Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
11
декабря
вс
Вечер -5
Ночь -3
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD62.00 63.50
EUR65.00 67.50
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиНаукаВладимир Гопко

Так ли избыточно избыточное потребление?

Главная новость
17.02.2015 09:32
Поделиться:

Начиная с конца XIX века и до сегодняшнего дня, в работах социологов, философов, психологов и других обществоведов регулярно подвергается безоговорочному осуждению, носящему характер приговора, стремление современного массового человека к потреблению, которое (потребление) характеризуется как избыточное [1].

Критика эта во многом справедлива, прежде всего, если речь идёт об удовольствиях, источником которых являются алкоголь, наркотики, примитивные развлечения (особенно, если они замешаны на первых двух), клубно-ночное уничтожение времени  и многое другое, наносящее вред здоровью, разрушающее семьи, и, в конечном итоге, опустошающее жизнь.

Столь же суровому осуждению подвергается стремление того же массового человека к обладанию вещами, которые не приносят реальной пользы, но приобретаются не столько по причине практических нужд, сколько по причине устойчивого желания продемонстрировать окружающим и, главное, самому себе свой, если и не самый высокий, то постоянно растущий статус. Массовый человек без устали гонится за брендами, полагая это важным, достойным приложения сил занятием. Речь идёт о так называемом демонстрационном потреблении,  которое служит "средством поддержания репутации", как писал Т. Веблен [2, с. 108]. Американский экономист и социолог имел в виду потребительское поведение состоятельных людей, представителей, по его терминологии, "праздного класса". Но в течение минувшего века в сфере потребления произошли существенные изменения, в результате которых оно стало массовым, и показное потребление перестало быть уделом исключительно богатых людей. Массовым потребителем стал не только человек большого и среднего достатка, но и человек достатка более скромного.

         Кто же, этот массовый человек, "человек-масса", выражаясь языком Ортеги-и-Гассета [3]? Существует ли он реально или, всё-таки, массовый человек – это некая условность, некий мысленный конструкт, что-то вроде "геометрической точки" у математиков, который в реальности не существует, но которого можно бесконечно и беспроигрышно осуждать, не опасаясь ответной реакции? Ортега-и-Гассет даёт определение массового человека:

"В силу ряда причин человек-масса – это тот, кто не может оценить самого себя, как с плохой, так и с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя «таким, как все», но отнюдь не переживает из-за этого. Ему нравиться чувствовать себя таким, как все" [3, с. 43-44]. Если это определение попытаться переложить на русский разговорный стиль, то массовый человек – это тот, кто хочет «жить, как люди», чтобы у него всё было "как у людей" или "не хуже, чем у людей".

Абстрагируясь от авторитета Ортеги-и-Гассета как философа и писателя и от ставшей традиционной критики массового общества, можно сформулировать ряд элементарных вопросов.

1. Почему, собственно говоря, "жить, как люди" - это плохо?

2. Если у вас всё "не как у людей", это хорошо?

3. Что значит, быть не таким, как все? (Чикатило, безусловно, не такой, как все, большой оригинал, так сказать).

4. Если же речь идёт о наличии у человека собственной позиции, собственного мнения по каким-то важным или, может быть, важным только для него, проблемам бытия, то почему эти позиция и мнение не могут совпадать с позицией и мнением большинства? Большинство нередко ошибается. Но всегда ли? В конце концов, нормы морали, позитивные традиции того или иного общества, в конечном итоге, вырабатываются и закрепляются большинством.

Многие люди живут сегодня достаточно "узкими" интересами: заботами о детях, включая и заботу о том, чтобы их дети были одеты "не хуже, чем у людей", радостью, которую приносят покупки, удовлетворением сытостью, застольем, просмотром телепередач и т.п.

         Такой образ жизни нередко подвергается критике как проявление бездуховности. Но что можно предложить взамен этой бездуховной жизни?

Человечество, по крайней мере, его большая часть, смогло пережить короткие, но весьма жестокие эпохи вовлечённости в осуществление великих идей – свободы, равенства и братства, национально-расовой, коммунистической. Цена этой вовлечённости неизмерима: десятки миллионов жизней, загубленных на полях сражений, в концлагерях, в подвалах соответствующих спецслужб. Манипулировать человеком, изгоняя из его сознания разум и совесть, можно и самыми высокими понятиями, связанными с непреходящими ценностями. Играя на патриотических струнах личности, власть способна заставить её терпеть недостаточное потребление, в тех случаях, когда она, власть, не способна обеспечить потребление избыточное. Трудно найти понятие, умело играя которым, нельзя спровоцировать человека на действия, каковых он сам от себя не ожидал. Превращать личность в реципиента манипулятивных технологий достаточно легко, используя наукообразность и пафосность. Более того, бездуховность, заключённая в информационную обёртку высоких слов, при должных усилиях со стороны манипуляторов, будет восприниматься объектом манипулирования как самая высокая духовность. Приказы параноидального лидера в подобной ситуации можно выдавать за приказы родины, и тогда «родина» посылает людей в чужую страну воевать за высокие идеалы.

         "Люди существуют для того, чтобы служить высоким идеалам, но в то же время мы имеем право сказать, что без высоких идеалов нет и самого человека", - утверждал известный политический деятель минувшего века [4, с. 317].

Результаты попытки осуществления "высоких идеалов", предложенных этим политическим деятелем известны. Кстати, этот же политический деятель был последовательным противником следования моде молодыми людьми. Он писал в том же произведении: "Вопрос об одежде тоже имеет известное значение. Наша молодёжь должна одеваться так, чтобы это содействовало указанной цели. Просто жалко смотреть, как наша молодёжь становится жертвой глупейших мод" [4, с. 345].

         Во времена масштабных войн, природных и иных катаклизмов стимулами развития экономики, с одной стороны, и стимулами минимизации потребления – с другой, являются сами войны и катаклизмы.      В мирное время экономику, среди прочего, стимулирует – и весьма существенно - стремление к потреблению. Попытки нормировать последнее, предпринимавшиеся в социалистических странах, как известно, оказались неудачными, но удачно обеспечили экономическое отставание социалистического лагеря от западных стран.

Последовательность критики потребительства и бескомпромиссность тона его критиков имеет, как представляется, ряд причин.

Во-первых, возможности обеспечения вещами, то есть уровень удовлетворения потребностей людей в обществе, различны и далеко не всегда соответствуют представлению людей о справедливости.

Во-вторых, существует устойчивая инерция критики массового общества, массовой культуры, массового потребления, которая не всегда позволяет увидеть их позитивные стороны.

В-третьих, принято считать, что массовый человек в высокой степени подвержен влиянию со стороны манипуляторов. Критика потребителя справедлива, если речь идёт о человеке, который озабочен лишь приобретением вещей и получением удовольствий, что, бесспорно, ослабляет его моральные, интеллектуальные и волевые качества.

Безусловно, в наши дни стремление к манипулированию общественным мнением со стороны власти, практически, во всех странах достигло расцвета. Средства массовой информации, оснащённые современной телевизионной и интернет-техникой, получили возможность организовывать общегосударственные шоу по самым различным вопросам, включая и политические. Современное общество подверглось, если можно так выразиться, шоуизации, одной из задач которой является стремление власти вызвать в обществе чувство хронического переживания праздника, стремление развлекать и отвлекать [5]. Современный успешный политик – это хороший шоумен. Вместе с тем, как представляется, далеко не к каждому современному человеку применим ярлык «человека-массы». Значительная часть людей прекрасно понимает истинные мотивы тех или иных действий власти (чего, кстати сказать, власть не всегда осознает). Кроме того, направление потока сознания человека к так называемому вещизму, как представляется, более предпочтительно, чем его (сознания) поглощение какими-либо "великими идеями", которые могут потребовать великих жертв. Предпочтительнее тяга человека к хорошему модному костюму, чем к строгой гимнастёрке с  васильковыми петлицами. Если, кстати, вспомнить не столь уж далёкое советское прошлое, то поиски хорошего модного костюма могли занять не один месяц.

К тому же, не до конца понятна позиция беспощадных критиков всего, так сказать, массового - массовой культуры, массового потребления, массового общества. Какое общество, если обратиться к истории, с их точки зрения, является образцовым, заслуживающим позитивной оценки: крепостническая империя, советская сталинская империя или хронически отстающая от западных стран, кормящая народ лозунгами постсталинская страна?

Если обратиться к императорской России XIX века, то напрашивается банальный вывод: массовое общество более предпочтительно, чем общество массовой неграмотности.

Что же касается так называемого объективного подхода к оцениванию сталинизма, на котором настаивают его сторонники, то таковой также может служить инструментом манипулирования сознанием человека. Если в сталинской эпохе, прибегая к объективному подходу, предлагается в качестве позитива рассматривать индустриализацию и сопутствовавший ей трудовой энтузиазм масс,  то в эпохе нацизма в Германии с позиций объективности можно позитивно оценить прогресс в развитии промышленности, ликвидацию безработицы и, опять же, трудовой энтузиазм масс.

Что касается послесталинского периода, который по прошествии времени вспоминается все с большей теплотой, что, впрочем, объяснимо (идеализация прошлого влечёт за собой его мифологизацию), то, всё же, напрашивается элементарный вопрос: если всё в названное время было столь замечательно, то в силу каких причин распался Советский Союз? На этот вопрос дано множество ответов, которые убедительно показывают, что многое в советском прошлом действительно заслуживает позитивной оценки, но далеко не всё, в том числе хронический дефицит предметов потребления.

Главную роль в пропагандировании моды на те или иные вещи играет реклама, не критиковать которую – то снисходительно, то сурово, если о ней заходит речь, стало просто неприлично. Во многом такая критика справедлива.  Заметим лишь, что важную, едва ли не главную роль в современной рекламе различной продукции играет внешняя красота - красота предметов быта, квартир, одежды, человеческого тела. Можно возразить, что это не красота, что в ней нет глубины, что это - всего лишь красивость, так как она преподносится потребителю вне морали, узко и прямолинейно. Вместе с тем, когда перед взглядом индивида возникает образ красивых вещей и красивого человека, коннотации воспринимаются с трудом. Причем следует учесть, что если в каком-нибудь телевизионном ролике какая-либо кинозвезда рекламирует краску для волос, то и краска для волос рекламирует кинозвезду, ее красоту, моложавость и успешность. Представляется, что такая реклама может вызвать у смотрящей ее девушки не только примитивное желание изменить природный цвет волос или труднодостижимую мечту стать актрисой, но и вполне реализуемое, но требующее волевых усилий, стремление всегда быть «в форме» и действуя, а не только мечтая, добиваться успеха.

Кроме того, нельзя забывать и о прямом, первичном информационном назначении рекламы вещей: предлагать ту или иную продукцию – средства гигиены, улучшения внешности человека, укрепления здоровья, расширения границ молодости - и много других полезных вещей. Мода, раскрашивая быт и труд, вносит в них разнообразие.

Что касается погони массового человека за брендами, о чём упоминалось выше, то можно заметить, что последние создаются, прежде всего, их высоким качеством, но уже потом – рекламой. Никакая рекламная фирма не будет рекламировать продукцию низкого качества. Если же допустить, что такая фирма найдется, то потребитель быстро оценит должным образом и продукцию, и фирму.

Р. Гвардини считал появление массового общества закономерным и призывал понять, какие новые возможности могут открыться при этом.

"Так имеем ли право ополчаться против массового общества из-за того, что оно, развиваясь, неизбежно нанесет ущерб всем ценностям личности и культуры? Имеем ли мы право, только из-за того, что культурный уровень тысячи человек ниже, чем у десяти, заявить: пусть не рождается тысяча, пусть рождается только десять" [6, с. 145].

Возвращаясь к поставленному в заглавии статьи вопросу, можно констатировать, что, во-первых,  избыточное потребление более предпочтительно, чем потребление недостаточное, и, во-вторых, реализация желания иметь современные бытовые вещи, быть модным и красиво выглядеть не только совместима с патриотическими чувствами, но и способна усилить последние, благодаря чувству удовлетворённости хорошей жизнью, для которой страна создаёт соответствующие условия.

Кроме того, если представить, что обеспеченность людей современными вещами, которые заняли прочное место в быту и труде, вдруг по каким-либо причинам существенно сократится, то есть возродится дефицит предметов потребления, то большая часть критики со стороны интеллектуалов будет перенесена с массового человека-потребителя на органы власти, которые не могут создать условий для обеспечения людей необходимыми вещами.

Что касается стремления людей к приобретению вещей, стремления модно выглядеть, то с таковым связан комплекс позитива, составляющие которого можно рассматривать:

- как двигатель развития промышленности (а значит, и  трудовой занятости);

- как фактор стимулирования красоты и гигиены;

- как фактор облегчения домашнего труда и сокращения времени его продолжительности;

- как фактор осовременивания, и, если угодно, омоложения человека; мода всегда современна, в этом её суть; мода заставляет человека менять свой образ; изменение образа – это обновление, которое может способствовать омоложению. Известно, что массовая культура, или, по крайней мере, её значительная часть, обладает психотерапевтическим эффектом.  Представляется, что аналогичный эффект свойственен и моде, и приобретению новых вещей.

"Быть можно дельным человеком // И думать о красе ногтей: // К чему бесплодно спорить с веком? // Обычай деспот меж людей."[7, с. 195].

 

Литература

 

1. См.: Ильин А.Н. Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций. – Омск: Изд. ОмГПУ, 2012. 265 с.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984. 336 с.

3. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс / Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства и другие работы. – М.: Радуга, 1991. С. 40-228.

4. Гитлер А. Моя борьба. Перевод с немецкого. – ИТФ Т-Око, 1992. 587 с.

5. См.: Гопко В.В. «Шоуизация» общества // Человек в контексте эпохи: Материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина. 30 ноября 2005 г. Омск: Издательство ОмГПУ, 2005. С. 46-52.

6. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии, 1990, № 4. – С. 145.

7. Пушкин А.С. Евгений Онегин / А.С. Пушкин. Собрание сочинений в трёх томах. – М.: Художественная литература, 1986. Т. 2. С. 186-353.

Просмотров: 4553
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

959 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1658 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик