Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
11
декабря
вс
День -9
Вечер -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD62.40  
EUR65.20 67.20
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександр Лейфер

Не окликать, не ворошить?

Главная новость
Недавно, раскрыв выходящую в столице «Общеписательскую литературную газету»( № 1(14) за сей год), я , испытывая всё нарастающее чувство горького удивления, прочитал пространный отчёт, рассказывающий о состоявшемся в Центральном Доме литераторов «очередном торжественном собрании из «сталинского цикла». Оказывается, в Москве проявлена инициатива по « воссозданию» Сталинских премий, намечается проведение ежегодных Сталинских чтений, во время которых будут представляться «новые исследования того непростого (но для многих благодатного) периода». (Так прямо и сказано –«для многих благодатного»-!).
12.04.2011 10:18 14
Поделиться:

Мои столичные коллеги, собравшиеся в зале ЦДЛ ( интересно, в каком – в Большом или в Малом -?), вначале внимали поэту Сергею Соколкину (каюсь – не слыхал о таком– должно быть, в силу своей провинциальности), который « эффектно декламировал поэтические строки, посвящённые «отцу народов». Затем до конца вечера вниманием собравшихся завладел пишущий на исторические темы Арсен Мартиросян ( каюсь – см. в скобках выше), автор « историософичных» пятитомных изысканий под названием «200 мифов о Сталине». Он, например, рассказывал «притихшему залу» о хорошем отношении Иосифа Виссарионовича к… евреям ( наградил во время войны 157 евреев званием Героя Советского Союза ), о том, что он – основатель… современного российского демократизма и парламентаризма, о сталинской коллективизации, которая , оказывается, всего лишь «откорректировала» сложившуюся в стране агроситуацию, об инициаторе реабилитации ошибочно репрессированных – Почётном гражданине СССР и верном соратнике вождя «незабвенном» Л.П.Берия, о …пожалуй, достаточно.

При этом, как пишет газета, автор пятитомника все неприятные вопросы и возражения, звучавшие из зала, « в корне пресекал незыблемым: «Да, есть такое предположение. Но это лишь исторический апокриф – никакими документами не подтверждается. Поэтому и рассматривать его не вижу смысла». Ну, совсем, как у чеховского героя: «Этого не может быть потому , что этого не может быть никогда»…

… Вышеозначенный пятитомник мне пока подержать в руках не довелось. Но вот листаю скромно изданную небольшую книгу, вышедшую недавно , благодаря усилиям омского Центра общественных инициатив – «Помня прошлое, мы обещаем будущему» (редколлегия – З.В.Тикунова, М.А.Сбитнева и А.Жебрун, сайт : www.omskngo.ru). На её обложке – мемориальный камень с надписью «Жертвам сталинских репрессий», установленный в 1992 году в самом центре Омска – в сквере напротив мрачноватого здания, прозванного в народе Серым домом. Книга эта появилась в результате реализации проекта «Репрессии. Права человека. Молодёжное участие». И важнее всего здесь два последних слова – «молодёжное участие».

«Я считаю, что нужно как можно чаще рассказывать молодёжи правду о сталинских репрессиях, чтобы юное поколение знало эту трагическую историю. И не было бы этих несчастных 10% опрошенных студентов, которые либо считают, что понятие «репрессии» жителям СССР не было знакомо, либо вообще ничего не слышали и не знают об этом» - это цитата из сочинения студентки ОмГТУ Анастасии Гуливатенко. Она и десятки её сверстников, изучив тему, расспросив родственников, написали такие сочинения. Часть этих работ собрана в книге, о которой я веду речь, - в главах «Репрессии в истории моей семьи» , «Что я знаю о репрессиях» и «Чтобы этого не повторилось».

« Меня удивляют люди, которые в принципе отрицают существование репрессий в СССР, пишет старшеклассница из Кайзесской средней школы Ирина Баскаль. - В качестве доказательств они приводят тот факт, что с их родственниками ничего не случилось. На мой взгляд, общество того времени, грубо говоря, делилось на три категории - тех, кто сидел, тех, кто их охранял, и тех, кому повезло. И если тебя что-то не коснулось, это отнюдь не значит, что это не существует. Я, допустим, никогда не видела северного сияния, но в природе же оно есть».

Помните высказывание из московской газеты, которое я приводил в начале этого поста – о том, что сталинский период нашей истории был «для многих благодатным»? Примерно об этом же пишет студентка Линара Айтпаева: « Можно ли забыть те кровавые годы ?- спрашивает она. - Некоторые говорят, что не только можно, но и нужно забыть! Возможно, среди авторов такой точки зрения есть те, предки которых под руководством тов. Сталина и проводили эти массовые нечеловеческие репрессии? Но их всё же меньшинство, а большинство должно помнить всех тех, кто страдал в те годы, кто погиб в сталинских тюрьмах, лагерях, на лесоповалах – на так называемых стройках первых пятилеток. Помнить, чтобы не допустить вновь того ужаса , который охватил наше Отечество в те страшные годы!»

А вот отрывок из сочинения студентки Ирины Михальчишиной: «Ох, и болючий этот тридцать седьмой…» - так ответила на мой вопрос, что она знает о тех тяжёлых временах нашего народа , моя бабушка. То, что она рассказала, потрясло меня, взбудоражило. Оказывается, я вообще так мало знаю о своих корнях, о своей истории».

Некоторые из работ студентов и старшеклассников носят черты самых настоящих научных исследований. Например, сочинение уже упоминавшейся Линары Айтпаевой. «Север Омского Прииртышья, Тарский район, пишет она, - это родина моих предков, многие из которых живут в тех прекрасных краях до сих пор. Но, к сожалению, многие молодые люди не знают, что север Омской области был в годы сталинских репрессий жутким местом , где пострадали сотни, тысячи, десятки тысяч наших соотечественников. Тарский район – это то самое место, где в годы репрессий располагалась печально знаменитая Кулайская комендатура». И далее в работе Линары приводятся конкретные данные о деятельности Тарского отделения НКВД, о местах массовых захоронений расстрелянных, даже составлена жуткая таблица «наиболее «расстрельных» дней для Тары».

Чувствуется, что перед тем, как сесть за написание своей коллективной работы, студенты Омского аграрного университета Е. Беглякова, Е. Конищева и А. Левей читали соответствующую литературу, в частности, - одиннадцатитомную омскую Книгу памяти «Забвению не подлежит». «Посмотрите, - пишут они, - на развёрнутой обложке – карта Советского Союза, она вся испещрена точками, где были построены лагеря для «врагов народа». Миллионы граждан десятилетиями отбывали своё «наказание» , и большая часть их, конечно , погибла. В 30-е годы пострадала каждая вторая семья». В этом же сочинении есть рассказ об одной из конкретных таких «точек»: «Тема сталинских репрессий актуальна для села Сосновка и близлежащих сёл, которых уже нет на карте области. «Сосновка и Восток стоят на костях спецов», - это выражение бывших спецпереселенцев очень красноречиво отражает историю села, которое возникло на высоком яру в 30-е годы ХХ века в результате ссылки «кулаков» Алтайского края, Новосибирской и Омской областей. После этого Сосновка прошла ещё три волны репрессий: 1937-1938 гг. – «враги народа»; предвоенные и военные годы – ссылка немцев и жителей Прибалтики; послевоенная волна – прибалты, украинцы, народы Кавказа».

Нет, не все нынешние молодые люди, думается мне, механически машут разноцветными транспарантами на различных поддерживающих ( или протестующих – какая разница?) митингах, организованных взрослыми дядями и тётями из тех или иных политических партий и движений. Далеко не все! К счастью, значительная часть наших детей пытается самостоятельно разобраться в «непредсказуемом прошлом» России – для того, чтобы никогда не повторились его чёрные моменты. « Я хочу жить в свободной стране и не бояться за своё будущее», - пишет по этому поводу Максим Маркус из Большегривской школы. «Чтобы ничего подобного на земле никогда не повторилось , нужно как можно чаще рассказывать молодёжи всю правду о сталинских репрессиях, чтобы юное поколение знало эту трагическую историю» ( Елена Чебакова из ОмГТУ). «Делегируя определённую власть государству, общество не должно быть подвержено риску, связанному с тем, что эта власть может стать тоталитарной. В противном случае бесправие человека в сочетании с полноправием государства и отсутствием механизмов, способных остановить подобную ситуацию, будут повторяться…» (Александр Жидченко из ОмГУ).

Замечательные ребята! Именно они не дадут многочисленным «историософам» реабилитировать сталинизм.

В конце книги «Помня прошлое, мы обещаем будущему», которую мы с вами сейчас листаем, помещён цикл стихов известной омской поэтессы Татьяны Четвериковой; в течение многих лет она параллельно со своей поэтической работой трудится в редакции уже упоминавшегося многотомного издания «Забвению не подлежит». Называется этот цикл «На Кулае», строками из него мне и хочется завершить сегодняшний непростой разговор:

Конечно, лучше просто жить,
Не окликать, не ворошить,
Но средь болот, скорбя,
Когда от боли – не вздохнуть,
На память, как на крестный путь,
Сам обречёшь себя.

Просмотров: 2545
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 14):

"...если бы я, к примеру, возглавляла крупную компанию...", - пишет Анна и, кажется, не чувствует самой распространенной ловушки, всегда расставляемой управленцами для наемных работников. Общество - не компания (завод, офис), в нем над гражданами нет (не должно быть) начальников (десятников, бригадиров, начальников отделов и цехов). Сталин формально был начальником в своей партии и для своего аппарата. И только! Но руководил (кнутом и пряником) каждым из сограждан - как наемным работником. Тут не нужно долго разбираться: это та самая ошибка, которая опаснее преступления.
"...Общество - не компания (завод, офис), в нем над гражданами нет (не должно быть) начальников (десятников, бригадиров, начальников отделов и цехов)."

В любом коллективе есть Лидер. В любом. Даже если вы думаете, что его нет. Как вы его назовёте - Вождь, Бригадир, Отец всех народов, Самый Человечный Человек,Самый Анархичный Анархист - не столь важно.
14.04.2011
Яков
Да... "...Но как тут быть, когда внутри нас не умер Сталин?" - Борис Чичибабин. А А.К. посоветую почитать "Ледокол" Суворова.
13.04.2011
александр лейфер
Несколько откликов я получил на свой личный э/адрес.Вот один из них - совершенно жуткий, если вдуматься, он поступил от моей давней хорошей знакомой - милой и обаятельной женщины А.И.
" Что же касается статьи о Сталине, -пишет она, - вынуждена Вас огорчить.Я очень хорошо отношусь к Иосифу Виссарионовичу, несмотря на то, что моя мама и дедушка пострадали от сталинских репрессий.Мы с братом и родственниками - за Сталина!И нас не переубедить."
Да знаю я, что не переубедить, дорогая А.И.,знаю...И пытаться не стану.
И огорчился я совсем не от того, что Вы со мной не согласны...Просто в который уж раз с горечью подумал:что же это за страна такая у нас, что за общество, где любовь к давным -давно умершему диктатору сильнее любви к родной матери?
А.Л.
"...что же это за страна такая у нас, что за общество, где любовь к давным -давно умершему диктатору сильнее любви к родной матери?"

Я конечно прошу прощения, но мне кажется вы несколько смешиваете понятия. Диктатура и предполагает, что "тираном" восхищаются и любят больше родной матери. Потому что мать заботится о себе да о тебе, а он, "отец народов" заботится о "счастье народном"! А репрессии - это "перегибы на местах", угу. Вы обратите внимание на разделение "Иосифа Виссарионовича" и "сталинских репрессий" в письме. Так же эти понятия разделяются в головах у других граждан - "репрессий не хотим, но Сталина любим".
"...К адептам "железной руки" нельзя идти с логически обоснованными аргументами - все они разобъются об их иррациональное вожделение Вождя."

Нет здесь ничего иррационального. Когда люди находятся в состоянии глубокого стресса, когда непонятно - что происходит?!, куда бежать?! - тогда возникает потребность в жёстком, директивном управлении. Потребность в человеке, который скажет - всем копать! или "бежать ТУДА!" И большая часть с облегчением побежит. Принципы менеджмента в условиях стресса и неопределённости )) Когда всё рушится и взрывается, ждут не просьб, не разъяснений - ждут ПРИКАЗОВ.
Можно сколько угодно заклинать о "проклятом сталинском наследии", "безответственности поколения офисных рабов", или как любит писать Сергей Мельников, призывать "всех срочно взрослеть" - факт остаётся фактом - ностальгия по "сильной руке" это свидетельство непонимания текущей ситуации и неуважения к руководству существующему. Простите, но когда над президентом великой страны только что не ржут в голос, а министерство культуры присуждает ГОСУДАРСТВЕННУЮ премию за "инсталяцию" "Х... против ФСБ", в ностальгии по "отцу народов", который бы этого "не допустил!" нет ничего удивительного и иррационального.
> "когда над президентом великой страны только что не ржут в голос, а министерство культуры присуждает ГОСУДАРСТВЕННУЮ премию за "инсталяцию" "Х... против ФСБ", в ностальгии по "отцу народов", который бы этого "не допустил!"

А как же США, где в период президентства Буша вышел сборник "бушизмов"? Там от насмешек над президентом не случается "вожделения"... эээ... не могу подобрать в истории США аналогов Сталину (его современник Рузевельт построил великую страну без заградотрядов, НКВД и ГУЛАГа).
Насчет арт-группы "Война" (оставим в стороне, что я лично считаю их бесталанными профанаторами) - так и "либеральный" последователь Сталина Хрущёв авангардистов "не жаловал" )))
Почему любовь именно к Сталину?
"...А как же США..."

)) А действительно, как же? Как же так, что США создано "руками" авантюристов? Как же так, что США изначально и последовательно позиционируют себя как государство отстаивающее свои интересы в любой точке земного шарика в интересах безопасности своих граждан? Как же так, что в США с треском проваливаются все попытки запретить гражданам право на огнестрел? Как же, емнип, первое место в мире по количеству заключённых? Как же "мирные бомбардировки"? Как ты думаешь, Саша, какая разница между насмешками над самоуверенным недотёпой и прекраснодушным умником?

Рузвельт, Черчиль, Сталин - все они люди с железными частями тела. Инструменты, которыми они пользовались разные. Я обращаю внимание на "силу личности" имевшей смелость в трудное время так или иначе взять на себя ответственность и сказать "будет так!"

Есть такая поговорка в народе "Бьёт - значит любит". Сила, жёсткость, жестокость - наиболее примитивный и поэтому всем понятный инструмент проявления власти. Страх - инструмент её удержания. Но человек ко всему привыкает, в том числе и к страху, а память о силе остаётся. "Стокгольмсккий синдром", типа.
"ностальгия по "сильной руке" это свидетельство..." - это свидетельство СЛАБОСТИ, Марк. Если ты - сильный духом и можешь сам отвечать за себя, тебе не нужна "сильная рука" - сам, как говорится, не слаб.

"министерство культуры присуждает ГОСУДАРСТВЕННУЮ премию за "инсталяцию" "Х... против ФСБ"" - это, действительно, реальный идиотизм. Я просто в экстазе от нашего минкультуры!

По поводу иррациональности. Я повторюсь, но все же, для сильных и самостоятельных людей ждать "сильную руку" - ИРРАЦИОНАЛЬНО. Потому - ВСЕМ ВЗРОСЛЕТЬ!!! :)
"...Если ты - сильный духом и можешь сам отвечать за себя, тебе не нужна "сильная рука" - сам, как говорится, не слаб."

Сергей, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся )) Вот ты вышел на площадь и сказал толпе "Людииии, повзрослейте, наконец!!! ВСЕ! СРАЗУ! САМИ! Начните с себя и повзрослейте! ВСЕМ ВЗРОСЛЕТЬ, Я СКАЗАЛ!!!" И тут после тебя выходит другой перец и говорит "ЛЮДИИИ!!! Я ЗНАЮ ИЗ-ЗА КОГО ВСЕ ВАШИ БЕДЫ! Я ЗНАЮ, КТО МЕШАЕТ ВАМ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМИ!!! Мочиииии!!!" Как думаешь, за кем ломанутся?

"...для сильных и самостоятельных людей ждать "сильную руку" - ИРРАЦИОНАЛЬНО"
КонеЧно )) Так они и не ждут )) Они этой рукой указывают "где копать". Помнишь классику: "люди делятся на два типа - те, у кого револьвер, и - кто копает. Так вот, ты - копаешь"

Не может общество состоять сплошь из альфа-самцов, Сергей, не может ))
Слушай, Марк, ты прав. А я, в свою очередь, всегда знал, что я - идеалист. Конечно, не будет такого, что все станут альфа-самцами и "будет всем щастье".
Но, ты же понимаешь - "под лежачий камень вода не течет"? И если на "площадях" орать только вторую речевку ("Я ЗНАЮ ИЗ-ЗА КОГО ВСЕ ВАШИ БЕДЫ!"), то большинство так и останется тем, кем были. При первом варианте ("Начните с себя и повзрослейте!") результаты будут не сразу, но потихоньку кто-то да начнет задумываться и менять себя, а не ждать "сильную руку".
Идеал никогда нельзя достигнуть, но стремиться к нему надо, а то вообще ничего не достигнешь, не так ли, Марк?
"...результаты будут не сразу, но потихоньку кто-то да начнет задумываться и менять себя, а не ждать "сильную руку".

А зачем думаешь Моисей 40 лет водил евреев по пустыне? ))
Люди меняются, мир меняется, не сразу, постепенно - вот и хорошо. Каждый по мере сил способствует?-вот и славно.
"Есть в желании "железной руки" какое-то неверие в свои силы, неготовность брать на себя ответственность."

Очень важное замечание написал Саша Жиров! Действительно, "рабы всегда хотят хозяина". Легче ностальгировать по "железной руке", чем самим научиться отвечать за свои дела и поступки, научиться не бояться брать на себя эту ответственность и научиться по-настоящему что-то делать для себя, а не ждать, когда за тебя это сделают.
Нашему обществу необходимо скорее отказаться от инфантильных настроений и людям стать, наконец, самостоятельными - тогда и "хозяин" не нужен будет. Самостоятельным, уверенным в себе и своих возможностях людям, нужен паритет в обществе (читай - демократия), а не тоталитарный "хозяин". Надо всем срочно взрослеть и, прежде всего, мужчинам - мужать, а то половина если не алкоголики/наркоманы, то - женоподобные нытики или того хуже - педерасты.

Александр (Лейфер)! Спасибо Вам, что поднимаете такие важные темы. Действительно, люди должны понимать, что та галопирующая индустриализация, проведенная Сталиным, и другие достижения того периода, конечно, дали свои результаты в краткосрочной перспективе (50-70 лет), но в долгосрочной (даже страшно прикидывать, насколько эта перспектива еще затянется) политика Сталина попродила общество инфантильных и неуверенных в себе рабов, не способных самостоятельно строить свое общество и падких на чужую культуру (забыв о своей).
12.04.2011
Евгения skadi Лифантьева
Хорошее дело! История тем и важна, что можно без эмоций учесть все варианты, не оставаясь в плену того или иного мифа.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

955 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1658 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик