Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
7
декабря
ср
Утро -9
День -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.72  
EUR68.30 68.59
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександр Тихонов

Синдром неуча

Главная новость
«Хоть бы что-нибудь еще... Все не так, как надо!» Владимир Высоцкий
12.10.2016 19:22 2
Поделиться:

Когда я прочёл в сети Интернет несколько выдержек из радио-выступления известного ведущего Владимира Соловьёва, воспринял их как нелепую журналистскую утку. Решил, что поизгалялись коллеги над известным человеком, приписали ему всевозможные грубости в адрес учителей. А уже через пару дней я слушал запись эфира - сладкие речи с элементами игры голосом и недоумевал, что это вообще было: откровенное высказывание на наболевшую тему или выполнение задания.

Со стороны ситуация выглядит своеобразно: сначала премьер-министр Дмитрий Медведев на форуме «Территория смыслов» пространно ответил на вопрос дагестанского педагога о низких зарплатах, рассказав, как ему самому было тяжко, а потом огорошил людей, сообщив, что современный, энергичный педагог найдёт как заработать. 

Изображение из сети Интернет

Послание понятно: на кой чёрт идти в педагогику, если сам знаешь, что там с зарплатами проблема? Не хватает денег – дуй в бизнес, а если хочешь учить детей, смирись с ущербностью профессии и не стенай.  

А ведь раньше высказывания властей на эту тему звучали аккуратно и реакция народа была как в песне группы Несчастный случай:

Я понял - это намек, я все ловлю налету. Но непонятно, что конкретно ты имела в виду.

Теперь же всё предельно понятно – учителям указали на их место. Общественность возмутилась, что за нашим народом не замечалось давно.

И тут на медиа-сцене появился сияющий как начищенная бляха Соловьёв, как будто хозяин сказал:

А ну-ка, объясни им, что я имел в виду.

Тоном мультяшного плюшевого зайца Соловьёв изображает непонимание, чего это народ зашумел после выступления Медведева. Или не изображает, а вправду не может понять? Он спрашивает радиослушателей, неужто, речи Медведева так прозвучали, будто учителя не нужны. И тут же спешит заявить строго по Высоцкому:

Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!.

Заведомо выигрышная позиция - кидать в эфир вопросы, на которые никто не ответит (смс в качестве ответа я не рассматриваю). Показательна реакция на эмоциональное послание некоего Байдуганова, когда Соловьёв вывернул реплику радиослушателя и задал вопрос, мол, учитель ответственен за всё на селе: за разруху и пьянку? А не хотите ли за это ответить? За что он предложил ответить слушателю? За свои же попытки придать сообщению Байдуганова смысл, которого там не было?

Если ты говоришь,

- удивляется Соловьёв,

Что работаешь на десять тысяч рублей, как ты на них выживаешь?

Дальше следует составной вопрос, в рамках которого журналист успевает едко поинтересоваться, почему в школу идёт работать здоровый мужик, зная, что зарплата мала, а также спрашивает, занимается ли он репетиторством или только возмущается, что платят мало. Следуя логике Соловьёва, все здоровые мужики должны работать в других сферах, а в педагогику – женщин и больных. Из моей студенческой группы, где училось десять парней-студентов и три девушки, несколько мужиков сейчас работают учителями истории. Отучились, отслужили и пошли в школу. Это хорошие педагоги, которые любят детей и учат их, порой становясь не просто учителями, но наставниками во многих житейских делах. Им не стоило идти в школу? Вторая часть вопроса даёт нам понять, что учитель не должен жаловаться на низкую зарплату и призывать поднять престиж профессии  (толку от этого никакого) а должен искать тут и там подработку, бегать как савраска за копейкой. Почему? Судьба у него такая - выживать, раз выбрал эту профессию. 

В моём школьном детстве учителей уважали. В безденежные девяностые они помогали нам стать людьми.

Не коробит от такой дикости? Это учитель, человек, от которого зависит моральный облик молодого поколения, должен искать пути. А государство ему, находящемуся на переднем крае образовательно-воспитательного фронта что-нибудь должно? Нет! И у Соловьёва есть для этого прекрасное объяснение в том же духе, что и предыдущие. Дескать, учителя у нас не отвечают за качество образования, дети невоспитанные. Зачем государству такие неэффективные кадры поддерживать? Меня упрекнут, что неверно интерпретирую слова Соловьёва. Куда вернее, чем он слова некоего Байдуганова.

Идём дальше: мы уже поняли, что учителя виновны во всём. Сами виноваты в том, что выбрали эту профессию, виноваты в невоспитанности детей, виноваты в проблемах общества, виноваты в том, что власть им не помогает. А знаете, в чём ещё виноваты учителя? В том, что не смогли когда-то вложить в сознание мальчика Вовы простую истину: педагог – тот, кто учит и эту профессию нужно уважать, поддерживать, холить и лелеять, иначе останутся в почете лишь высокооплачиваемые знатоки чужой жизни.

Трепет перед «великими бизнесменами» у нас прививается с детства. А уж скольких филологов мы не досчитались, которые могли сказать, что нужно писать не «сколько», а «скольких»…

Кстати, об этом. Есть у меня знакомый, кандидат наук, который любит рассуждать на тему реформы системы образования. Но делает он это с доброй иронии к себе, мол, не соображаю в этом, а лезу рассуждать. А когда наглость и запредельное самомнение сходятся, получаются выступления вроде того, о котором идёт речь.

Реформировать надо всю систему образования. Неужели, вы не понимаете?

– говорит Соловьёв и в голосе сквозит отчаянье, словно он, один из немногих, понимает, как поступать, а глупые людишки у радиоприёмников не понимают.

На деле он лишь повторяет общеизвестную истину: «реформировать надо всю систему образования». Надо, кто же спорит. Но подано это с таким драматизмом, словно все вокруг глухие, а гражданин Соловьёв уже устал кричать. И ладно бы это твердил человек, компетентный в вопросах образования. Нет же, о том, почему учителя плохо живут, и что надо делать с системой образования, мы слышим от теле-радиоведущего. Он хотя бы знает, как обстоят дела в региональных вузах? А в сельских школах? Я знаю в общих чертах и этих «общих черт» мне вполне достаточно, чтобы понять, как далеки речи Соловьёва от реальности. Будь его выступление литературным произведением, автора уже упрекнули бы в том, что он собрал в тексте все возможные клише, надавил на каждую мозоль, напустил тумана, сделал видимость того, что вот сейчас ухватится за важную тему. И цапнул воздух. 

О селе, думаю, стоит поговорить отдельно. Сельские школы – это не просто больная мозоль системы образования, но и одна из главных надежд села. По сути, культура в деревнях сейчас держится на библиотекарях и учителях. Тот самый Байдуганов, назвавший говоруна моральным уродом, может и погорячился, но был прав в другом: на селе учитель – луч света в тёмном царстве. В ситуации, когда взрослое население пьёт, часть воспитательной нагрузки перекладывается на школу. Это учителя становятся примером для детей, когда в семье разлад, трещит по швам сельский быт. Библиотека и школа. Это реальность. А соловьёвские пляски с бубном вокруг каждой фразы с иезуитским желанием вытянуть потаённые смыслы и представить их всем как точку зрения оппонента - шелуха. Истина шелухи не терпит. Когда речь в программе зашла о сельских школах, ведущий предложил учителю, у которого маленькая зарплата, а вариантов дополнительного заработка нет, уезжать.

Тебя кто-то держит?

- спросил он едко у радиоэфира.

А по факту - у каждого сельского учителя страны и тут же затянул привычную песню о том, что, наверное, держит жильё, которое сельскому учителю предоставило щедрое государство. Видимо, продолжил бы, что и жаловаться в этой ситуации не смей, сиди на пятой точке ровно, но прикусил язык. Жильё для молодых педагогов на селе? Вам рассказать, какое жильё зачастую получают выпускники педагогических вузов? Поведать, каково работать молодёжи в селе? Хотите знать, что держит этих людей?

В качестве примера рассмотрим одно из сёл Омской области. Не буду называть ни район, ни само село. За неимением педагогов, некоторые учителя ездят в село из города. Выглядит это примерно так: ранним утром, в начале седьмого учительница ждёт на остановке, пока приедет задрипанный ПАЗик (который может сломаться по пути из АТП или не выйти в рейс из-за отсутствия топлива), на котором добирается до села. Проводит занятия, ночует на кушетке в медкабинете, или, если школа «инновационно оснащена» - на диване в учительской. Одну ночь, вторую. Шуршат в углах мыши и сквозняки, а каждое утро нужно входить в расположенный по соседству класс и вести занятия. Несколько дней мучений – и домой. Справедливости ради замечу, что власти решили смилостивиться, показали педагогу неиспользуемую пристройку, посулили отремонтировать, отапливать. Потом. Когда-нибудь потом… Учительница многим позже узнала, что коморка, которую ей предлагали в качестве временного жилья, печально знаменита тем, что в ней когда-то умер бомж. Кушетка с тех пор стало казаться комфортнее.

И эти люди, не смотре ни на что, учат детей быть людьми, хотя к ним самим порой относятся совсем не по-человечески. Что держит в селе? Кого-то держит семья - старенькие родители, дети-карапузы и друзья,  кого-то отсутствие иной работы, кого-то - желание остаться в родном селе и не дать ему погибнуть, воспитать молодёжь, которая позже вернется. Но в обществе потребления подобные благородные цели не нужны, игнорируются, а такие учителя воспринимаются как идиоты.

Ты идиот, Байдуганов,

- вопит в микрофон Соловьёв, человек-флюгер, отформатированный циничной надстройкой так, что против резьбы уже никуда.

Дважды за программу Соловьёв требовал от слушателей:

Смотрите на ситуацию системно.

Но системность на деле оборачивается узостью восприятия. Для поднятия престижа профессии учителя нужно больше, чем строгий отбор в вузы. Требуется работа с населением, чтобы снова научить людей уважать учителя. Дико звучит, но когда с экрана телевизора и из радиоприёмника льются продукты словестной дефекации в адрес учителей, народ охотно верит. Не пора ли на уровне власти и силами средств массовой информации возвеличивать педагогов? Вот с чего нужно начинать. Так поднимается престиж, и это первый шаг. Престиж профессии, а не конкретного учителя, который может быть как профессионалом, так и раздолбаем, «отрабатывающим место», как выразился сами знаете кто.

Детям с малых лет нужно говорить: смотри, сынок, это учитель, человек, половину жизни отдающий тому, чтобы ты тоже стал человеком. У учителя маленькая зарплата? Так давайте расставим акценты: сынок, у твоей учительницы очень маленькая зарплата, но, несмотря на это, она работает и учит тебя, уважай её за это. А власти тем временем пусть изыскивают резервы, проводят реформы.

Нет же, вместо того, чтобы повышать престиж профессии, концентрируются на проблемах конкретных школ и учителей.

Преподавательский корпус следовало бы почистить,

- уверяет Соловьёв (журналистский тоже?).

И в  этом он прав - проблемы есть и их немало, но клеймить профессию учителя - всё равно, что вешать ярлык на полицейских. Помните, некоторое время назад Владимир Путин выступал перед сотрудниками свежепереименованной полиции и заявил, что проблемы есть, но мы не должны допустить, чтобы тень падала на всех полицейских. Так же и мы не должны допустить, чтобы тень падала на профессию учителя. Мы - это все те, у кого за плечами школа, благодаря  чему стали самодостаточными личностями. Найдутся люди, бьющие себя кулаком в грудь и уверяющие, что учителя ничем им не помогли, а социализировались и как личности они оформились самостоятельно. Странные, самовлюблённые люди. А уж если кому-то снятся страшные сны про школу, как Соловьёву, то это его беда. Пусть пьёт успокоительное и снотворное. Но ведь такие «жертвы учителей» заверяют нас, что «большинство» (вот оно как!) людей вспоминают школу с негативом. Слова «большинство», «многие», «явные», «неоспоримые» в устах уважаемого человека, медиа-лица воспринимаются м-н-о-г-и-м-и, б-о-л-ь-ш-и-н-с-т-в-о-м, я бы сказал, как я-в-н-ы-е и н-е-о-с-п-о-р-и-м-ы-е. Мало кто задумается, что «большинство» зачастую - сам журналист и его непомерно раздутое эго.

А как повышать престиж профессии, когда в обществе реально педагогов не уважают?

- спрашивает ведущий и становится окончательно понятно, что не станет прислушиваться к мнению людей этот деятель.

Хочется сказать:

Не уважают? Так вы же и не уважаете!

Но к чему распаляться?! В эфир приходят сообщения, в которых люди негодуют: зажрались вы там, восемьдесят процентов живёт на пятнадцать тысяч. Но ведущий тут же переводит разговор в русло главной темы, дескать, не о том речь. Да нет же, о том. Ему попытались открыть глаза. Зажрались вы, не видите реальной ситуации. Пока смотрите на проблемы «системно», не слышите и не видите ничего вокруг. Принцип «уж я-то знаю, ведь это я» не работает, но кто бы ещё сказал им об этом.

На просторах Интернета есть видео-обращение учителя географии из Москвы к уважаемому миллионами журналисту и ведущему, в котором молодой педагог позволяет себе  предположение, что учителей ждут непростые времена. Никто не будет «поднимать» престиж профессии, а как раз наоборот. Для этого готовят почву. Хорошо бы он ошибался.

Слова нового министра образования, во всяком случае, вселяют надежду. Слова.

Эфир В. Соловьёва:

 Видео: Youtube

Просмотров: 3950
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

18.10, 20:03
ktif
после такого эфира ему надо застрелиться
18.10, 01:17
Леонид
Отличная статья. согласен. Сам в школе с 1983 года. А г-н Словьёв - внутриМкадовская проститутка.

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

709 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1503 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
яя:

так у кого они украли, что- то я не понял..... у тех кто всех грабит или у прост...

// Трое омских депутатов не смогут покинуть Россию из-за долгов на общую сумму более 4 миллионов рублей

Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик