Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
24
мая
чт
Утро +13
День +11
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD61.30 61.60
EUR71.90 72.15
 ПокупкаПродажа

БлогиЭкономикаАнатолий Шастин

Про образование и кадры

Главная новость
На прошедшей неделе прошло, казалось бы, рядовое событие – зачисление студентов в ВУЗы нашего города. Однако, соприкасаясь в своей работе с образованием, я вижу несколько моментов. Во-первых, это снижение количества абитуриентов, и, соответственно, обострение конкуренции между ВУЗами. Если раньше места на образовательном рынке хватало всем, что привело к появлению большого количества негосударственных ВУЗов, то сейчас, рынок резко сузился.
16.08.2011 15:52
Поделиться:

Что делать в такой ситуации ВУЗам? С точки зрения экономики – повышать свою эффективность (сокращать затраты). Однако специфика учебного процесса такова, что просто так управлять затратами крайне сложно – необходимо содержать аудитории, а это значит нести затраты на отопление, освещение и охрану (как минимум). Можно, конечно, сократить занимаемые помещения, но как это сделать, например, государственным ВУЗам, у которых помещения в собственности? Их частичная продажа (или сокращение государственного финансирования, что почти равносильно) не решает проблемы, поскольку очевидно, что в 2016 году начнется увеличение количества студентов (начнут поступать те, кто родился в 2000 году – когда начался рост рождаемости).

Итак, ВУЗы начинают конкурировать. Как и на любом рынке в первую очередь – ценой. Однако резервы ее понижения крайне малы – ведь, как я писал выше, у учебных заведений есть четкие постоянные издержки, которые снижать почти не возможно. Более того, снижение количества студентов может привести даже к росту цен – ведь покрывать эти издержки нужно за счет меньшего количества слушателей.

Основной выход в этой ситуации я вижу в переходе обучения к дистанционным технологиям. Во-первых, это позволит сократить затраты на оплату труда. Ведь преподавателям необходимо будет только один раз сформировать свой курс (или записать свои лекции для размещения в сети Интернет), соответственно, и оплату им можно произвести один раз, а не за каждый проведенный в аудитории час. Автоматически сократятся и затраты на помещение – их можно будет законсервировать, поскольку дистанционное обучение не предполагает частого посещения занятий.

Кроме того, в такой ситуации студент будет иметь возможность совмещать работу с учебой, тем самым сразу применять полученные знания на практике (да и индивидуальный план – когда студент изучает предметы в той последовательности, в которой считает нужным, в дистанционной форме обучения легче составить и реализовать). Это решит насущную на сегодняшний день проблему соответствия получаемых студентами знаний и их практической применимости.

Возникает, конечно, вопрос качества материалов для студентов и их самодисциплины. Самодисциплина в данном случае стимулируется тем, что студент может так и остаться на нижнем уровне карьерной лестницы, если не закончит ВУЗ, а соответственно, не освоит необходимый материал. Качество же материалов должна стимулировать конкуренция на рынке. Ведь если не получается конкурировать ценой, то необходимо конкурировать качеством. Поэтому в перспективе, я надеюсь, в ВУЗах будут более активно развиваться собственные авторские разработки преподавателей, востребованные на рынке.

Однако для этого необходимы преподаватели с новыми качествами – пониманием практической деятельности (то есть обладать практическим опытом в преподаваемой сфере), навыками подготовки письменных учебных материалов (что гораздо сложнее, чем устно рассказывать) и стремлением к постоянному развитию. Поскольку знания устаревают очень быстро, и чтобы курс был конкурентоспособным и его стремилось изучать максимально возможное количество студентов, необходимо его постоянно совершенствовать и делать интересным. И этот вопрос – качества преподавателей – пока, к сожалению, не решен.

Просмотров: 2190
Добавить комментарий [Условия размещения]
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик