Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
23
октября
вт
Ночь −1
Утро 0
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD65.37 65.57
EUR74.92 75.24
 ПокупкаПродажа

БлогиОбществоСергей Костарев

Градостроительный лохотрон

Главная новость
Стоимость жилья в экологически чистых районах Москвы в два раза выше, чем аналогичного жилья в «грязных» районах. Вполне естественный факт для людей, которые заботятся о своём здоровье и здоровье своих детей. Но в городе Омске ситуация противоположна. Самое «престижное» жильё строится в самых экологически опасных зонах – в центре и вдоль основных магистралей. Почему так происходит? Вопрос, который я задал себе ещё лет пятнадцать назад, когда была проведена оценка экологического состояния и здоровья населения Омска, и до сих пор не могу получить однозначного ответа.
01.06.2011 18:20
Поделиться:

В начале девяностых для придания Омску особого экологического статуса и получения бюджетных денег на развитие потребовалась оценка состояния территории города и здоровья населения. Такая оценка была организована по инициативе администрации Омска и при непосредственном участии действующего в то время Государственного комитета по охране окружающей природной среды по Омской области (Госкомэкологии) и завершена в 1997 году. В процессе подготовки материалов были проведены десятки научно-исследовательских работ, в которых участвовали ведущие организации и специалисты города Омска. Изучалось загрязнение воздуха, почвы, уровень подземных вод, а также здоровье населения города Омска. Здоровье учёными медакадемии исследовалось не столько по статистическим данным, сколько по карточкам первичного учёта, то есть, посчитаны были все случаи экологозависимых болезней и смертности за десять лет, а потом эти случаи привязали к месту жительства. Результаты получились шокирующими.

Первое потрясение – это очень высокий уровень болезней и смертности, связанных с экологией. Был тогда в законе об охране природы такой термин – «экологическое бедствие», так вот, почти вся территория города Омска попадала в эту категорию, причём сразу по нескольким показателям. Строго говоря, город нужно было закрывать, а людей переселять. Именно об этом говорили члены экологической экспертизы в Москве, и спрашивали: А вам это надо? Действительно, в странную ситуацию попала администрация города и области: хотели получить ресурсы для развития, а вышло наоборот– надо было прекращать развитие города. Как результат – статус Омску не был дан и денег на улучшение экологической ситуации тоже не выделено. К слову сказать, это была первая и последняя попытка экологической оценки города-миллионника в России. Эксперты поняли: в крупных российских городах жить нельзя, закрыть вредное производство невозможно, переселить людей не удастся. И в данном «безвыходном» положении решили не проводить больше экологическую оценку территории крупных городов. Закон поменяли и подобные оценки стали невозможны. Правда в кулуарах, некоторые эксперты-экологи продолжали говорить – любой российский миллионник опасен для жизни, да и международный опыт развитых стран уже показал, что жизнь на природе в пригородах значительно комфортнее и дешевле, чем в каменных джунглях. Мы же по-прежнему предпочитаем бетонные коробки.

Второй неожиданный вывод из оценки статуса Омска - самая экологически опасная территория в городе. Традиционно считалось, да и сейчас ещё многие так думают, что самый опасный для здоровья район – городок Нефтяников. Думали и мы так, но нас ждал большой сюрприз: более вредным оказался Центральный район, особенно жилые территории вдоль Красного пути, Северных, 10-летия Октября, в центре города и новое левобережье. Мы не могли понять почему так, и было решено провести дополнительное исследование – посчитать выбросы от автотранспорта на улицах города, что и сделала лаборатория безопасности движения автодора и учёные института математики. И вновь нас ждал сюрприз – высокий уровень заболеваемости сильно коррелировал с количеством транспорта на ближайших магистралях. Стало понятно, особые меры защиты надо применять для жилых домов, расположенных вдоль крупных магистралей. Это и было предложено в качестве рекомендаций для реорганизации дорожного движения и озеленения территории города.

Но революции в градостроительстве не произошло: центральные магистрали расширяются, защитные полосы из деревьев и кустарников вдоль дорог вырубаются, но, по-прежнему, самое привлекательное жильё в центре. Несмотря на то, что исследование здоровья населения города по экологическим показателям в последние годы не проводится и нельзя утверждать, что оно ухудшается, считаю, что вряд ли влияние автотранспорта снижается, даже с учётом улучшения качества бензина, количество автомобилей увеличилось в несколько раз.

Мотивы администрации и застройщиков понятны. Зачем «мудрить» и организовывать новые районы под застройку, строить дороги и проводить коммуникации, если люди готовы платить значительно больше за вредное, но «престижное» жильё. Но не понятны мотивы горожан, которые готовы жертвовать своим здоровьем, стоять в пробках на дорогах и дышать выбросами автотранспорта, ради жизни «в центре».

Просмотров: 4226
Добавить комментарий [Условия размещения]
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик