Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
9
декабря
пт
Ночь -23
Утро -20
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.05  
EUR67.00 67.15
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

Без него "жизнь была бы бедней, а Театр был бы невозможен"... (Памяти Актёра-легенды. Чтобы помнили)

Главная новость
06.01.2015 12:46 2
Поделиться:

Ежегодный "новогодний период" уже традиционно становится для театрального Омска траурно-пронзительным. В череде театральных людей-легенд, когда-то ушедших в новогодье (Артур Хайкин, Григорий Комаровский, Валерий Лукьянов, Светлана Яневская, Юрий Гребень… о, Господи, я ведь только начал перечислять!) – ещё одно имя: актёр Омского академического театра драмы, обладатель титула "Легенда омской сцены" Вячеслав Корфидов…

111

…Совсем недавно, в середине октября, Слава был в Доме актёра на Вечере-презентации моей книги "Не договорили…" (а среди "персонажей" этой книги, – те, с кем Вячеслав дружил, на одной сцене играл, те, кого уже нет на этой Земле: Гуркин, Ожигова, Надеждина, Псарёва, Чонишвили, Мальчевский, Решетников, Канунникова)... Он сидел в зале. Как всегда, – много фотографировал (полувековая страсть!). В один из моментов этого Вечера я поблагодарил Славу за помощь в работе над книгой (в ней много его фотографий), вручил ему "авторский экземпляр", попросил передать книгу и вдове актёра Валерия Лукьянова – Тамаре (она не смогла прийти).

Корифидов

Корфидов был взволнован. Рассказал, что буквально три дня назад побывал на могиле своего друга, актёра Валерия Лукьянова, "посадил там красивые голубые ёлочки", высказал сожаление, что почти десять месяцев не мог приехать к Валере на кладбище после его похорон 31-го декабря 2013-го…

Вячеслава Корфидова не стало 31-го декабря 2014-го…

…8-го января – девять дней… Вспомните-помяните чистого, светлого и талантливого человека!..

…Строчки из присланного в театр драмы письма из Санкт-Петербурга, от режиссёра Геннадия Тростянецкого:

"Потрясён внезапным уходом из Жизни Вячеслава Михайловича Корфидова. Славы. Один из самых верных людей Омского театра, один из тех крепких мужчин, на кого всегда можно положиться.

Его актёрская органика достигала высот абсолютного документа. Ни капли фальши!.. Невероятно: буквально неделю назад вспоминал его интонацию в нашем спектакле "У войны не женское лицо": "Серёжки... тоже... надо... снять", – сдержанно обращался "старшина" Корфидов к девушке, которая облачалась в военную форму, чтобы отомстить врагу за убитого друга; и всё "гражданское" ей надо было оставить "за бортом"…

Слава всю суету всегда оставлял "за бортом" – репетиций ли, спектаклей ли. И степень его ответственности за любую роль – малую ли, большую – тоже достигала высот абсолюта.

…И в глазах Славы, и в каждой морщинке на его лице, и в его руках трудового человека, и в голосе его вы всегда ощущали ПРОЖИТУЮ НЕПРОСТУЮ ЖИЗНЬ. Он скрепил свою семью своей заботой, любовью и трудом. Он навсегда будет в памяти нашей, моей памяти человеком, без которого жизнь была бы бедней, а Театр как таковой был бы невозможен…".

…Прожитая непростая жизнь… Действительно, не всё было просто, особенно в истоке. Слава Корфидов торил свою судьбу сам. Сам "делал себя"!.. Рано ушли из жизни родители, воспитанием занимались бабушка с дедушкой – учителя начальных классов в одной из уральских деревень. Переезд в Нижний Тагил, где жила младшая сестра, учёба в школе рабочей молодёжи; переезд в Свердловск к старшей сестре, оттуда – в город Серов, где в 1957-м с отличием окончил ремесленное училище (слесарь 5-го разряда по лекально-инструментальной работе). Снова Нижний Тагил, где работал монтажником, а чуть позже – на нижнетагильском металлургическом комбинате в цехе оцинкованной посуды. В цехах комбината кипела-бурлила театральная самодеятельность, кружками руководили профессиональные актёры. Втянуло, позвало, "перевернуло жизнь"… И вот уже молодой "мастер-"золотые руки" (а эта мастеровитость – она на всю жизнь осталась!) принят во вспомогательный состав нижнетагильского драмтеатра. А через несколько месяцев, узнав, что в Свердловском театральном училище после приёмных экзаменов – недобор студентов на актёрском отделении, – сделал очередной самостоятельный шаг в своей судьбе. Главный шаг. Поступил сразу и легко. Среди педагогов первых курсов – Павел Ефимов, Игорь Белозёров, а выпускался уже – на курсе будущего звёздного киноактёра Анатолия Солоницына.

"Провидением" в судьбе Корфидова стал (как и для множества Актёров) легендарный директор Омского театра драмы Мигдат Нуртдинович Ханжаров. "Солоницынский" курс распределяли по городам Урала, Корфидову выпал хорошо знакомый ему Нижний Тагил, но… в Свердловск на "выпускные спектакли" приехал Ханжаров. И пригласил Славу Корфидова в Омск...

Корифидов

И это сразу стало главной вехой биографии. И это был 1965-й. И это была великая эпоха Омского драматического, вобравшая в себя не одно десятилетие. Корфидов окунулся в эту эпоху с волнением, неизбывным чувством ответственности и ощущением абсолютного счастья. Эпохальные 1960-е, когда у каждого "на слуху" имена Лины Самборской, Николая Колесникова, Петра Некрасова, Вацлава Дворжецкого, когда рядом с тобою на сцене – Георгий Яшунский, Владислав Болеславский, Сергей Хлытчиев, Александр Щёголев, Алексей Теплов, Сергей Филиппов, Борис Каширин, Виктор Мальчевский, Таисия Найдёнова (перечислять и перечислять!..). А ещё в Омске середина 60-х были началом не менее великой "девятилетки" Алексея Ивановича Бухтиярова, председателя Горисполкома ("мэра"), при котором Омск не просто стал одним из лучших городов СССР, но и "городом для жизни"!.. Ну не счастье ли, когда незнакомый Омск вдруг сразу и навсегда становится твоей Родиной!?

Но, думаю, вряд ли мог бы даже предположить тогда Слава Корфидов, что через почти полвека его с доброй улыбкой начнут называть "домовым" Омской драмы… (Вот и Юра Ицков, народный артист России, "питерский омич", СМС-ку прислал 1-го января года нынешнего: "Беда какая!.. Славочка Корфидов!.. Домовой!!! Без них, без памяти о них театр перестаёт быть Домом!.. Вечная память!")...

…А роли какие буквально посы́пались! В спектакле главрежа Якова Марковича Киржнера "Смерть Иоанна Грозного" – царевич Фёдор (в этом же спектакле, в очередь с Николаем Бабенко, – роль Нагого). Дальше – больше и больше!.. Счастье! А потом, когда в "киржнеровском" "Сирано де Бержераке" роль Ле Бре, – так это вообще уже вхождение в Историю вместе Татьяной Ожиговой (Роксана) и Ножери Чонишвили (Сирано)!..

Корифидов

…Слава Корфидов (да, пожалуй, как и многие актёры) не всегда бывал доволен своей так называемой "плотностью занятости в репертуаре". А между тем (и так приятно было ему об этом напоминать, да и ему самому вдруг тоже становилось при этом приятно), что он "переиграл" столько за пять десятков лет, что уж воистину – грех жаловаться. И "критериальное", главное – в классике. Какие сочные, яркие, неповторимые образы! "Островские" Курослепов в "Горячем сердце", Мухояров в "Правде хорошо, а счастье лучше", Карп в "Бесприданнице" и Турунтаев в "Пучине", Васька в "Конармии" Бабеля, Поспелов в "Обыкновенной истории" Гончарова, Замётов в "Преступлении и наказании" Достоевского, Автор в "Энергичных людях" Шукшина, Филибер Дю Круази в "Кабале святош" Булгакова, Старик в "Лисистрате" Аристофана, Борис Тимофеевич в "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова (даже не могу представить, кто сможет заменить Славу в этом спектакле текущего репертуара, так же как и в "Вишнёвом саде")… А ещё – Диккенс, Пушкин, Шекспир, Стейнбек, Чехов, Аверченко, Горький, Альфред де Мюссе!..

А режиссёры какие в судьбе Корфидова! Киржнер, Копытман, Хайкин, Тростянецкий, Кокорин, Григорьян, Кац, Петров, Марчелли!..

Корифидов

Счастливая актёрская судьба! Яркая и сверкающая!.. В марте 2014-го в журнале "Омск театральный" в рубрике "В пространстве Времени и Сцены" был напечатан монолог Корфидова (эту публикацию готовила консультант творческого отдела Омского отделения СТД РФ Марина Аварницына). Вот несколько фрагментов из недавнего монолога-раздумья Вячеслава:

  • …Жизнь меняется, произведение допустимо трактовать, учитывая новые взгляды, только всегда остаётся важным, с каким чувством ты уходишь из театра. Актёрский ум всегда требует анализа. Это заменяет в чём-то творческую командировку, где мы когда-то имели возможность смотреть своих коллег, что, увы, изжило себя почти полностью – сегодня мы не всегда ходим в другие театры в собственном городе...
  • …Сегодня очень трудно назвать режиссёрские эпохи, так как стремительные смены постановщиков не успевают их фиксировать. Уверен: для человека, для зрителя непреходящими остаются ценности – дружба, любовь, порядочность… Спектакль, в котором эти чувства возвышаются, не может не пользоваться успехом.
  • …Актёр – "вторичный" человек, он зависит от режиссёра, но обязан игрой озадачить, совсем не обязательно давать на всё ответы. Опустошённый зритель – страшно для театра… Актёрского труда сто́ит, чтобы зритель за несколько часов был способен испытать чувства длиною в целую жизнь…
  • …В моих коллегах, как бы они ни вели себя в тех или иных ситуациях, всегда притягивает умение сохранять в себе убеждённость играть только на высоком уровне, сохранять в себе профессиональные качества настоящего мастера, ничего не допускать случайного и проходного, и это в традициях нашего театра.

Корифидов

  • …Труднее всего артисту сохранить свой человеческий стержень в этой профессии, она забирает буквально всё… И очень важна – востребованность. Если вдруг ощущал невостребованность, – умел заполнить любой пробел, продолжая заниматься только творчеством: много лет вёл драмкружок в ветеринарном институте, сценическую речь преподавал в Доме народного творчества, фехтование во Дворце культуры "Юность", записывал программы на радио… Ещё с ремесленного училища серьёзно занимаюсь фотографией, очень люблю портреты, пейзажи, много снимаю коллег по театру, самым увлекательным всегда считал репетиционный процесс на сцене. Берегу неповторимые кадры, которые больше не случались ни в спектакле, ни в жизни…

…Я много лет веду рубрику "Архивный фотоэксклюзив" в журнале "Омск театральный". И вот однажды дочь Мигдата Ханжарова – Лариса – передаёт мне уникальную фотографию. 1974-й, Германия (омские актёры-драмовцы показывали там композицию по спектаклю "Так начиналась легенда" в рамках программы "Обслуживание Групп советских войск").

Снимок сделан во время экскурсии в Бухенвальде, в одной из самых страшных нацистских лабораторий, где находится так называемое "ложе Коха". На фото (слева направо) – актёры Аркадий Дахненко, Николай Бабенко, Борис Каширин, Лика Захарова, Эмма Адамовская, Вера Канунникова, Николай Калинин, директор театра Мигдат Ханжаров...

Корифидов

Зная, что в той поездке был и актёр Омского театра драмы Вячеслав Корфидов, – поинтересовался у Славы: мол, почему его нет в кадре? Таким неожиданным образом я и узнал, что Корфидов – не кто иной как автор этого снимка… А уже позже я понял, что он воистину и фотолетописец своего родного театра… И узнал даже, что прошёл он в своём фотографическом увлечении от широкоплёночного "Любителя", "Зоркого" и "Зенита" – до "Никона"… О, "сколь открытий чу́дных» подарил мне Слава как фотолетописец!.. О, сколько мы вместе с ним напечатали фотографий эксклюзивных (так же, как когда-то в 80-е "на пару" – бишь меняя друг друга – кучу импортных кинофильмов синхронно озвучили в омских кинотеатрах). Он всю жизнь (каждодневно!) фотографировал Театр. Во имя Памяти... И это уникальный фотоархив. И это достойно не просто фотовыставок в Театре драмы, в Доме актёра, – это достойно отдельного "корфидовского" фотоальбома! Во имя Памяти. Но – не мне об этом думать, а Театру его судьбы. Министерству культуры думать. "Фотограф щёлкает – и птичка вылетает!"…

Корифидов

…Письмо получил на днях по "электронке" из Москвы – от друга Славы и партнёра по сцене, народного артиста России Николая Чиндяйкина:

"О, Господи... Только что узнал... С годами не то чтобы привыкаешь... Смиряешься с непоправимыми потерями. Они всё чаще, неотвратимее... И всё-таки каждый раз тупеешь от наступившей пустоты. Как вот сейчас... Недавно совсем, пару недель назад рассматривал Славкины фотографии в "Контакте"... Много фотографий. Рассматривал, вспоминал разговоры наши бесконечные, в лесу у костра, в электричке после охоты, в автобусе промёрзшем по пути на выездной спектакль... И, вспоминая, поразился: а ведь разговоры наши были всегда о чём-то важном, принципиальном, абсолютно значимом; даже улыбнулся внутренне: неловко как-то по нынешнему-то времени. Но ведь правда! В Славе Корфидове это было главным – убеждения, миропонимание, личные принципы. Собственное понимание человеческого достоинства. Чувство справедливости! А уж из этого, из "общего" понимания складывались ежедневная жизнь, решения, поступки...

Горько... И больно... Мир уходит. Наш мир, в котором мы жили, который понимали и ценили... Но мы то, задержавшиеся, упрямо будем помнить дорогих наших товарищей такими, какими они были... Упрямо будем помнить. Прощай, Слава...".

…"Упрямо помнить"… Спасибо, Коля, за слова эти. А я сейчас другое скажу. А точнее, – повторю сказанное недавно в одном из своих материалов о тоже ушедшем легендарном актёре. Повторю, и лишь имя-фамилию заменю: "Ни в объёмной Энциклопедии Омской области, ни в не менее объёмной Энциклопедии города Омска Вячеслав Корфидов "в списках не значится"… Омск катится дальше. Куда? Говорят, к своему 300-летию"… Память бы только не растерял по дороге!..

И тут же вдруг Володя Гуркин "аукнулся": "Боль – неотъемлемая часть жизни и судьбы, и это надо принять как данность, равно как и то, что несправедливость – такая же неотъемлемая часть судьбы и жизни"…

…4-го января 2015-го года в театре был заменён спектакль "Вишнёвый сад"… В конце 1980-х в "Вишнёвом саду" не стало Раневской (Татьяна Ожигова). В сегодняшнем "Вишнёвом саду" не стало Фирса (Вячеслав Корфидов)… Критик Роман Должанский так говорил об этой роли Вячеслава (в контексте концепции спектакля, поставленного Евгением Марчелли): "Не в приходе капитализма в Россию дело. Общество и его история, кажется, мало интересуют режиссёра, он вообще вычёркивает из пьесы почти всё, что связано с мыслями о будущем. Вот и Фирса оставляют дома не по трагическому недосмотру господ, а потому, что старик сам прячется от отъезжающих, он предпочитает умереть здесь, чем в какой-то незнакомой больнице"…

Корифидов

…С каким оптимизмом, с какой радостью, с каким волнением смотрел Вячеслав Корфидов на приближающийся 2015-й! Трижды юбилейный для Славы год: 75 лет со дня рождения, "золотая свадьба" (полвека счастья с Валентиной – со своей верной и доброй "половинкой"!) и – 50 лет служения Омскому театру драмы!.. А уж особенное волнение было у него в ожидании весны 2015-го: родится первый правнук.

…"Посадить дерево, построить дом, вырастить ребёнка, написать книгу…". Его "книга" – сотни, тысячи сделанных и сохранённых фотографий, в которых – огромнейший скол истории Омского драматического. Два замечательных сына. Построенный своими руками дом на цветущем дачном участке. А что касается дерева… Это была ещё одна страсть-увлечение-хобби Корфидова (так же как и охота, и рыбалка, и автомобиль, и общественная работа, и садоводство, и даже "поэтические наброски" по разным поводам): количество посаженных им в Омске деревьев, кустарников, цветов исчисляется сотнями и сотнями… Он успевал делать всё. И во всём он был Мастер. Добрый, мудрый и ясный, как сама Природа…

…Признавался в своём журнальном монологе: "Природа очаровывает, у неё своя музыка… Люблю смотреть на костёр, он тихо завораживает… Морская волна, напротив, шумом создаёт неповторимые ощущения… Никогда не могу наглядеться на звёздное небо, знаю место, где оно просто благодатное. Природа заложена в сердце ещё с детства: деревня, яблоня, пчёлы, сад… Конечно же цветущий!..".

Корифидов

…"Домовой"… Из плеяды Мастеров, в которых – корневая система Театра… Строчки поэта Виктора Шаафа вспоминаются, про "песочные часы":

                      Скудной мерой отсчитан срок,
                      как в песочных часах, но всё же –
                      чем быстрее звенит песок,
                      тем любая песчинка дороже.
                      <…>
                      И когда вдруг закончится счёт
                      и с усмешкою Смерть захлопочет, –
                      Бог часы эти в руки возьмёт…
                      Только вот повернуть не захочет...

цветы

…Знаешь, Слава, я тоже никогда не могу наглядеться на звёздное небо. И я тоже знаю место, где оно просто благодатное… Прощай!..

Просмотров: 6156
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 2):

вечная память! он был прекрасным артистом и человеком! сережа, дорогой! спасибо тебе, что ты есть, что не забываешь никого из нас, что скрепляешь нас, разбросанных по миру, разделенных временем и расстоянием своим вниманием и чуткостью, неравнодушием и любовью. время так быстро летит, выбивая из строя самых лучших, ярких, характерных и талантливых людей, на ком держалась добрая слава нашего омского академического и чьи имена навсегда будут хранить наши сердца. не переживай насчет официальных энциклопедий. они написаны не для нас, да их никто и не читает, разве что сами официальные лица.
06.01.2015
Алексей Декельбаум
Светлая память...

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

830 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1616 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Софья:

"курьезная история, как злоумышленник..." Господа, исправьте глупую ст...

// Омича, укравшего золота на 350 тысяч, погубили голод и наглость

Паша:

Они они они они. Одни повторы. Портитесь, омскпресс

// Два омича спасли из огня мать и ребенка

Паша:

Словарь синонимов Ивану подарите. Мужчина, мужчина.

// В Омске работник кафе избил посетителя за разбитую вазу

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик