Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
10
декабря
сб
День -8
Вечер -9
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD61.30 65.00
EUR65.00 68.80
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиНаукаРенат Атаев

Интернеты и образование: патриотическая рапсодия

Главная новость
Я считаю, что элементы естественнонаучного образования в XXI веке необходимы всем взрослым людям. Вообще всем. Чем бы они не занимались. О причинах сего убеждения, о том, что бывает, когда этого образования нет, и главное, как его зачатки получить, не шибко напрягаясь, – читай ниже.
21.05.2011 19:36 9
Поделиться:

Оптимистический экскурс в будущее

Как ты уже, наверное, знаешь, мой вдумчивый читатель, твой покорный – убежденный трансгуманист. О значении науки для «вынужденно техногенной» цивилизации голых обезьян он уже рассказывал в своей недавней заметке. О том, что из себя представляет трансгуманизм ты, в свою очередь, можешь узнать из соответствующей статьи Википедии, а более предметно – из выступления врача-философа Харви Файнберга. Последнее, кстати, содержит ответ на реплику о накоплении вредных мутаций, носителей которых сегодня масштабно спасают медики (там же – моя заметка о науколюбии).

Если коротко, то говоря о трансгуманизме, чаще всего имеют в виду перспективную ветку западной (по преимуществу) материалистической философии. Сторонники H+ полагают, что, вооружившись достижениями науки, человек начнет рано или поздно преобразовывать сам себя. Причем не только ментально-воспитательно, но и физически. Да-да, ты все понял: киборги, импланты и биоинженерия. Тема это дико интересна и имеет шансы надежно вовлечь комьюнити в дискуссию по вопросам биоэтики. Но это не есть главная цель моей заметки. Сегодня мы говорим об образовании.

Об образовании

Сегодня это – единственная вещь, которая может почитаться, я не знаю, как род панацеи для нашей нехорошо кашляющей экономики. И, что еще важнее, – для нашего гражданского самосознания. Ресурсы, которых у Родины дофига, не сделают нас патриотами. Мы вряд ли будем больше гордиться паспортом от мысли, что под нами – половина мировых запасов угля и природного газа.

Более «наукоемкий» путь к самоуважению – память о великих людях, которые родились здесь, и тех, чьи гены мы в себе так или иначе носим. Звучит гораздо лучше (типа, мы великая цивилизация и т.п.), но при сопоставлении глобального культурного вклада исторических русских (или русскоговорящих, ага) с таковым, например, британцев или французов, иллюзия испаряется. Особенно – когда берешь пропорцию от великих умов к общему населению этих стран. А еще сильнее это напрягает родинолюба-евразийца, когда он вспоминает про цивилизационный вклад евреев. Хе-хе.

Патриотический дискомфорт пониже спины достигает пика, когда от великих мужей прошлого переходишь к унылым обстоятельствам настоящего. Впрочем, критиков отечественной современности хватает и без меня. Вернемся к конструктиву – все к тому же образованию.

Способ вернуть себе самоуважение и ничего при этом не потерять, по-моему, у нас один. Учиться. Чем больше тебя унизили, тем лучше ты осознаешь свою отсталость, и тем сильнее в тебе кипит реформаторская энергия. Петровская Россия, гитлеровская/постгитлеровская Германия, оккупированная Япония, современный Китай (осознание вековой отсталости при столкновении с высокоразвитым Западом и бурно растущей Японией мотивируют на отличненько)… Национальное унижение – важный элемент национального же возрождения. Учиться, учиться и еще раз учиться. Это со времен Петра самая верная метода прокачки своего национального «Эго».

Оговоримся. Жить совсем без Эго – это, конечно, очень по-христиански. Но с точки зрения блага Родины и здравого смысла это не есть хорошо. От дефицита самоуважения люди пьют, меняют гражданство, бомжеют или вообще склеивают ласты. Давай исходить из того, что поднимать свою самооценку до определенного предела стратегически очень и очень целесообразно.

В этом смысле у страны большие перспективы: в чем уж точно нас нельзя упрекнуть, так это в дефиците самокритики. Если человек честно признается себе в том, что он неуч, но не удовлетворяется этим состоянием, а что-то делает, чтобы его исправить – он уже на пути к совершенству. Нельзя научить того, кто уверен, что и так все знает (например, от предков), а все вокруг ему по гроб должны. Хотя придурков тоже хватает. Но они, слава Ктулху, погоду не делают. Аминь. Двигаемся дальше.

ЕН vs ГН

Причин, по которым естественнонаучное образование имеет преимущество перед гуманитарным, несколько. Тут и нужды экономики, и дефицитарность критического мышления в массовом сознании, и другие. Я хочу сделать акцент на той, которая мне кажется сегодня наиболее актуальной.

Естественнонаучная подготовка (по крайней мере, некий ее минимум) делает человека менее уязвимым к лженаучным мифам. Она тренирует мозги так, что по выходу из института/университета гражданин лучше видит грань между тем, что бывает и тем, чего не бывает (хотя и хочется). Его труднее убедить, например, что славяне жили одновременно с динозаврами, и даже, вероятно, ездили на них верхом. Он посмеется над людьми, всерьез уверовавшими, что страной правят евреи-инопланетяне. Поржет такой человек над предположением, что первым Атлантику пересекли не викинги (мы все заблуждались), а… Иисус, и что сухая Иисусова кровь хранит живые лейкоциты с половинным набором хромосом. Ему доставит несказанное удовольствие новость, что над Москвой парят «корабли света» , и что животные, будучи ближе к матери-природе, «инстинктивно» избегают алкоголя. Он придет в восторг от факта, что в подвале московского дома живут гномики, а некий ведаман-ведагор Трехлебов их даже видел; что принтер выдает зашифрованные послания инопланетян, и что на древнеегипетском рельефе в Абидосе изображен вертолет; что из психически больного мальчика можно изгнать «компьютерного беса», а в 12-летнюю девочку – вселиться «Бэтмену», которого отчетливо видно на рентгеновском снимке головы. Естественнонаучно, медицински или технически образованному гражданину жить интереснее, чем человеку, такой радости лишенному. Разве не аргумент?

С другой стороны, не только из радостей состоит жизнь человека с ЕН-образование. Он грустит и возмущается, когда видит, как люди убивают себя и других ради симулякров.

Немного о том, что собой представляет нежно любимая научными фриками категория «непредубежденность». Как известно, идеализации, которыми мы оперируем, и мифы, в которые мы верим, с жизнью иногда здорово расходятся. Если для гуманитария такой конфликт (вернее, его зримые последствия) вещь редкая – историки не ставят экспериментов, а философы редко доживают до воплощения своих идей в жизнь – то естественники постоянно действуют в среде, где большинство красивых гипотез не подтверждаются действительностью. Для них фундаментальное расхождение между большинством симпатичных схем в голове и суровой реальностью в эксперименте привычно.

Говоря строго, если бы человек оперировал только тем, что ему интуитивно понятно («духовно близко»), никакой науки просто не было бы. А математическое образование пришлось бы прекращать на операции умножения. Потому что даже тезис «на ноль делить нельзя», никакой опоры в интуиции для себя уже не найдет. С другой стороны, те немногие правила, которые в этом хаосе естественникам удается вычленить, потом – после многократной независимой перепроверки – приобретают статус железобетонных догм. А последующие открытия, как правило, их уже не перечеркивают, а «включают в себя». Ньютоновская механика – частный случай Эйнштейновской картины мира. Ньютон – Эйнштейн на малых скоростях и средних дистанциях. Если обнаруживаются факты, противоречащие догме, – происходит научная революция. Одна парадигма сменяет другую. Все это отработанный механизм, который называется «научный метод». Результаты его эффектны, наглядны и выгодно отличают ЕН от ГН, гарантируя биологам с физиками стабильно высокую самооценку. И даже предоставляя им повод для фаллометрии. Вот типичный пример.

Короче, доступное и массовое естественнонаучное образование стране нужно для того, чтобы не плодились со страшной силой а) научные фрики и б) секты, фундирующие тезисы своих доктрин мифической «запрещенной наукой». Аминь.

О проблемах

Их у нас три:

1. общий упадок образования (особливо высшего);

2. дефицит хорошего научпопа (особливо мультимедийного: документалки, игры, хардкорная научная фантастика) – все, что у нас есть годного, мы сегодня покупаем или крадем;

3. «эхо войны» в виде продолжающейся с 90-х годов моды на вненаучное знание (оккультизм, экстрасенсы, "тарелки" и прочая), религия на этом фоне выглядит чуть ли не как меньшее из зол.

Третье, мне кажется, скоро захлебнется. Люди мало-помалу проникаются здоровым скептическим духом. На смену шизотерической волне в ближайшие годы грядет «ответка» в виде моды на рационализм и всякие технофанатские штучки. Ситуация, хочу надеяться, вернется к той, что имела место в ХIХ в., и позже – в 60-е годы ХХ в. Мне тут видится некий циклический процесс в массовом сознании. Модерн в цивилизации, судя по всему, чередуется с постмодерном волнообразно.

Что до первого пункта – тут тоже теплится надежда. И видится она мне отнюдь не в реформе, проводимой самым популярным в русской истории министром образования. А в быстрых интернетах. Вернее, в их (наконец-то) широкой доступности.

Видеолекции изменят мир

Если говорить коротко (длинно уже не позволят лимиты статьи) то путь к решению первой проблемы лежит исключительно через решение второй. То есть через годную научную популяризацию. Вот тут можно посмотреть отличную лекцию про то, как доступное видео трансформирует лицо образовательных систем. Да-да, я большой фанат проекта TED, если ты еще не понял. О том, как «ты-труба» способствует внедрению инноваций во всех отраслях человеческой деятельности можно посмотреть тут. Соль двух этих выступлений в банальном тезисе: смотреть намного круче и эффективнее, чем читать. Видеолекции, симуляции, образовательные компьютерные игры скоро потеснят традиционные учебники – как школьные так и вузовские. И здесь нет ничего, над чем стоит лить слезы. Это закономерный процесс. Если книжки про теорию эволюции слишком трудны для упоротого младоземельного креациониста, сделай ему доброе дело – дай посмотреть короткое видео. А потом еще одно. Иногда помогает.

Некоторые вузы, например Калифорнийский университет в Беркли, уже осознали эту возможность и выкладывают в открытый доступ некоторые лекции. Так что элементы респектабельного высшего образования сегодня можно получить дистантно – совершенно бесплатно и не вставая с кресла. Когда-нибудь до этого докатится и наша система образования. Может быть. Однако устойчивое мировоззрение, способное защитить мозг от пенетрации его «ловцами человеков», тебе необходимо уже сейчас. Выход покамест вижу один – учи инглиш.

Установка на добро

Самое главное, что тебе нужно уяснить после прочтения этой статьи: ты не соль земли. Ты не ее пуп. Гордиться тебе уже нечем. Миф о «самом лучшем высшем образовании» остался в 90-х. Сегодня, десять лет спустя, над нами смеется весь мир – похлеще чем ты совсем недавно глумился над «тупыми америкосами» вслед за лирическим героем Михаила Задорнова. Вспомни, что история о Викторе Петрике** началась со статьи бостонского журналиста Валерия Лебедева (русскоговорящего американца, ага), в которой тот на примере почтенного исследователя «молекулярных ядер» и «подземного вакуума» зачетно раскрыл тему «эти тупые русские». Сколько еще петриков сегодня работает «на благо Родины» – одному Перуну известно. И шизотерики-поцреоты с научными фриками на этом фоне предстают уже не как безобидное жулье, мечтающее нарубить бабок и свалить где тепло, а как хтоническое зло, которое усугубляет адов треш, творящийся сегодня в ЕН-образовании и экспертизе.

Если ты считаешь себя патриотом, и если тебе не все равно – просто прими как данность, что все плохо. Очень плохо. И рассчитывать, что все само собой как-нибудь наладится, глупо. Дальше будет только хуже. Любое восхождение наверх начинается перво-наперво с избавления себя от иллюзий. Так вот избавься от них. Осознай на секунду всю глубину той образовательной ямы, в которую погружается страна. Ужаснись, черт побери, – ведь есть чему!

И вот, когда отчаяние начнет захлестывать тебя, когда ты поймешь, где собственно находишься, постарайся что-нибудь предпринять. Хоть что-нибудь. Начни с малого. С самого себя: открой пару учебников по биологии. Вбей в закладки браузера образовательные порталы membrana.ru и elementy.ru. Не поленись пройтись по ссылкам в этой заметке. Их много, но подавляющее большинство стоят того – честное атеистическое слово. Ну, и продолжай читать мой бложик на «ОмскПрессе», а как же. И да пребудет с тобой бог Атей.

*Эдьютейнмент (от education «образование» и entertainment «развлечение») – набирающий популярность образовательный тренд. Речь идет о публичных лекциях в непринуждённой обстановке, например за едой (eat-dutainment), и в игровой форме.

** Любимая моя цитата из Петрика. В ней – самая суть всех подобных «открытий» и «инноваций»: «Что я сделал? Генератор, который питается от электросети. Потери совсем небольшие. Он формирует… некую волну… Которая выстраивается вокруг любого нужного объекта, который вы задали… Представьте, лежит длинная леска под асфальтом. Волна самоорганизуется и самоуплотняется вокруг заданного объекта. Стоячая волна. Не пытайтесь ничего понять! Понять — не реально! И как только вы будете привлекать знания, будет осечка, … не будет ничего получаться!» (Из выступления В. И. Петрика на XII Международном экономическом форуме, Санкт-Петербург, 6—8 июня 2008 г.)

Просмотров: 4136
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 9):

23.05.2011
ГОСТь
Учебы мало. Нужно еще уметь применять знания на практике - тут я согласен с предыдущим комментарием. Но научить этому трудно. Тут сама среда должна образовывать человека - если в обычной жизни ему его вузовские знания не востребованы (хотя бы для того, чтобы объяснить что-то ребенку), то без актуализаци лет за 5-7 от них уже ничего не останется. Нужна среда, в которой знать и обсуждать какие-то околонаучные вещи будет модно. Как в 60-е - тогда, говорят, было просто стыдно что-то не знать из естественных наук.
А я бы не делил образование на ЕН и ГН. Образование - оно и есть образование. Могу судить об этом, так как есть и то и другое, да и преподавал технические и гуманитарные дисциплины.
А в остальном - интересные размышления, но, по-моему, нельзя образование сводить к лекциям (даже современно оформленным). Лично мне больше по душе то, что называется service-learning. На русский даже и не переведёшь сразу, но по смыслу - образование через познание окружающего мира и себя в нём. А преподаватель выступает в качестве проводника в жизнь.
>...по-моему, нельзя образование сводить к лекциям (даже современно оформленным). Лично мне больше по душе то, что называется service-learning.

Эдьютейнмент, он на самом деле шире чем лекции. Это наверное некорректное определение я дал, узкое очень. За корректным - по англоязычной ссылке. Там главное сам принцип "Учить развлекая". А что там в реале лекции, семинары, лабораторные, практикумы, обучение за едой... - хоть ролевые игры играй.
Тогда мы об одном и том же говорим.
Только в наших российских реалиях такие методы очень трудно реализуются, и даже не потому, что преподавателей нет, - сама система образования не позволяет развернуться и отталкивает новации. Уж сталкиваюсь с этим лет 6-7.
Широкое распространение быстрого интеренета и вирусного видео - это хорошая альтернатива (ну ладно, пока - хорошее дополнение к) наличной системе образования. За этим будущее.
Откройте ссылку: http://omskpress.ru/l.php?link=http://www.ted.com/talks?lang=rus
За ссылку спасибо, я по ней ещё раньше прошёлся (из текста блога). У меня на этот счёт есть мнение, но в форме короткого поста не изложишь. Здесь нужна очная дискуссия )))
создавайте аккаунт на вконтакте или добавляйтесь в скайп (renat.ataev) - пообщаемся.)
В лиде:
>Чем бы они нЕ занимались.

1. Контент-манагер не ловит мышей - еще вчера ошибку попросил исправить.
2. Афффтар, учи граматназдь. Алсо с запятыми много лажи.

За статью спасибо. Видосы по ссылкам рулят.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

857 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1621 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик