Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
7
декабря
ср
Ночь -11
День -10
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.80  
EUR68.40 68.68
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиЗдоровьеМарк Гринберг

Провокация как ваш инструмент

Главная новость
Помните, как в детстве интересно было наблюдать за жизнью муравейника? Стоишь себе, смотришь – муравьи туда-сюда, сюда-туда бегут, что-то тащат, спешат и все по каким-то ведомым им путям-дорожкам, чинно, не отвлекаясь... И тут ты берёшь сухую веточку и – тыц! – и забегали, засуетились, потащили куда-то чего-то… Проходит некоторое время и новыми тропами по другим направлениям, но также размеренно продолжается трудовое шествие…
19.09.2011 17:10
Поделиться:

«Доктор, я буду жить? – А смысл?» старый анекдот. 

«Парня в горы тяни, рискни. Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой. Там поймёшь – кто такой» В.С.Высоцкий.

 

Когда слышишь о провокации, обычно на ум сразу приходит слово «подстава». Или вспоминаются картинки из книжек и фильмов про октябрьскую революцию и Великую Отечественную, где ответственные рабочие мозолистыми руками тащат ставить к стенке хрипатого худого интеллигента в подозрительном плаще. Интеллигент худ, небрит и голоден, но злобный блеск очков выдаёт недобрый умысел, помогая нам с пониманием отнестись к чувствам борцов за правое дело революции. Впрочем, нас будет интересовать не личность провокатора, нас будет интересовать сам инструмент провокации.

Согласно одному из традиционно многочисленных определений, Провокация — это действие, цель которого вызвать определённую предсказуемую ответную реакцию.

В повседневной жизни, я бы добавил, это действие, направленное на выведение определённой функциональной системы из равновесия. То есть, когда некая система пребывает в состоянии покоя и на неё осуществляется некое воздействие, система будет вынуждена каким-то образом отреагировать. Так в животном мире наиболее простыми реакциями на внезапный внешний раздражитель являются агрессия, бегство, мнимая смерть. Животное будет либо стремиться уничтожить источник беспокойства – «реакция тигра», либо убежать от источника беспокойства – «реакция зайца», либо замереть в неподвижности, притвориться мёртвым и подождать пока опасность минует – реакция опоссума. Некоторые исследователи выделяют ещё «реакцию вола» - игнорируя раздражитель продолжать тащить плуг. Казалось бы, при чём здесь Сурков … то есть какое отношение это имеет к людям?

Ваш руководитель приходит утром на работу и объявляет родному коллективу, что в связи со второй волной мирового кризиса, докатившейся наконец и до наших палестин, принято решение об оптимизации кадрового состава предприятия в соответствии с изменениями наполнения фонда заработной платы. Вы переводите мысленно с русского на русский и понимаете: первое – кого-то уволят, второе – платить будут меньше. После этого возможны варианты.

Первый – вы начинаете возмущённо метаться по помещению, периодически оглашая воздух высказываниями из серии «нет, что творят, а?! Они не имеют права нас уволить. Я их по судам затаскаю, если что!!!» Второй – вы оседаете на стуле и обхватив голову руками, начинаете вспоминать сколько ещё вам нужно выплатить по кредиту за «Форд-фокус» и соковыжималку из «Эльдорадо». Третий – вы пожимаете плечами и продолжаете достукивать на клавиатуре коммерческое предложение потенциальным клиентам. Четвёртый – вы окидываете взглядом окружающую обстановку, оцениваете поведение коллег и прикидываете мысленно, что выгоднее – остаться в этой организации или срочно найти другую работу, и как лучше это сделать в зависимости от выбора. Пятый – вы быстрым шагом выходите вслед за руководителем, подхватываете его под локоток, запираетесь с ним в кабинете и спустя некоторое время выходите оттуда довольный собой и жизнью… Какая из этих реакций к какому типу относится и почему – попробуйте определить сами.

Спустя несколько дней руководитель, подписав несколько заявлений об увольнении со словами «крысы бегут с корабля», корректирует функциональные обязанности в сторону увеличения, а заработную плату в сторону понижения и коллектив продолжает работать дальше. Ради чего всё и затевалось. Простая, но эффективная провокация.

Рассмотрим другой вариант. В конструкторское бюро оборонного предприятия приходит директор в сопровождении начальника первого отдела, показывает фотографии с некими плохо различимыми объектами и утверждает, что это фотографии сверхсекретного вражеского оружия и необходимо сделать такое же. Спустя нескольких бессонных месяцев группа выдаёт техническое решение поставленной задачи. Интрига в том, что сверхсекретного оружия не было – была провокация творческого мышления у конструкторов. Ведь если человеку дать понять, что решение в принципе существует – он это решение рано или поздно найдёт.

Вариант третий. В компании сидит человек, который вот уже на протяжении полутора часов рассказывает всем окружающим о своей несчастной судьбе, о том как его никто не любит-не жалеет, какие все сволочи и т.д. Вам это надоедает и в определённый момент, вы сообщаете ему: «Знаешь, я понял в чём дело! Просто ты неудачник! Ты никогда ничего в жизни не добьешься и до пенсии будешь скулить какие все козлы». Человек возмущённо попёрхивается, бросает вам в лицо «Я вам всем ещё докажу», покидает благородное собрание и далее всю жизнь избегает вашего общества, хотя по слухам дела его идут весьма неплохо. И это тоже одна из простых провокаций – столкнуть человека лицом к лицу с собственной проблемой, одним из вариантов которой является старинная народная забава «взять на «слабо».

Провокации можно использовать по-разному и с разными целями. Так, если речь идёт о каком либо коллективе, то хорошая провокация позволяет выявить какие скрытые течения есть в коллективе, какие ведутся внутриорганизационные «игры», какие группировки и на что направленные существуют. Можно выявить «скрытых лидеров» и «отщепенцев», можно выявить наиболее вероятную реакцию сотрудников на внезапный форс-мажор или кризис. Выявить, чтобы потом скорректировать корпоративные взаимоотношения в более эффективную сторону. Провокация может выступить и объединяющим инструментом для коллектива – ведь как известно дружить можно либо ради общей цели, либо против общего врага. Причём против врага проще.

Провокация, как уже было сказано, обязательно вызывает реакцию. То есть провокация обращена к первичному реагированию, а не к обдуманному действию. Провокация неожиданна и требует реакции на неё «здесь и сейчас». Для того, чтобы отреагировать на провокацию, система вынуждена обратиться к собственным ресурсам, зачастую к тем, которые в привычной, стабильной обстановке не использовала. Например, можно долго убеждать коллектив, что они должны работать все как одна команда, поддерживать друг друга и держаться за руки, а можно, поместив в «зону смерти», дать им задание которое они могут выполнить только задействовав ресурсы и способности каждого, иначе – «социальная смерть» отдела или организации. Можно предоставить человеку возможность пройти «огонь, воду и медные трубы», чтобы понять – как на самом деле он будет себя вести в той или иной ситуации. Провокация срывает «маску», лишает человека способности к «рационализации», то есть разумному объяснению самому себе «что, зачем и почему». В том числе поэтому хороший управленец может, вместо того чтобы наливаться халявным вискарём, вынести для себя много действительно полезной информации с праздничного корпоратива.

Кроме того, через обращение к внутренним ресурсам, необходимым для решения провокационной задачи, провокация заставляет человека либо систему «посмотреть на ситуацию с другой стороны», найти неожиданные пути и решения. Ведь, для того чтобы отреагировать эффективно, зачастую приходиться выйти за рамки прежнего опыта. Так в медицине тяжелобольной живёт в уверенности, что к нему относятся как к живому трупу, читает на лицах окружающих смесь жалости и страха. И тут появляется доктор, который его только что на матах не посылает и вообще явно не хочет вникать в весь ужас и скорбь его заболевания, считая как минимум симулянтом. Злость и раздражение заставляют нашего несчастного собрать остатки силы и воли в кулак хотя бы для того, чтобы сообщить врачу – какая он бездушная скотина. Ну а дальше – дело техники. Привет докторам Быкову и Хаусу. Или приведённый мною пример с «секретными фотографиями». Или сообщение своим сотрудникам, что злобные конкуренты, демонически хохоча, обсуждали недавно на технической конференции сомнительные интеллектуальные и организационные способности нашей компании. Зная о таких эффектах провокации, некоторые руководители могут выстраивать на них преимущественный стиль взаимодействия со своими сотрудниками. Но здесь есть ряд тонкостей.

Постоянное использование провокаций в общении с окружающими может легко привести к ситуации «мальчик, который кричал «волки-волки». То есть окружающие будут реагировать на личность провокатора, а не на фабулу провокации. И в таком случае эффективность провокации как инструмента будет постепенно стремиться к нулю. Это как истеричка, постоянно обещающая «повеситься-утопиться-отравиться» сначала вызывает сочувствие и желание успокоить, а потом рано или поздно слышит «вперёд-вешайся».

Поэтому для того, чтобы эффективно использовать такой инструмент, как провокации, необходимо соблюдать ряд правил: 

1. Необходимо иметь как можно более достоверную и разнообразную информацию об объекте будущей провокации. Эта информация, по возможности, должна включать и информацию о взаимосвязях объекта с другими объектами, прямо или косвенно влияющими на объект провокации. 

2. Сценарий будущей провокации должен разрабатываться исходя из анализа реально поступивших фактов и объективной информации, а не собственных домыслов.

3. Сценарий будущей провокации должен иметь своей целью достижение неких ожидаемых, прогнозируемых результатов относительно провоцируемой системы или объекта.

4. Сценарий будущей провокации должен обязательно учитывать «ближние» и «отдалённые» положительные и отрицательные последствия, как ожидаемых результатов провокации, так и самого факта провокации. Если вы видите сплошь положительные последствия от реализации выбранного сценария провокации – возможно имеет место «эффект очарованности». В случае преобладания прогнозируемых отрицательных последствий, особенно отдалённых, от провокации следует либо отказаться совсем, либо принципиально изменить сценарий.

5. Специально - У провокации должен быть сценарий. И этот сценарий должен включать в себя ответ на вопрос - что делать с результатами и последствиями провокации.

6. Чрезмерная по своей силе провокация лишает систему ресурсов и приводит к её разрушению. Адекватная по силе провокация стимулирует систему, делает её более устойчивой.

7. Результат любой провокации всегда должен предполагать более одного прогнозируемого варианта. Если вы считаете, что «может быть только так» - провокация не ваш инструмент.

8. Юмор – один из вариантов стимулирующей, развивающей провокации.

9. Шутка, повторенная несколько раз, перестаёт быть смешной. Однотипные повторяющиеся провокации перестают быть эффективными.

10. Провокация в отличие от манипуляции, как правило, направлена не на извлечение эгоистичной выгоды, а на разрешение существующей проблемы.

И в заключение народная мудрость (или банальность – тут как посмотреть) прежде чем что-то говорить или делать – подумайте, кому и зачем вы это говорите, что и зачем вы делаете. Иначе, когда та самая непосредственная реакция на провокацию не заставит себя долго ждать, вам она может не понравиться. Как Полонскому от Лебедева.

Просмотров: 4870
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

703 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1493 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик