Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
24
марта
пт
Утро −4
День +1
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.55  
EUR62.00  
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиПолитикаАлексей Сокин

О местном самоуправлении

Главная новость
Неужели вопрос местного самоуправления наконец-то сдвинулся с «мёртвой точки»? Совсем недавно было объявлено о разработке по поручению Президента проекта реформы «вертикали власти», изменении соотношения ресурсов и полномочий между федеральным Центром, региональной и муниципальной властью. Эта тема вызвала у меня живейший интерес.
11.08.2011 09:34 4
Поделиться:

«…централизация полномочий в любом государстве
и даже в таком сложном федеративном государстве,
как Россия, не может продолжаться бесконечно…»

Д.А. Медведев.

 

В данной заметке я поведу речь, в первую очередь, о местном самоуправлении, так как эта тема мне ближе – я серьёзно занимаюсь ею уже около десяти лет. работа предстоит колоссальная, ведь в нашей стране больше 24 тысяч муниципальных образований! Особенно если учитывать, что лишь около 5 % муниципалитетов в состоянии обеспечить себя, остальные существуют на дотации.

Общее впечатление от инициативы Президента – «лучше поздно, чем никогда». О необходимости реформы местного самоуправления говорят уже давно – чуть меньше, чем юридически существует само местное самоуправление (с 1994 г.).

Количество функций органов государственной власти сокращать надо, это очевидно. Из подвергшихся ревизии 5 тысяч функций 20% в своё время были признаны избыточными, еще 30% – нуждающимися в уточнении. Все попытки государства сделать это «своими силами» оказались безуспешны. Может, стоит передать эти функции на местный уровень, где они будут естественным образом «отфильтрованы»?

Обращение к проблемам местного самоуправления в условиях снижения популярности власти не просто логично, это неизбежно. По большому счёту, демократию в её классическом (греческом) понимании наиболее полно обеспечивают два института: общественные объединения и местное самоуправление.

Если взглянуть на Европу, то можно увидеть, что вертикаль власти там носит как бы перевёрнутый характер: максимальные ресурсы сосредоточены именно на низовом уровне. И это, я считаю, абсолютно верно.

Опережаю критиков, готовых сказать, что «опыт Европы для России неприемлем». Во-первых, Россия в течение очень продолжительного времени адаптировала разный опыт Европы: от армии до философии. Во-вторых, господа, я был в Европе и скажу, что потребности обычных жителей в муниципалитетах в Европе и России одинаковы: чтобы улицы были освещены, гололёда не было и крыша не протекала.

Нечего бояться сепаратизма. Во-первых, перенося полномочия не на региональный, а на местный уровень, мы снимаем угрозу отторжения регионов (характерный пример – Швейцария). Во-вторых, хотим мы того или нет, но большинство граждан всё-таки исповедует жизненную позицию NIMBY («not in my backyard» – «только не на моём заднем дворе»), то есть локальные проблемы их интересуют гораздо больше проблем общегосударственных.

Темпы подготовки реформы стремительные: 27 июня – подписание Президентом распоряжения «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления»; 14 июля – окончание сбора рабочими группами предложений от регионов; 22 июля – определение концепции реформы. 15 сентября – предварительные доклады, содержащие основные принципы перераспределения полномочий; до 1 декабря 2011 года – итоговые доклады. Как член Совета Федерации, могу сказать, что для реформы подобного масштаба темп задан очень высокий. С одной стороны, я считаю недостатком то, что на сбор предложений отвели слишком мало времени. С другой стороны, это можно трактовать и как попытку «не утонуть в обсуждениях». Разработка реформы возложена на считающимися одними из самых сильных управленцев на федеральном уровне Д.Н. Козака и А.Г. Хлопонина.

Думаю, что необходимо не только разграничить полномочия между тремя уровнями власти, но более подробно прописать функции и установить бюджетное соответствие им на двух уровнях местного самоуправления (поселения и муниципальные районы). В идеале регион не должен играть роль милостивого благодетеля, а муниципалитеты, особенно районы – просителя.

Кроме того, необходимо «доводить» реформу, совершенствуя систему муниципалитетов: принцип шаговой доступности вошёл в противоречие с принципом бюджетной обеспеченности; последний реализуется не всегда. На мой взгляд, муниципалитеты необходимо укрупнять, приближаясь к прежней системе.

Хочу обратить внимание на важную проблему, которая пока почти не затрагивалась, – кадровую. Проблема обеспеченности муниципалитетов кадрами острейшим образом стоит и сейчас, однако после передачи на муниципальный уровень новых функций востребованность в специалистах возрастёт ещё сильнее. Другой вопрос – готовность населения «воспринять» увеличившуюся ответственность, ведь местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение население вопросов местного значения. Я уверен, что при подготовленном населении кадровая проблема будет отчасти снята, ведь грамотному гражданину не нужен административный «куратор». Таким образом, проблему неготовности населения нужно решать превентивными мерами, уже сейчас запуская соответствующие социально-образовательные проекты.

Кроме того, необходимо увязать разрабатываемую реформу с уже реализуемыми мерами в муниципальной сфере.

Проблема бюджетного федерализма, неадекватности распределения налоговых ресурсов между Центром, регионами и муниципалитетами обсуждается давно. Неурегулированность этого важнейшего вопроса привела к тому, что налоговые механизмы неэффективны, подвержены коррупции, используются в качестве неформального метода давления на несогласных.

В общем, не может не радовать то, что проблемы муниципалитетов перестают быть ничтожными для федеральной власти. Как член Совета Федерации, я вижу, что число обсуждаемых вопросов, связанных с местным самоуправлением растёт. Кто-то иронично заметит, что эти мероприятия связаны с грядущими выборами. Ну и что? Во-первых, покажите хотя бы одну республику, где власть не мобилизуется и не стремится выглядеть особенно хорошей накануне выборов. Во-вторых, мне всё равно, что является исходной причиной инициирования реформы. Главное – процесс запущен и, даст Бог, в моём муниципалитете будут освещены улицы, гололёда не будет и крыша не протечёт. Неважно, для чего это делает федеральный Центр. Nothing in my backyard, и ничего личного.

Просмотров: 3069
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 4):

13.08.2011
житель Омска
К вопросам местного самоуправления, «модель руководства городом, основанная на постоянных конфликтах с его населением и лоббированием отдельных проектов в интересах ограниченного круга лиц».
Это цитата из статьи "Точечный произвол" в "Омской правде" за 10 августа 2011г. на 9-й полосе.
Отличная иллюстрация к дискуссии о насущном.
11.08.2011
философ
это больше похоже на политическую романтику. специфика сильных и серьезных политиков, которые действительно могут чего-то добиться предполагает конкретику а не диспут. именно такие как А.А. Сокин и превращают политику - сферу действий в демогогию!
11.08.2011
дмитрий
вот как раз "сильные и серьезные" озабочены как правило тем чтобы "отнять и поделить", а Алексей предлагает осознать проблему и вдумчиво ее решать. Причем я в данном случае не со всем согласен, но то что нужно реально обсуждать, дискутировать, причем в публичной сфере, а не подковерно все вопросы решать - в этом сомнений нет, и то что Сокин не боится этого делать - ему в плюс.
12.08.2011
философ
вы наверняка помните кто говорил: как мыслю ,так и существую! и в вашем с А.А. Сокиным случае так и получается что существуете вы на словах а не на реальных делах (за столько лет на одном округе можно было бы хоть что-то сделать). Более того вы еще и призываете говорить а не делать. видимо именно в этом вы и ведите сущность политики. а это совершенно не так.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Владимир Жуковский Владимир Жуковский

Политолог

Дух этилмеркаптана витает над креслами чиновников

Омские чиновники вместо того, чтобы искать реальный источник ежедневных выбросов этилмеркаптана, спешат «назначить» виновника. Собственно, ничего удивительного - на кону кресла сразу нескольких областных чиновников.  

465 просмотров
2
Таня Баньшива Таня Баньшива

Рекламщик, координатор "СпасОмск"

Буферные пруды ОНПЗ обвиняются в распространении вони над Омском

Правда никто не уточнил, приходится ли специалистам, занимающихся ремонтом прудов и вывозом осадка, работать в противогазах или же они уже привыкли к аромату и не замечают его.

326 просмотров
1
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Соня:

То есть 400 ПДК, то нету. Так мы и поверили: сказали сверху отменить 400 ПДК, Ер...

// Почему Росприроднадзор не проверяет «Омскгоргаз»?

Олег:

ОНПЗ хотя бы идет навстречу журналистам и вообще старается давать комментарии по...

// Журналисты обнюхали буферные пруды Омского НПЗ

Мира:

Я так и думала, что на ОНПЗ воздух чистый, не же ли в городе. Источник в городе....

// Журналисты обнюхали буферные пруды Омского НПЗ

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик