Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
20
ноября
пн
Вечер −1
Ночь −5
Бензин в Омске
АИ-9234.25АИ-9538.05
АИ-9840.00ДТ35.60
USD59.25 59.40
EUR69.55 69.75
 ПокупкаПродажа

БлогиКультураАлександр Лейфер

Глазунов. Штрихи к портрету

Главная новость
Несколько лет назад в Омск приезжал знаменитый московский художник – академик, лауреат, ректор собственноручно основанного учебного заведения и прочая и прочая… Он сделал свои творческие дела (в областном музее изобразительных искусств работала тогда выставка его произведений), продал Омску портрет Фёдора Достоевского своей работы (за немалые, говорят, деньги) и отбыл обратно в столицу.
25.08.2011 10:52 2
Поделиться:

Приобретённый портрет было велено повесить на самое видное место в Литературном музее им. Ф. М. Достоевского. Он, на мой частный и личный взгляд, - далеко не лучший образец многолетней работы этого художника над темой «Достоевский» - нечто серое и унылое, плохо вписывающее в нынешнее общее «просветлённое» художественное решение музейной экспозиции.

Впрочем, я не искусствовед, могу и ошибаться. Да и не в портрете дело. А дело в том, что в последние годы знаменитый художник Илья Глазунов стремится стать ещё писателем и историком – выпускает смущающие своей толщиной книги мемуарно-публицистического характера, где рассуждает обо всём на свете, в том числе и об истории России. Время от времени эта литературная деятельность выплёскивается и на страницы различных популярных еженедельников. Сами книги его я читать пока не решаюсь, духу подступиться к ним не хватает да и времени. А вот кое с чем из печатавшегося в периодике знаком. И показалось мне, что путаница в красивой и породистой голове автора царит порядочная. Настроен он при этом воинственно, всё время твердит о каких-то окружающих его со всех сторон врагах и размахивает дубиной, на которой недвусмысленно обозначено: «Государственная комиссия по борьбе с фальсификацией истории». Вот недавний пример.

«Аргументы и факты» ( № 25) поместили интервью с академиком под броским названием «Где русская правда?» Я тоже не знаю, где находится эта самая русская правда, но точно могу сказать: на той газетной странице, которую широко известный еженедельник выделил своему именитому гостю, её тоже маловато.

Вот он (походя, вскользь) называет декабристов «предателями России». Предателями - ни больше, ни меньше. А ведь большинство из них были офицерами и принимали активное участие в отражении наполеоновского нашествия. Сражались и под Красным, и под Смоленском, и на Бородинском поле, а потом и под Малоярославцем, и на Березине, многие были в зарубежных антинаполеоновских победоносных походах, дошли до Парижа.

Особенно не «прокатит» причисление декабристов к «предателям России» у нас в Сибири, куда была потом сослана основная масса участников восстания – 120 человек. Не случайно Михаил Лунин сказал впоследствии: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь…». Память о себе они оставили в наших краях самую добрую. Учили детей, занимались врачеванием, принимали участие в исследовании природных богатств Сибири, играли немалую роль в развитии местной культурной жизни, позже – сотрудничали (под псевдонимами) в местных газетах и т.д., и т.п. Об этом существует немало воспоминаний.

Много лет назад по командировке издававшегося в Омске сельскохозяйственного журнала «Земля сибирская, дальневосточная» я ездил в Якутию. Кроме прочих заданий, нужно было встретиться с местным учёным – селекционером и взять у него давно заказанную статью о выращивании в Якутии, в её южной, сельскохозяйственной зоне, картофеля. Статью эту я в Омск привёз, отдал мне её учёный в самый последний день моего пребывания в Якутске, чуть ли не у трапа самолёта. В самолёте же, помню, я стал её и просматривать и на первой же странице с удивлением прочитал, что первые опыты по выращиванию картофеля в этих краях были сделаны сосланными сюда декабристами.

Но вернёмся к интервью в «Аргументах и фактах».

В другом его месте (опять же вскользь) сказано «влюблённый в государя – рыцаря Николая I Пушкин». В «государя – рыцаря», надо полагать, влюблён прежде всего сам маститый гость столичного еженедельника. Ну что ж, любви, как известно, не прикажешь, она , как говорится, зла… Но при чём тут великий поэт, чью красавицу-жену похотливый государь был бы весьма не прочь затащить в постель и даже не особенно и скрывал данное намерение? «Рыцарь» Николай, в первые же часы и дни своего царствования на всю оставшуюся жизнь напуганный восстанием на Сенатской площади, уже в 1826 году учредил печально знаменитое Третье отделение его императорского величества канцелярии (т.е. тайную политическую полицию) со специальным жандармским корпусом. Прообраз Охранного отделения, ЧК, ГПУ, НКВД и КГБ. Вся Российская империя была разделена тогда на 8 жандармских округов, и отдана в полное распоряжение одетых в голубые мундиры чиновников нового ведомства. Тоже рыцарей – плаща и кинжала. А они прежде всего ввели негласную перлюстрацию частной переписки.

Пушкин догадался, что его письма, посылавшиеся по государственной почте к жене, к другим родственникам, к друзьям, читают посторонние глаза. И он, выражаясь современным языком, включил дурака – стал в некоторых из этих писем ненавязчиво, как бы между прочим похваливать молодого императора – положительно отзываться о его незаурядном государственном уме, его прозорливости, его доброте и т.д. Отсюда и пошёл миф о «верноподданном» отношении Пушкина к Николаю, его «любви» к государю. История эта общеизвестна, наверняка знает её и уважаемый Мастер, но… Но ему нужно вести свою «линию» о «государе-рыцаре», почему бы не «подключить» к этому и первого поэта России?..

Прошу понять меня правильно – написал всё это совсем не для того, чтоб поколебать заслуженный авторитет известного художника. В моей библиотеке есть, например, альбом «Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова», в нём немало замечательных работ. А то, что он впарил вышеупомянутый портрет нашему омскому начальству,- тоже закономерно, ведь он же профессионал: не продаётся вдохновенье, но можно рукопись (в данном случае – полотно) продать…

Просто не смог я удержаться – за декабристов стало обидно. И за Александра Сергеевича Пушкина тоже…

А в Омском Литмузее есть и другой портрет автора «Записок из Мёртвого дома» - работы нашего местного автора - гиперреалиста Георгия Кичигина, которого все у нас знают и любят. Этот портрет всем нравится, без всякого нажима он и стал своего рода художественной «визитной карточкой», символом музея. Вот он.

Просмотров: 3219
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

31.08.2011
Наташа Г.
Дельная эпистола, но за Николая l стало обидно.
Толковый был мужик и полноценный.
PS: Мон шер, Вы-таки опять нарываетесь.
27.08.2011
Александр
Относительно "красного словца".Помочь возразить по данному пункту начитанному Николаю Э. я попросил г-на Лермонтова М.Ю.Он, отправляясь весной 1840 года во вторую ссылку на Кавказ, написал:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы,мундиры голубые,
И ты,послушный им народ...
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик