Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
23
мая
вт
Утро +9
День +11
Бензин в Омске
АИ-9234.25АИ-9538.05
АИ-9840.00ДТ35.60
USD56.45 56.69
EUR63.41 63.69
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександр Тихонов

Несчастливый храм

Главная новость
Этот материал был написан летом 2016 года, когда ремонтно-реставрационные работы на Спасском кафедральном соборе шли полным ходом.
14.02.2017 19:45
Поделиться:

Вместо предисловия 

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города. Материал опубликовали в газете «Омское время» (Омск) и в журнале «Наша молодёжь» (Москва).

Думаете, что-то изменилось?..

В декабре 2016 года был объявлен список финалистов Всероссийской литературной премии «В поисках правды и справедливости», в жюри которого традиционно входят представители Московского государственного университета, Литинститута, крупнейших литературных журналов страны. В номинации «Молодая публицистика России» – подборка моей публицистики, в числе которой «Несчастливый храм».

Думаете, что-то изменилось?..

Истину затёрли между бюрократическими «правдами» и благополучно замяли дело. Краеведов при этом поспешили приписать к противникам церкви, меня и других авторов статей о реставрации упрекнули в развязывании травли на определённых участников этой истории. Словом, ужик извернулся и уполз. Оставляю эту статью здесь как эхо здравого смысла.

Фото 29.12.2016 г. 

НЕСЧАСТЛИВЫЙ ХРАМ 

Май-июнь 2016 г. 

Оказывается, есть архитектурные памятники со счастливой судьбой, а есть несчастливые. Таким признанием огорошил краеведов и общественников представитель организации, занимающейся реставрационными работами в Спасском кафедральном соборе города Тары.  Храму в данном случае, если верить знатоку счастливых и несчастливых зданий, повезло. Повезло, что в 2015 г. более сотни миллионов рублей было выделено на его реставрацию и на строительных лесах, обступивших храм, появился гигантский баннер, извещающий, что реставрация храма – партийный проект.

Тогда, больше года назад, жители Тары восприняли новость о реставрации с воодушевлением. Спасский собор - старейшее в Омской области каменное здание и единственный храм в стиле сибирского барокко с оригинальными элементами в декоре - нуждался в реставрации. А тут правящая партия расщедрилась. Хотелось верить, что судьба храма для них – дело чести.

Обрадовало жителей и то, что контролировать процесс реставрации взялось Министерство культуры Омской области. Всё это вселяло надежду, что памятник архитектуры федерального значения, фактически символ Тары, вскоре предстанет обновлённым.

Потому никто не забил тревогу, когда храм скрыло от любопытных глаз специальное полотнище и под ним начали стучать, свистеть и храпеть инструменты реставраторов. 

Храм в надёжных руках,

– убеждали себя тарчане,

ведь не может такого быть, чтобы столь ценный памятник архитектуры и культуры доверили неподготовленным людям.

Когда разобрали восьмерик над храмовой частью и убрали купол, начали закрадываться сомнения. Всё чаще краеведы приходили к храму, фотографировали происходящее, но баннер со словами «партийный проект» и другой, с перечнем контролирующих организаций, успокаивали.

Когда, наконец, покровы спали и люди увидели новодел – выложенную сызнова вместо снесённой под корень башенку, стало понятно – стряслось неладное. Опасения подтвердились после того, как  водрузили новый купол, своими пропорциями значительно отличающийся от прежнего. К тому же и башенка с обоими восьмериками оказалась далека от первоначального вида. 

 

Тогда общественная организация «Историко-краеведческий центр «Тарский уезд» забила тревогу. Краеведами были собраны фотографии различных лет, подготовлен доклад о храме и на заседании общественной организации, куда были приглашены представитель организации, осуществляющей реставрационные работы и епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, продемонстрировали явное несоответствие нынешнего облика храма и оригинала.

Тут-то нам и сообщили, что, дескать, есть счастливые объекты, а есть несчастливые. Вдобавок пояснили – да, пропорции нарушены. Да, поставлен грубый новодел. Но это не мы, а те, кто был до нас. Они оказались некомпетентными, сделали всё абы как, не освоили сорок миллионов, которые храм в итоге потерял, и были отправлены куда подальше. А на их место пришли те, кто вынужден расхлёбывать.

Кто был до вас? Как с ними связаться? Почему вы приняли объект в таком виде? Знаток несчастливых зданий юлил, но внятного ответа так и не дал. Следы предыдущих реставраторов потерялись, а искать своих предшественников нынешним специалистам «не интересно».

В ответ на возмущение общественности было предложено немного поднять «юбку» крыши над нижним восьмериком, так, что визуально будет очень похоже. Возвращать храму первоначальный вид, разумеется, никто не согласился.

Представьте такую аналогию: много лет в центре вашего города стоял памятник ветерану, отстоявшему наш мир, и вы каждый день, проходя мимо, невольно замирали в благоговейном трепете. Не каменное изваяние видели, а образ героя. Так вот, «добрые люди» начали восстанавливать основание памятника и увидели, что у него разрушается голова. И тогда решили эту голову снести, а вместо неё приделать новую. Бесплатно, потому что так надо. «Ах, какие добрые люди!» - сказали вы, не подозревая, чем обернётся их доброта. В итоге новая голова получилась непропорциональная и лицом дед стал похож на соседа, мигранта из Средней Азии. «И это хорошо, - принялись убеждать пассивные горожане, - радуйтесь, что хоть так сделали». Бесплатно же, в  смету эти расходы не входили.  «Надо всё исправить!» - негодующе потребовали вы. «Извините, - ответили «добрые люди», - не можем. Но мы немного подточим ему скулы, и визуально будет вылитый дед-ветеран. Все старики ведь похожи друг на друга, не правда ли?».

Неправда! Хотя, если кому-то привычней радоваться, что всё у нас «хоть так»… что уж тут, радуйтесь. У нас будет «хоть так» медицина, «хоть так» дороги. Трудиться все будут «хоть так», потому что никто не укажет на промахи, радуясь, что «хоть так» всё, а не хуже. Счастье-то какое: у нас так же нелепо, как и везде! Надеюсь, иронию в моих словах уловили, а то мало ли… Некоторые прочтут и согласятся: «Да, хорошо, что как везде. Хоть так…».

По мере упорствования общественников стали выясняться подробности происходящего на объекте.  Перед началом работ по реставрации храма не были проведены полноценные археологические изыскания, выполнены лишь четыре разведочных шурфа, ближайший из которых находился на расстоянии около 10 метров от вновь строящейся лестницы. После очередного посещения объекта заведующий сектором археологии Омского филиала ИАЭТ СО РАН Сергей Филиппович Татауров направил министру культуры Омской области сообщение следующего содержания: «Во время посещения г. Тары 12 апреля 2016 г. мною было зафиксировано разрушение культурного слоя исторического центра города у памятника федерального значения - Спасской церкви. Слева от входа в храм был вырыт котлован и траншея общей площадью около 100 кв. м. на глубину 1,5 м. В результате был разрушен культурный слой и уничтожены деревянные конструкции Спасского мужского монастыря XVII в. В 2015 г. филиал принимал участие в обследовании территории, прилегающей к Спасской церкви, по результатам которого было установлено, что этот участок относится к указанному храму и имеет культурный слой до двух метров с большим содержанием керамики XVII- XVIII веков, органики и других находок. Все это указано в заключении. Котлован не прорезал полностью культурный слой, поэтому необходимо доисследовать дно котлована и его стенки. Также необходимо провести раскопки на месте установления памятного знака с правой стороны церкви, так как он по проекту будет находиться на месте прихрамового кладбища. В ходе работ 2015 г. было установлено, что на указанном участке могилы находятся на глубине 1,5-1,7 м. и располагаются по всей площади проекта».

Письмо археолога осталось без ответа, а на месте котлована в кратчайшие сроки залили фундамент будущей лестницы. А значит, вопрос краеведов, чем обоснован вывод реставраторов и проектировщиков о ранее существовавшей, но не зафиксированной в исторических документах наружной лестнице, также остаётся без ответа. Была ли лестница прежде? Никто уже не разберётся, когда сохнет фундамент новой лестницы. 

 

Вопросов всё больше. Например, непонятным для краеведов остаётся, на каком основании сделаны выводы о том, что ранее существовали балконы на уровне второго этажа, а не ограждения проёмов открывающихся окон, возможно, предназначавшихся для того, чтобы в праздничные дни снаружи храма было слышно богослужение. Аргумент краеведов: вновь сооруженные балконы никак не соответствуют своим видом барочному стилю здания, висят тяжелыми гирями. Ответ: всё сделано по проекту. Сотрудники регионального Министерства культуры пошли дальше, и в официальном ответе на обращение жителя Тары А.А. Аскаленко по поводу искажения исторического облика храма указали, что «в соответствии с согласованной проектной документацией собору возвращают исторический облик».

Кипит работа и на вновь построенной башенке. Задача реставраторов  представляется вполне понятной – в кратчайшие сроки заштукатурить восьмерик и привести в более-менее приличный вид, чтобы на все вопросы о несоответствии оригиналу пожимать плечами, убеждая, что только дураки будут ратовать за разбор столь удачного и теперь уже дорогого сооружения. Чиновники с подобным положением дел наверняка согласятся. Но под слоем штукатурки останется «визуально похожий» и всё же разительно отличающийся от оригинала новодел, а значит, в результате реставрации по факту будет нанесён урон храму. «Это ведь работы не по проекту!» - могут возразить мне любители считать деньги и верить в благородство власть придержащих. Но вот в чём штука – у краеведов имеются фотокопии страниц проекта, согласно которому башенка должна быть демонтирована. И подписан этот проект в июле 2015 г., то есть раньше, чем официально было объявлено о ветхости и необходимости демонтажа восьмериков.

Члены общественной организации «Историко-краеведческий центр «Тарский уезд» писали о происходящем в федеральное Министерство культуры и на имя Президента Российской Федерации, но итог всему был один – вопрос перекладывали на региональное министерство, которое организовало выезд на объект.  Итоговая резолюция проведённого у стен храма совещания иначе как отписка расцениваться не может.

Общественники в письмах, направляемых в инстанции, и непосредственно в  ходе совещания задавали вопрос, почему искажен исторический облик храма, на основании чего и, главное, кто несёт за это ответственность? Ответ поражает своей отстранённостью: «представителям производственной организации ООО «Реставратор» обеспечить взаимодействие с жителями г. Тары по всем возникающим в ходе проведения ремонтно-строительных работ на соборе вопросам». Это при том, что в большинстве вопросов, которых с каждым днём возникает всё больше, представители вышеуказанной организации не компетентны, поскольку осуществляют непосредственные работы на объекте. Кто ответит на вопросы к контролирующ им органам, министерству? Видимо, никто.

Читаю стихотворение поэтессы Нины Ягодинцевой:

…Всеми главами точёными / Над быльём и вороньём - / Только лики стали чёрными / В гневе горестном своём….

Это про храм. Может, про тарский, может, про другой – такой же счастливый… 

Вместо послесловия 

В конце лета Спасский кафедральный собор Тары перестал быть графическим символом местной районной газеты. Если прежде рядом с названием еженедельного издания можно было увидеть знакомый силуэт храма, то типовой, посиневший вариант оформления остался без оного. 

 

Кто первый пошутит, что «новодел» шрифта

не соответствует оригиналу? 

Совпадение, конечно, не более того. Как и тот факт, что на обложке рождественского выпуска газеты вызвавшая столько споров лестница скрыта от глаз читателей заснеженной веткой. 

 

А ребята-строители молодцы. Многие из них уроженцы Тары и потому за работу принимались с рвением и желанием помочь, ведь реставрировали символ их родного города! Жаль, проектировщики – не тарчане. Для них храм стал лишь очередным подобным памятником, для нас же он – единственный.

Просмотров: 2208
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Знакомство с автором: ВИКТОР ВЛАСОВ

Раньше ценился талант, а теперь, простите, без регалий никуда. 

0 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Родители умершей недавно Ани передали дорогостоящее оборудование другому больному ребенку

Спустя несколько дней после смерти дочери родители приняли решение передать циклер и расходные материалы к нему для другого больного ребенка.

1416 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Иван:

как сказала старушка из одного такого поселения: лучше бы сынки свет сделали. Да...

// В 50 малых сел Омской области доставят Интернет

Гость:

Ну по ходу только вокруг администрации и намывают. Больше нигде.

// С четырех часов утра дорожники выходят мыть омские улицы

Димон:

Все-таки как технично действует Омскгоргаз. Сейчас еще 2 месяца потянут, а потом...

// Расследование по факту загрязнения омского воздуха затягивается

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик