Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
9
декабря
пт
День -13
Вечер -23
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD 62.75 63.94
EUR 66.75 68.14
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиЗдоровьеМарк Гринберг

Это вам не Сколково

Главная новость
Письмо позвало в дорогу. Точнее не совсем письмо, а мнение Анатолия Шастина относительно прошедшей Недели Предпринимательства. Преимущественно разделяя мнение автора, хочется «усугубить».
02.06.2011 19:34 2
Поделиться:

«…Флойд включил свой газетный планшет в информационную сеть корабля и просмотрел одну за другой крупнейшие электронные газеты мира. Их кодовые сигналы он помнил наизусть, и ему не требовалось даже заглядывать на обратную стенку планшета, где был напечатан их перечень. Включив краткосрочное запоминающее устройство планшета, он задерживал изображение очередной страницы на экране, быстро пробегал заголовки и отмечал статьи, которые его интересуют. Каждая статья имела свой двузначный кодовый номер - стоило только набрать его на клавиатуре планшета, как крохотный прямоугольничек статьи мгновенно увеличивался до размеров экрана величиной в лист писчей бумаги, обеспечивая полное удобство чтения. Прочитав одну статью, Флойд опять включал всю страницу и выбирал другую".

Артур Кларк "Космическая Одиссея 2001" 1968 год

«Предприниматель — это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек».

Владимир Даль

 

На одном из семинаров, отвечая на вопрос «Какие цели должен преследовать руководитель организации?», я сформулировал условное правило трёх Ц: цели самого руководителя, цели сотрудников и цели клиентов организации. Возможно, я невольно процитировал кого-то из великих, но речь не об этом. Ведь действительно предприниматель, организуя свой собственный бизнес, выступая руководителем собственного бизнеса, ставит перед собой эти три цели. Он организует работу предприятия таким образом, чтобы она приносила ему прибыль и (см. индивидуальные цели руководителя). Он организует работу предприятия таким образом, чтобы сотрудники, могли достичь своих личных целей, достигая цели организации. Он организует работу предприятия таким образом, чтобы клиент мог достичь своих целей с помощью продукта или услуг организации.

Я обращаю внимание – Цели. Не «удовлетворение потребностей», как любят повторять на различных тренингах, а «достижение Целей». Можете обвинить меня в игре словами и непонимании сути, но для меня за удовлетворением потребностей стоит стагнация. Даже если вспомнить приснопамятную пирамиду Маслоу – удовлетворение потребностей на одном уровне совершенно Не обязательно ведёт к переходу на более высокий уровень. Может, но не обязано. Другое дело с Целями. Ты её либо достигаешь, либо нет. Либо осуществляешь Движение к Цели, либо отказываешься от него.

Таким образом, Цель, а не потребность, становится фактором Развития организации. Но. Если общество не замечает деятельности предпринимателей, направленной на развитие общества, означает ли это, что предприниматели не ставят перед собой такой Цели? И ориентируются преимущественно всё же на потребности, на «здесь и сейчас»?

Но любая ситуация «здесь и сейчас» может быть соотнесена с Целью организации, руководителя, клиента как способствующая или ограничивающая, препятствующая достижению этих целей. Можно вспомнить и SWOT-анализ, на предмет поиска сильных и слабых сторон, ограничений и возможностей ситуации. В любом случае перед руководителем возникнет вопрос «Что и Как предпринимать?»

Небольшое отступление – хочу ещё раз подчеркнуть, для меня предприниматель это в первую очередь и руководитель. Управленец, организатор, лидер, как угодно назовите, суть одна – это человек, который обладает видением Целей и путей развития своего дела, своей организации, пусть она даже состоит из одного человека – его самого.

На вопрос «Что и Как?» можно отвечать по-разному. Можно обратиться к учебникам и руководствам по менеджменту, маркетингу, антикризисному управлению и прочим. Можно найти там рецепт – как можно правильно поступить в той или иной ситуации. Но. Выбирая известное решение или известную возможность, мы выбираем известный результат. И даже оставляя за скобками такой нюанс, что чужой опыт не обязательно комфортно ляжет на нашу ситуацию, известный результат – это накатанные рельсы. То есть, ограничение возможностей развития. А если сделать ещё один шаг? Если подойти к ответу на вопрос «Что и Как?» творчески?

Творчество – вот чего, как мне кажется, не хватает нашему предпринимательству. Нет, оригинальные идеи бесспорно есть. Но. Согласитесь, одно дело – создать Google или Яндекс и другое дело «заниматься разработкой российского национального поисковика». То есть для меня творчество в предпринимательстве это не только и не столько технология решения проблем, сколько технология обретения возможностей. Это выход за систему функционирования организации. Туда где ещё никто не бывал. Ведь чем отличается то же самое рационализаторское творчество от инновационного? Рационализатор улучшает, оптимизирует то, что уже есть, что уже работает. Инноватор разрабатывает, создаёт и внедряет нечто совершенно новое, позволяющее организации выйти на качественно более высокий уровень функционирования. То есть рационализация позволяет организации удержаться на достигнутом уровне с меньшими затратами, инновации позволяют организации развиваться. Инновации создают возможности для дальнейшего развития системы в целом.

Но тут возникает другой момент. Творчество не в почёте у наших предпринимателей. И даже не потому что любая инновация – это стресс для организации. А в том числе, потому что зачастую вместо креатива они получают креатифф и прожектёрство. Достаточно чётко, на мой взгляд, принципиальные отличия между традиционным творческим и традиционным предпринимательским мышлением сформулировал Сергей Валерьевич Сычёв, один из ведущих российских специалистов по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач):

Отличие 1. Изобретатель ищет идеи. Предприниматель ищет возможности.

Отличие 2. Предприниматель не хочет “потратить меньше денег”. Он хочет узнать, куда направить их побольше и не ошибиться.

Отличие 3. Изобретатель любит совершенствовать систему и верит в то, что, если переложить инженерные методы на социальные и/или бизнес-системы, то эффективность последних вырастет многократно. Предприниматель лишь минимально совершенствует систему или не совершенствует ее вовсе. Если систему надо совершенствовать “больше, чем минимально”, он ее продает или «выбрасывает».

Отличие 4. Предприниматель отличается от Изобретателя тем, что понимает - на конкурентных рынках бОльшая часть себестоимости концентрируется НЕ в производстве продукции, а в продвижении товара на рынок. Глупо потратить усилия на снижение себестоимости изделия даже на 90%, если в цене этого изделия 90% - это затраты на продвижение и только 10% - затраты на производство.

Отличие 5. Предприниматель ищет Потребителя и позиционирование так, чтобы дорогие товары продавались легче и бросает этих Потребителей, когда ситуация меняется. А Изобретатель хочет сделать то же самое дешевле, а если он сам ушел в бизнес, то “борется за Потребителя” и растрачивает ресурсы.

Как мы с вами видим, интересы и цели Изобретателя и Предпринимателя зачастую диаметрально противоположны. Конфликт? Конфликт. Творчество есть необходимое условие для развития бизнеса Предпринимателя и творчество не является необходимым условием для эффективного ведения бизнеса Предпринимателем. И что делать?

«Возможности, выгодность, лёгкость продвижения» - вот ключевые параметры в которых заинтересован Предприниматель. Есть в этом развитие для организации под его чутким руководством? Ещё какие! А для общества, для Клиента, про которого всё время забывают? Конечно! Что далеко ходить – компьютер, с помощью которого написана эта статья и с помощью которого вы сейчас её читаете, что это как не инструмент реализации возможностей, оказывающий мощнейшее влияние на развитие всего общества. Но это ведь и продукт предпринимательской деятельности тех же Джобса и Гейтса. Творческой, инновационной предпринимательской деятельности. То есть предпринимательский скачок дал возможность обществу совершить скачок социальный. Можем ли мы так?

Моё убеждение – можем. Но. Для этого, чтобы мы это смогли, этому – инновационному творчеству необходимо учить. Потому что у нас зачастую творчество сводится к освоению технологии «мозгового штурма», которая в большей части случаев либо реализуется неправильно, либо сводится к технологии «свободных ассоциаций». А где ТРИЗ Альтшуллера, где «латеральное мышление» Де Боно, где, наконец, метафорический подход? Используются ли они в полной мере именно для поиска возможностей создания и развития бизнеса? Знают ли о них наши настоящие и будущие предприниматели и креативщики? Понимают ли, что не только идея стоит денег, но и внедрение этой идеи стоит денег и внедрённая идея должна приносить деньги?

Покойный Святослав Фёдоров в своё время сказал, что для того чтобы к 40 годам реализовать оригинальную идею, придумать её нужно лет в 20. То есть, если мы хотим получить качественный скачок в развитии нашего общества, нынешних студентов необходимо учить инновационному творчеству уже прямо сейчас. И я знаю, по крайней мере, два образовательных учреждения в нашем городе, которые уже начали этим системно заниматься. Это ОмГУПС с курсом «Креативный менеджмент» и ОмГУ им. Достоевского с курсом «Интеллектуальное предпринимательство».

Ещё раз сформулирую – «инновационное творчество». Не прожектёрство и креатифф, а система творческого мышления, направленная на решение организационных и предпринимательских задач с целью выявления возможностей для развития предпринимательской и организационной деятельности за счёт поиска, создания, формирования и внедрения инновационных продуктов.

Артур Кларк описал некий продукт, похожий на нынешний «планшетник», в далёком 1968-м году. Прошло 40 лет. Президент Медведев в году 2011-м заходит со своего iPad'а во всемирную сеть и пишет в twitter. Возможно, и среди наших омских предпринимателей и студентов уже сейчас есть тот, чей инновационный продукт станет именем нарицательным для обозначения новой ступени развития общества и технологий. Общества и технологий осуществимых возможностей.

Просмотров: 3399
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

03.06.2011
Александр
Марк, с вами трудно спорить.Вы ведь сертифицированный психотерапевт. Можно только кивая, пробубнить:А я так думал, все по другому строится . И дед, и прадед без всяких бизнес-технологий работали . Товар был, люди покупали и хвалили.Разрушили все внешние силы. Мне, предпринимателю со стажем, не хватает одного-отсутствия представления меня как Гражданина в обществе и государстве. Зайдите в суд, прокуратуру,налоговую-кто я для них?Объект обложения!
"...Зайдите в суд, прокуратуру,налоговую-кто я для них?Объект обложения!"

Ну а у меня ещё минздрав и лицензионная комиссия и СЭС. И что? Это ведь только часть внешних сил, пусть и ограничивающая-контролирующая. Разве это повод опускать руки? Ведь можно заниматься выживанием, а можно развитием. Можно быть таким же как прадед и дед, а можно их превзойти, РАЗВИВАЯ семейные традиции в новых, ДРУГИХ условиях.

Тот же Стрелец - он тоже объект обложения, но разве это помешало ему стать одним из "брендовых" предпринимателей и способствовать известности всей омской области с его "Пятью озёрами"?

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

797 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1585 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! "Здесь он сразу почувствовал себя на своем месте: вот он, род...

// Герои мирной земли

вова59:

Извините, а какое из перечисленных предприятий принадлежит Омской области?

// Омские товары признаны лучшими в России

яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик