Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
10
декабря
сб
Вечер -9
Ночь -8
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD62.60  
EUR65.20 67.20
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиПолитикаАнатолий Канунников

О правовых основаниях начисления районного коэффициента на заработную плату

Главная новость
09.02.2015 13:09
Поделиться:

В трудовом законодательстве для обозначения социальных выплат, которые связаны с выполнением работы в различных климатических условиях, используются два основных понятия районный коэффициент и процентная надбавка.

Районный коэффициент и процентная надбавка, и заработная плата применяются для оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Работодатель, действующий в этих местностях обязан платить эти социальные выплаты в полном размере в установленные в соответствии со ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ). Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях. Поскольку Омская область не относится к районам Крайнего Севера, то порядок начисления процентной надбавки здесь анализироваться не будет.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается исключительно правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен. Органы государственной власти и местного самоуправления подобными полномочиями не наделены.

Поэтому, на основании ст. 423 ТК РФ к зарплате работников применяются районные коэффициенты в размерах, установленных органами госвласти РСФСР или бывшего СССР. В частности в Омской области районный коэффициент 1,15 (15 %) установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 января 1971 № 325/24.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов вправе устанавливать более высокие районные коэффициенты для органов госвласти и местного самоуправления (ст. 6, 5 ТК РФ).

Поскольку при этом суммы коэффициентов, выплачиваемые сверх федерального стандарта, должны финансироваться исключительно из средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, в Омской области эта норма не применяется.

Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно ст. 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах.

Районный коэффициент представляет собой показатель относительно увеличения заработной платы работников, которые трудятся в суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах 1,15-2.0 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя (подпункт "б" пункт второй Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11 ноября 1964 № 15/30).

За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатели могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности (ст. 142, ст. 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ).

Порядок начисления районного коэффициента для расчёта заработной платы должен устанавливаться правительством РФ (часть первая ст. 316 ТК РФ). Ни органы госвласти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления подобными полномочиями не наделены.

По смыслу ст. 316 ТК РФ районный коэффициент увеличивает заработную плату работников, выполняющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (подпункт "б" пункта второго Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11 ноября 1964 № 15/30 "О порядке применения условий труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 № 620, к отдельным категориям работников"). Место фактической постоянной работы работника может не совпадать с местом нахождения организации или её структурного подразделения. Если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производится с учётом районного коэффициента. (Обзор Верховного суда РФ от 26 декабря 2014).

Право на получение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работника с первого дня работы в соответствующих местностях и сохраняется до дня увольнения включительно.

Районный коэффициент начисляется на заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет (см. постановление минтруда России от 11 сентября 1995 года № 49).

Кроме того, районный коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.

К таким выплатам относятся:

  • надбавки к тарифным ставкам и окладам за классность, звание по профессии, непрерывный стаж работы по специальности, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, должностным лицам, допущенным к государственной тайне, профессорам и доцентам в государственных образовательных учреждениях;
  • ежемесячные надбавки к должностным окладам (ставкам) за выслугу лет (непрерывную работу);
  • вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное системой оплаты труда или положением о премировании;
  • доплаты за условия труда при работе в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей), за учебные степени работникам, занимающих штатные должности в высших учебных заведениях.

Кроме того, районный коэффициент применяется к заработной плате работников, занятых на сезонных и временных работах, а также работающих по совместительству.

В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются:

  • процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
  • все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, оплата выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата на время обучения, повышенная квалификация и др.);
  • материальная помощь (в т. ч. федеральным госслужащим);
  • единовременные поощрения, не предусмотренные системой оплаты труда.

Не является основанием для начисления районного коэффициента направления работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если основное место работы не относится к указанным районам и местностям, т. к. в командировке (ст. 166 ТК РФ) работник выполняет поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором (Обзор Верховного суда РФ от 26 декабря 2014).

Поскольку зарплата максимальным размером не ограничивается (ст. 312 ТК РФ), районный коэффициент начисляется на всю заработную плату (ст. 129 ТК РФ).

В связи с тем, что районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, он не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчёта тарифной ставки или оклада (например, надбавки к зарплате взамен суточных, доплаты за работу в ночь и т.д.)

В организациях, финансируемых из бюджета, исходя из требований ст. 144 ТК РФ, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно. Прочие организации (бизнес), согласно ст. 135 ТК РФ могут применять при оплате труда своих работников размеры коэффициентов, закрепляя их в локальных нормативных актах (коллективных договорах), в трудовых договорах.

Расходы, на районные коэффициенты относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Таким образом, существующая нормативная база требует от работодателей начислять районный коэффициент на всю заработную плату, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ может включать в свой состав три элемента: фиксированную часть в виде оклада или тарифной ставки, компенсационных выплат и стимулирующих выплат (премий и т.д.), которые отличаются по целям, содержанию и основаниям начисления.

Компенсационные выплаты, которые входят в состав зарплаты, следует отличать от компенсационных выплат, установленных гл. 23 ТК РФ, которые не являются частью заработной платы и представляют выплаты для возмещения затрат, связанных с исполнением работником вне места работы трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 165).

Следует обратить внимание, что согласно части первой ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам, являющимся частью заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Эта норма позволяет отнести районный коэффициент к компенсационным выплатам, как к части заработной платы. Именно так большинство работодателей истолковали и применяют указанное нормативное положение.

Начисляя зарплату таким образом, т. е. включая районный коэффициент в состав заработной платы, работодатели фактически не применяют районный коэффициент к заработной плате.

Кроме того, когда вся месячная зарплата начисляется и выплачивается в размере МРОТ и в неё включается оклад, все компенсации, да ещё и премия, то происходит фактическое "обнуление" этих формально начисленных компенсационных выплат. Этим работодатель нарушает как ст. 37 Конституции РФ, не допускающую выплату вознаграждения за труд ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и требования ТК РФ по гарантиям повышения оплаты труда, если работники заняты на вредных, опасных и иных условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146-148, 149 ТК РФ).

К сожалению, отсутствие однозначных формулировок в ст. 129, 133 и 135 ТК РФ по поводу порядка начисления районного коэффициента на заработную плату породило практически повсеместную практику включения работодателями районного коэффициента в состав элементов не только заработной платы, начисленной за месяц, но даже и в состав МРОТ.

Сохранению такого законного "беззакония" способствует судебная практика.

Так 10 марта 2010 года постановлением президиума Верховного суда РФ был утверждён Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 2009 года.

В Обзоре Верховный суд РФ разъяснил, что из анализа ст. 129, 133 и 135 РФ следует, что размеры окладов и тарифных ставок, определяющих месячную зарплату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (должностные обязанности) в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны начисляться сверх МРОТ.

Однако уже в июле 2010 года Верховный суд РФ отказался от этой точки зрения, отозвав своё разъяснение по этому вопросу.

В результате высшие суды в целом ряде определений по конкретным жалобам стали воспроизводить первоначальную позицию президиума Верховного суда РФ, сформированную в указанном выше постановлении президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года.

Одним из таких очередных решений Верховного суда РФ стало Определение от 7 октября 2011 года № 3-В11-31 по надзорной жалобе об отмене решения Воркутинского городского суда республики Коми.

Указанное Определение повторило точку зрения из Обзора судебной практики от 10 марта 2010 года и направило исковое заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Некоторые надзорные органы, забыв, что они надзирают над законами, взяли это определение за основу и требуют, чтобы работодатели пересматривали свои положения об оплате труда и начисляли районный коэффициент на всю зарплату.

Однако правовая природа решений судебных органов заключается в том, что они не являются актами, содержащими нормы права, т. е. не носят нормативного характера, а являются актами применения права к разрешению конкретной ситуации.

Поэтому работникам, права которых на начисления районного коэффициента на зарплату нарушены, необходимо обращаться в суды.

Надзорные органы могли бы оказать таким работникам помощь в составлении исковых заявлений, а не заставлять работодателей выполнять судебные решения даже Верховного суда, которые не касаются этого работодателя.

Правильней было бы изменить норму закона. Сделать её более ясной, юридически чёткой и однозначно понятной. Тогда будет понятно, что надзор осуществляется за тем, как работодателями исполняется закон.

Нам всем надо учиться жить по закону, а не по понятиям или определениям, даже если это Верховный суд.

Работодателям следует также понять, что ст. 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер МРОТ в субъекте больше чем размер федерального МРОТ.

По мнению Верховного суда РФ, который анализировал практику ст. 316 и ст. 317 ТК РФ (Обзор судебной практики, утверждённый президиумом Верховного суда РФ от 26 февраля 2014 года) районный коэффициент не начисляется к размеру МРОТ, установленному в субъекте РФ.

В Омской области Соглашением от 25 декабря 2014 года № 113-РС подписано "Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области", которым с 1 января 2015 года установлено для работников:

  • внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство") – 6 тысяч 860 рублей;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области, – 5 тысяч 965 рублей.

Исходя из этого, работодатели внебюджетной сферы имеют право устанавливать зарплату в размере МРОТ, установленного в Омской области без начисления районного коэффициента, т. е. 6 тысяч 860 рублей за месяц. Работодатели бюджетной сферы, а также те, которые действуют в сфере сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, должны на МРОТ, который соответствует федеральному уровню 5 тысяч 965 рублей в месяц начислять районный коэффициент, т. е. 5 965 Х 1,15 = 6 859.75 рублей.

Вот такая занимательная арифметика повышения уровня реальной зарплаты.

Просмотров: 14619
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

890 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1635 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Сергей:

Здравствуйте! В "Ямальском меридиане" в 2010 г. опубликована статья &q...

// Герои мирной земли

СИМ:

надо прокуратуре проверить количество преступлений в этом кафе, кто их расследов...

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик