Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
6
декабря
вт
День -11
Ночь
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.70  
EUR68.60 68.85
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиПолитикаАлексей Сокин

О местном самоуправлении

Главная новость
Неужели вопрос местного самоуправления наконец-то сдвинулся с «мёртвой точки»? Совсем недавно было объявлено о разработке по поручению Президента проекта реформы «вертикали власти», изменении соотношения ресурсов и полномочий между федеральным Центром, региональной и муниципальной властью. Эта тема вызвала у меня живейший интерес.
11.08.2011 09:34 4
Поделиться:

«…централизация полномочий в любом государстве
и даже в таком сложном федеративном государстве,
как Россия, не может продолжаться бесконечно…»

Д.А. Медведев.

 

В данной заметке я поведу речь, в первую очередь, о местном самоуправлении, так как эта тема мне ближе – я серьёзно занимаюсь ею уже около десяти лет. работа предстоит колоссальная, ведь в нашей стране больше 24 тысяч муниципальных образований! Особенно если учитывать, что лишь около 5 % муниципалитетов в состоянии обеспечить себя, остальные существуют на дотации.

Общее впечатление от инициативы Президента – «лучше поздно, чем никогда». О необходимости реформы местного самоуправления говорят уже давно – чуть меньше, чем юридически существует само местное самоуправление (с 1994 г.).

Количество функций органов государственной власти сокращать надо, это очевидно. Из подвергшихся ревизии 5 тысяч функций 20% в своё время были признаны избыточными, еще 30% – нуждающимися в уточнении. Все попытки государства сделать это «своими силами» оказались безуспешны. Может, стоит передать эти функции на местный уровень, где они будут естественным образом «отфильтрованы»?

Обращение к проблемам местного самоуправления в условиях снижения популярности власти не просто логично, это неизбежно. По большому счёту, демократию в её классическом (греческом) понимании наиболее полно обеспечивают два института: общественные объединения и местное самоуправление.

Если взглянуть на Европу, то можно увидеть, что вертикаль власти там носит как бы перевёрнутый характер: максимальные ресурсы сосредоточены именно на низовом уровне. И это, я считаю, абсолютно верно.

Опережаю критиков, готовых сказать, что «опыт Европы для России неприемлем». Во-первых, Россия в течение очень продолжительного времени адаптировала разный опыт Европы: от армии до философии. Во-вторых, господа, я был в Европе и скажу, что потребности обычных жителей в муниципалитетах в Европе и России одинаковы: чтобы улицы были освещены, гололёда не было и крыша не протекала.

Нечего бояться сепаратизма. Во-первых, перенося полномочия не на региональный, а на местный уровень, мы снимаем угрозу отторжения регионов (характерный пример – Швейцария). Во-вторых, хотим мы того или нет, но большинство граждан всё-таки исповедует жизненную позицию NIMBY («not in my backyard» – «только не на моём заднем дворе»), то есть локальные проблемы их интересуют гораздо больше проблем общегосударственных.

Темпы подготовки реформы стремительные: 27 июня – подписание Президентом распоряжения «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления»; 14 июля – окончание сбора рабочими группами предложений от регионов; 22 июля – определение концепции реформы. 15 сентября – предварительные доклады, содержащие основные принципы перераспределения полномочий; до 1 декабря 2011 года – итоговые доклады. Как член Совета Федерации, могу сказать, что для реформы подобного масштаба темп задан очень высокий. С одной стороны, я считаю недостатком то, что на сбор предложений отвели слишком мало времени. С другой стороны, это можно трактовать и как попытку «не утонуть в обсуждениях». Разработка реформы возложена на считающимися одними из самых сильных управленцев на федеральном уровне Д.Н. Козака и А.Г. Хлопонина.

Думаю, что необходимо не только разграничить полномочия между тремя уровнями власти, но более подробно прописать функции и установить бюджетное соответствие им на двух уровнях местного самоуправления (поселения и муниципальные районы). В идеале регион не должен играть роль милостивого благодетеля, а муниципалитеты, особенно районы – просителя.

Кроме того, необходимо «доводить» реформу, совершенствуя систему муниципалитетов: принцип шаговой доступности вошёл в противоречие с принципом бюджетной обеспеченности; последний реализуется не всегда. На мой взгляд, муниципалитеты необходимо укрупнять, приближаясь к прежней системе.

Хочу обратить внимание на важную проблему, которая пока почти не затрагивалась, – кадровую. Проблема обеспеченности муниципалитетов кадрами острейшим образом стоит и сейчас, однако после передачи на муниципальный уровень новых функций востребованность в специалистах возрастёт ещё сильнее. Другой вопрос – готовность населения «воспринять» увеличившуюся ответственность, ведь местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение население вопросов местного значения. Я уверен, что при подготовленном населении кадровая проблема будет отчасти снята, ведь грамотному гражданину не нужен административный «куратор». Таким образом, проблему неготовности населения нужно решать превентивными мерами, уже сейчас запуская соответствующие социально-образовательные проекты.

Кроме того, необходимо увязать разрабатываемую реформу с уже реализуемыми мерами в муниципальной сфере.

Проблема бюджетного федерализма, неадекватности распределения налоговых ресурсов между Центром, регионами и муниципалитетами обсуждается давно. Неурегулированность этого важнейшего вопроса привела к тому, что налоговые механизмы неэффективны, подвержены коррупции, используются в качестве неформального метода давления на несогласных.

В общем, не может не радовать то, что проблемы муниципалитетов перестают быть ничтожными для федеральной власти. Как член Совета Федерации, я вижу, что число обсуждаемых вопросов, связанных с местным самоуправлением растёт. Кто-то иронично заметит, что эти мероприятия связаны с грядущими выборами. Ну и что? Во-первых, покажите хотя бы одну республику, где власть не мобилизуется и не стремится выглядеть особенно хорошей накануне выборов. Во-вторых, мне всё равно, что является исходной причиной инициирования реформы. Главное – процесс запущен и, даст Бог, в моём муниципалитете будут освещены улицы, гололёда не будет и крыша не протечёт. Неважно, для чего это делает федеральный Центр. Nothing in my backyard, и ничего личного.

Просмотров: 2960
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 4):

13.08.2011
житель Омска
К вопросам местного самоуправления, «модель руководства городом, основанная на постоянных конфликтах с его населением и лоббированием отдельных проектов в интересах ограниченного круга лиц».
Это цитата из статьи "Точечный произвол" в "Омской правде" за 10 августа 2011г. на 9-й полосе.
Отличная иллюстрация к дискуссии о насущном.
11.08.2011
философ
это больше похоже на политическую романтику. специфика сильных и серьезных политиков, которые действительно могут чего-то добиться предполагает конкретику а не диспут. именно такие как А.А. Сокин и превращают политику - сферу действий в демогогию!
11.08.2011
дмитрий
вот как раз "сильные и серьезные" озабочены как правило тем чтобы "отнять и поделить", а Алексей предлагает осознать проблему и вдумчиво ее решать. Причем я в данном случае не со всем согласен, но то что нужно реально обсуждать, дискутировать, причем в публичной сфере, а не подковерно все вопросы решать - в этом сомнений нет, и то что Сокин не боится этого делать - ему в плюс.
12.08.2011
философ
вы наверняка помните кто говорил: как мыслю ,так и существую! и в вашем с А.А. Сокиным случае так и получается что существуете вы на словах а не на реальных делах (за столько лет на одном округе можно было бы хоть что-то сделать). Более того вы еще и призываете говорить а не делать. видимо именно в этом вы и ведите сущность политики. а это совершенно не так.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

633 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1410 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик