Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
6
декабря
вт
Ночь -13
День -11
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.76  
EUR68.40 68.80
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

Он был из породы Подвижников... (Памяти Актёра и Человека Эдуарда Уракова)

Главная новость
21.11.2014 16:44 4
Поделиться:

…Оглушительное утро 21-го ноября… Не стало легендарного актёра-кукольника, заслуженного артиста России Эдуарда Уракова…

Эдуард Семёнович, "дядя Эдик", легенда Омска театрального, давно уже ставший одним из главных "символов" омского театра "Арлекин"... И почему-то строчки Геннадия Шпаликова пульсируют в висках. Вот эти, помните?

                                    …Путешествие в Обратно
                                    Я бы запретил.
                                    И прошу тебя как брата:
                                    Душу не мути!..

                                    А не то рвану по следу
                                    (Кто меня вернёт?!) –
                                    И на валенках уеду
                                    В сорок первый год…

…Год рождения – 41-й. Эдику всегда очень нравилась "обнаруженная" мною цифровая стабильная закономерность в его судьбе: он всегда юбиляр одновременно с "Арлекином" (главным и единственным театром своей судьбы) и всегда младше родного театра на 5 лет…

Ещё в начале 1980-х (Эдуард тогда 40-летие отмечал) задал ему вопрос: "А каково это – ощущать себя в сорокалетнем возрасте ветераном, получив медали и "За трудовую доблесть", и "Ветеран труда"?". Эдик только руки в стороны недоумённо развёл…

Он начал "играть в куклы" с 1958-го года. А до этого у Эдика, самого младшего в многодетной семье Ураковых, – всепоглощающая жажда лицедейства. Пел, читал, танцевал – в общем, всё что угодно, лишь бы на сцене. В 1958-м заканчивал вечернюю школу, подрабатывал "на стороне". И вот семнадцатилетнему Уракову становится известно, что Театру кукол срочно требуются монтировщики декораций…

Эдуард так об этом рассказывал: "Я был ошарашен, попав за кулисы театра… Через некоторое время поймал себя на мысли, что знаю наизусть многие спектакли. А как на сцену хотелось!.. И вдруг – счастливая для меня случайность: не выходит на работу один из артистов (дело 1-го января было), а в этот день – аж четыре спектакля. Ситуация тупиковая, и тут помощник режиссёра, уже от абсолютной безвыходности ситуации, предлагает попробовать мне…".

И после этого монтировщика декораций Эдуарда Уракова начали "потихоньку-полегоньку" занимать в спектаклях (браво Анастасии Трифоновне Варжало, тогдашнему главному режиссёру театра, создавшей, по сути, учебную студию в Театре кукол!).

…Меня всегда завораживало начало информационной справки об Уракове, напечатанной в энциклопедическом каталоге "Актёры России" (Москва, Санкт-Петербург, 1999): "Ураков Эдуард Семёнович… Владеет: перчаточными, тростевыми, теневыми, планшетными куклами, произвольным предметом, живым планом, пантомимой, маской, мамуленгами, марионетками". Завораживает не словом "мамуленги", а словом "владеет". И спонтанно рождается чуть ли не афоризм: владеть – значит жить. Потому что жизнь для творческого человека – это, в первую очередь, владение ремеслом. У него было незаурядное драматическое дарование. Но о том, чтобы сменить профессию актёра-кукольника на актёра драматического театра, он никогда даже не помышлял. Больше всего любил работать с "верховыми" и "тростевыми" куклами, хотя считал, что возможностей больше у кукол планшетных, потому что в этом случае у актёра больше возможности… помочь кукле. Помочь кукле стать живым существом.

Острохарактерность – одна из главных черт его актёрского дарования. Роли Уракова не бывали "проходными" – будь то Злой Тролль и Принц в "Снежной королеве" или Бармалей в "Айболите", Король в "Коте в сапогах" или Черномор в "Руслане и Людмиле". А вспомните его бунтаря Петера из "Холодного сердца", спектакля, сделанного в стилистике "театра масок": образ, созданный Ураковым, нёс в себе высокую шекспировскую трагедийность!

Особо – это его блистательный моноспектакль "Еврейское счастье"…

Особо – его любимый Ау из "Жуткого господина Ау"…

О, какое это было для меня счастье – придумывать песенные тексты для спектакля про дядюшку Ау (над этим спектаклем, ставшим впоследствии "долгожителем" в репертуаре, работали режиссёр Лариса Шуринова, художник Ольга Верёвкина, композитор Илья Хейфец)!..

                                    Сказки от нас не уходят совсем,
                                    не улетают сквозь дверь и окошко,
                                    сказки кончаются только затем,
                                    чтобы могли мы подумать немножко.

                                    Если когда-то взгрустнётся кому,
                                    пусть не становятся хмурыми лица.
                                    Вспомнится вам человечек Ау,
                                    ну а не вспомнится, – значит, приснится…

Сделанное Эдуардом Ураковым исчисляется… поколениями. Можно перечислить, конечно же, все его роли (а сыграл он в "Арлекине" чуть ли не в полутораста спектаклях!). Но я хочу сейчас напомнить и о великой (именно так: великой!) подвижнической миссии Эдуарда Семёновича, трепетно хранящейся в памяти действительно "целых поколений": на разных телеканалах, в годы разные – яркие, мудрые, добрые авторские программы Эдуарда Уракова (для тысяч и тысяч детей – просто "дяди Эдика"): "Баюшки", "Про театр, про кукол, про сказки", "У Лукоморья"…

А потом всё это исчезло… Вспоминаю наш разговор:

– Эдик, больно ли за то, что кончилось время "Баюшек"?".

Вот как ответил Ураков: "Это не просто боль, Серёжа!.. В принципе, – это катастрофа. И дело не только в телевидении, которое перестало "заниматься" детьми (по сути – перестало Будущим заниматься!). У самого государства, увы, давно уже нет политики мудрого учительствования по отношению к подрастающему поколению; думаю, ты понимаешь – я говорю не о педагогике, а именно об учительствовании. И всё время недоумеваю, когда думаю о чиновниках, от которых зависят все эти больные вопросы: ну как же так, ведь у них тоже есть дети, внуки!..".

Именно ради учительствования Эдуард Ураков стал одним из инициаторов и создателей "Зала для самых маленьких" в новом здании "Арлекина"! И я думаю, что будет очень и очень правильно и мудро, если этот Зал со временем станет именны́м; быть может, – вот так: "Детский Зал имени Эдуарда Уракова"…

…Он был из исчезающей сегодня породы творцов-подвижников. Его естественное состояние – работа. На износ. С изредка возникающим чувством зависти к тем, кто – "просто актёр и больше ничего". Он никогда не был "просто актёром", актёрская профессия сочеталась и с работой помрежем, и с функциями завпоста... Но не только в этом дело. Подвижничество Уракова – это постоянная большая занятость в репертуаре; это изъезженная вдоль и поперёк Омская область (он бывал со своими персонажами почти во всех деревнях!), гастроли в десятках городов страны; это активная работа в правлении Омского отделения Союза театральных деятелей, Совете Дома актёра, художественных советах театра и СТД; это около полусотни ежегодных творческих встреч; это большая помощь юным кукловодам из художественной самодеятельности; это огромная, искренняя, неизбывная любовь к детям... "Дядя Эдик!!!" – кричали ребятишки, окружая его на улице… Я совершенно точно знаю: вопрос "Кто, если не ты?", – вот что всегда определяло "барометр жизни" Эдуарда Уракова. Концепция Уракова – в сказанном им однажды: "Нельзя забывать о предназначении, о том главном, во имя чего мы все работаем в театре кукол, – о воспитании чувств".

Эдик всегда мечтал о "метафорическом" театре кукол (когда исследуются не типы характеров, а типы отношений между людьми), когда дети начинают воспринимать спектакль ассоциативно, когда, наконец, театр (вместе с детьми!) поднимается до уровня философских обобщений. На всех своих творческих встречах он рассказывал про свою "самую-пресамую" любимую сценку-историю "Барометр" (из репертуара румынского кукольного театра "Цэндэрикэ"). Барометр – это домик такой, с двумя дверцами. Музыка, открывается левая дверца, из неё выходит Она, плавно совершает свой круг – и снова скрывается за своей дверцей. В то же мгновение возникает другая музыкальная тема, открывается правая дверца, из неё выходит Он, совершает свой круг – и тоже уходит, в свою дверцу. И так – постоянно, "механически", раздельно друг от друга и не видя друг друга, как хорошая и плохая погода… Но неожиданно барометр сломался. И произошло чудо: вышла Она, вышел Он – и вдруг встретились глазами, увидели друг друга! Две музыкальные темы слились в одну, Он и Она счастливо улыбнулись… Но появился откуда-то хмурый и безликий мастер по барометрам, равнодушно поставил их "на места": Её – в свою дверцу, Его – в свою… Вот, собственно, и всё.

…Я догадываюсь, почему Эдуард Ураков так любил эту печальную и трогательную историю. Потому что она не только о любви и о судьбе, но ещё и о мучительно трудной зависимости каждого человека от обстоятельств (и не имеет значения, что или кто имеется в виду под этими обстоятельствами: мастер ли по барометрам, вышестоящий ли начальник, государство ли…).

…Заслуженный артист России, актёр с единственной записью в трудовой книжке (Омский театр кукол), режиссёр-постановщик, лауреат Премии Администрации Омской области "За вклад в развитие культуры и искусства", Лауреат II регионального фестиваля театров кукол Сибири в номинации "За честь и достоинство", Лауреат Премии губернатора Омской области "За заслуги в развитии культуры и искусства" имени Н. Чонишвили, Лауреат областного фестиваля-конкурса "Лучшая театральная работа" в номинациях "За творческие достижения в искусстве кукольного театра" и "Легенда Омской сцены". Пять лет назад его имя было занесено в "Книгу почёта деятелей культуры города Омска"…

О регалиях и званиях вспомнилось. Ещё давным-давно в нашу великую град-столицу отправились из нашего не столь великого, но всё же театрального Омска документы о присвоении Эдуарду Семёновичу Уракову звания "Народный артист России". В каких они там "ельцинско-путинских" дебрях затерялись – неведомо по сей день…

…Не договорили, Эдик… Прости. Скоро встретимся-попрощаемся на Гражданской панихиде, в театре твоей судьбы, в понедельник, 24-го… Твой последний "выход на сцену"… Не договорили…

                                    Сказки от нас не уходят совсем,
                                    не улетают сквозь дверь и окошко,
                                    сказки кончаются только затем,
                                    чтобы могли мы подумать немножко…

Нет, Эдик, не так! Правильней будет по-другому:

                                    …А не то рвану по следу
                                    (Кто меня вернёт?!) –
                                    И на валенках уеду
                                    В сорок первый год…

Просмотров: 4899
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 4):

24.11.2014
Анатолий Петров
Действительно, если есть что-то несомненно светлое в нашем мире, так это люди, подобные Эдуарду Семеновичу Уракову.
В его добром облике, его глазах всегда отражались не просто богатейшая творческая личность, огромный талант. Он излучал тепло и любовь к людям, прежде всего нашим детям, десятки тысяч которых, побывав на его спектаклях, встретившись и пообщавшись с ним, тоже становились лучше, подрастали более человечными.
Аплодисменты замечательной, по-настоящему, с огромным достоинством прожитой Жизни! Спасибо Вам, Эдуард Семенович за все, и Вечная Вам Память!

P.S. Сергею Денисенко отдельное спасибо за такой замечательный отклик на нашу общую потерю...
22.11.2014
Сергей Котов
Светлая Память!
21.11.2014
Алексей Декельбаум
Господи... Царство небесное и вечная память. И уж конечно она будет самой светлой.
21.11.2014
Elena
Очень жаль...Светлая память

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

616 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1392 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик