информация, по возможности, должна включать и информацию о взаимосвязях объекта с другими объектами, прямо или косвенно влияющими на объект провокации. 

2. Сценарий будущей провокации должен разрабатываться исходя из анализа реально поступивших фактов и объективной информации, а не собственных домыслов.

3. Сценарий будущей провокации должен иметь своей целью достижение неких ожидаемых, прогнозируемых результатов относительно провоцируемой системы или объекта.

4. Сценарий будущей провокации должен обязательно учитывать «ближние» и «отдалённые» положительные и отрицательные последствия, как ожидаемых результатов провокации, так и самого факта провокации. Если вы видите сплошь положительные последствия от реализации выбранного сценария провокации – возможно имеет место «эффект очарованности». В случае преобладания прогнозируемых отрицательных последствий, особенно отдалённых, от провокации следует либо отказаться совсем, либо принципиально изменить сценарий.

5. Специально - У провокации должен быть сценарий. И этот сценарий должен включать в себя ответ на вопрос - что делать с результатами и последствиями провокации.

6. Чрезмерная по своей силе провокация лишает систему ресурсов и приводит к её разрушению. Адекватная по силе провокация стимулирует систему, делает её более устойчивой.

7. Результат любой провокации всегда должен предполагать более одного прогнозируемого варианта. Если вы считаете, что «может быть только так» - провокация не ваш инструмент.

8. Юмор – один из вариантов стимулирующей, развивающей провокации.

9. Шутка, повторенная несколько раз, перестаёт быть смешной. Однотипные повторяющиеся провокации перестают быть эффективными.

10. Провокация в отличие от манипуляции, как правило, направлена не на извлечение эгоистичной выгоды, а на разрешение существующей проблемы.

И в заключение народная мудрость (или банальность – тут как посмотреть) прежде чем что-то говорить или делать – подумайте, кому и зачем вы это говорите, что и зачем вы делаете. Иначе, когда та самая непосредственная реакция на провокацию не заставит себя долго ждать, вам она может не понравиться. Как Полонскому от Лебедева.

Просмотров: 4990
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

430 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

559 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Михаил:

Надо было конфисковать в пользу государства и отдать детям в школы и дет.сады. О...

// В Омске уничтожили 860 килограммов санкционных киви из Греции

Ветеран:

Такие пахари - так Россию перепахали, что от бурьяна за век не избавится. Это и ...

// Виктор Назаров заявил, что будущий мэр Омска должен будет «пахать, как раб на галерах»

Рита:

Я с момента прослушивания данного проекта поняла о бесперктивности данной дороги...

// В Омске строительство дороги-дублера на Левом берегу отложили на 2019 год

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик