Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
21
июня
чт
Ночь +12
Утро +19
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD63.60 63.94
EUR73.50 73.84
 ПокупкаПродажа

БлогиЗдоровьеМарк Гринберг

ЕГЭ. Пять копеек в спину модернизации.

Главная новость
… Когда мне предложили ответить без подготовки на экзаменационный билет, я самоуверенно согласился. Когда я взял экзаменационный билет, то понял что несколько погорячился. Согласно старой доброй традиции, именно эту теорему я не помнил. Но согласно логике – раз она есть в экзаменационных вопросах, то у неё должно быть доказательство.
18.06.2011 12:24
Поделиться:

Сделав вдохновенное лицо, прислушавшись к внутреннему голосу и открыв рот, я это доказательство изрёк... Точнее, я думал что «это». Судя по задумчивому виду председателя экзаменационной комиссии, он считал иначе. – «Понимаете, Гринберг, - неторопливо произнёс он, - всё конечно хорошо и выглядит логичным. Мне не к чему придраться. За одним небольшим исключением – такого доказательства этой теоремы нет в учебнике. Поэтому, к сожалению, только «четыре». Было это в 80-е годы прошлого столетия…

Подобные ситуации в моей жизни возникали ещё не раз и не два. Ситуации, когда готового решения нет, но ты знаешь, что оно должно быть, его нужно найти. И находишь. Зачастую совсем не там где искал. Это вообще основной принцип поиска решений – выход за рамки проблемной зоны, за рамки ограничивающей системы, но сейчас немного не об этом. В последнее время, наблюдая ситуацию, ежегодно, а на самом деле ежедневно разворачивающуюся вокруг ЕГЭ, я всё больше задумываюсь – а зачем?

Нет, относительно «зачем вводили» было сломано много копий, было много объяснений, хотели и получили традиционно «лучше – как всегда». Это понятно. Другое смущает. Есть два подхода к «овладеванию знаниями» - через голову и…ну в общем противоположное место. В смысле либо через понимание, либо через усидчивую зубрёжку. Зубрёжку доведённую до автоматизма. Много вы помните «зубрил», ваших однокашников? И где они сейчас?

Могу сказать как преподаватель – если дать студенту хоть малейшую возможность «списать», он спишет. Потому как «не вводи во искушение ближнего своего». И что? Это трагедия? В условиях тестовой системы оценки уровня знаний – да, трагедия. В условиях оценки качества знаний – всего лишь повод прояснить ситуацию.

Садится, к примеру, ко мне отвечать студент. Я знаю, что он списал. Я вижу, что он списал. Это видит любой преподаватель, который знает куда и на что смотреть. Ну так ты теперь объясни – что ты написал. И здесь и проявляется – либо есть системное понимание и владение материалом, либо слепое копирование информации. И для меня лично понимание и владение, пропущенное через себя и выраженное, пусть своими словами, важнее.

На одном из форумов некий товарищ проклинал «кровавый режим», потому как он был «успешным предпринимателем», «ворочал миллионами», но обанкротился и был вынужден устроиться в «крупную фирму, ведущим специалистом с зарплатой в 15 тыщ рублей». Виноваты в этом, конечно, Путин и Медведев, это ведь они заставили его развалить фирму и устроиться на зарплату начинающего специалиста. Потому что человек всегда выбирал среди множества путей один – очевидный. Все торгуют – я торгую. Разорился, не получилось - устроюсь на работу куда возьмут. Придумать что-то своё новое – а это как?

Это стандартное мышление. Мышление направленное на одно – какой ответ правильный? В школе правильный – тот, что в учебнике. А в жизни? В жизни – тот, что складывается из написанного в учебнике, ещё в одном учебнике, личного опыта, чужого опыта, особенностей конкретной реальной ситуации и ещё кучи чего. Но не факт, что и такой ответ будет правильным. Потому что иногда нужно выйти за рамки.

Тестовая система образования всегда направлена на одно – воспроизведение имеющейся базы знаний. Всё. Шаг влево, шаг вправо – попытка к бегству, прыжок на месте – попытка улететь. Здесь нет и не может быть развития, тех самых инноваций и модернизаций, о которых мы так печёмся. Не предусмотрено.

Я знаю только один контекст, при котором обучение по тестовой системе оправдано – подготовка к действиям в экстремальной ситуации и на опасном производстве. Когда некогда думать – нужно действовать. Как учили, как вбивали. По инструкции. Когда – сперва спасём, а потом разберёмся. Так – да. Но какое отношение это имеет к школе? Или мы чего-то не знаем?

Просмотров: 2740
Добавить комментарий [Условия размещения]
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик