Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
26
февраля
вс
Ночь -7
День -5
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD57.75 58.45
EUR61.20 62.00
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураСергей Денисенко

Он был из породы Подвижников... (Памяти Актёра и Человека Эдуарда Уракова)

Главная новость
21.11.2014 16:44 4
Поделиться:

…Оглушительное утро 21-го ноября… Не стало легендарного актёра-кукольника, заслуженного артиста России Эдуарда Уракова…

Эдуард Семёнович, "дядя Эдик", легенда Омска театрального, давно уже ставший одним из главных "символов" омского театра "Арлекин"... И почему-то строчки Геннадия Шпаликова пульсируют в висках. Вот эти, помните?

                                    …Путешествие в Обратно
                                    Я бы запретил.
                                    И прошу тебя как брата:
                                    Душу не мути!..

                                    А не то рвану по следу
                                    (Кто меня вернёт?!) –
                                    И на валенках уеду
                                    В сорок первый год…

…Год рождения – 41-й. Эдику всегда очень нравилась "обнаруженная" мною цифровая стабильная закономерность в его судьбе: он всегда юбиляр одновременно с "Арлекином" (главным и единственным театром своей судьбы) и всегда младше родного театра на 5 лет…

Ещё в начале 1980-х (Эдуард тогда 40-летие отмечал) задал ему вопрос: "А каково это – ощущать себя в сорокалетнем возрасте ветераном, получив медали и "За трудовую доблесть", и "Ветеран труда"?". Эдик только руки в стороны недоумённо развёл…

Он начал "играть в куклы" с 1958-го года. А до этого у Эдика, самого младшего в многодетной семье Ураковых, – всепоглощающая жажда лицедейства. Пел, читал, танцевал – в общем, всё что угодно, лишь бы на сцене. В 1958-м заканчивал вечернюю школу, подрабатывал "на стороне". И вот семнадцатилетнему Уракову становится известно, что Театру кукол срочно требуются монтировщики декораций…

Эдуард так об этом рассказывал: "Я был ошарашен, попав за кулисы театра… Через некоторое время поймал себя на мысли, что знаю наизусть многие спектакли. А как на сцену хотелось!.. И вдруг – счастливая для меня случайность: не выходит на работу один из артистов (дело 1-го января было), а в этот день – аж четыре спектакля. Ситуация тупиковая, и тут помощник режиссёра, уже от абсолютной безвыходности ситуации, предлагает попробовать мне…".

И после этого монтировщика декораций Эдуарда Уракова начали "потихоньку-полегоньку" занимать в спектаклях (браво Анастасии Трифоновне Варжало, тогдашнему главному режиссёру театра, создавшей, по сути, учебную студию в Театре кукол!).

…Меня всегда завораживало начало информационной справки об Уракове, напечатанной в энциклопедическом каталоге "Актёры России" (Москва, Санкт-Петербург, 1999): "Ураков Эдуард Семёнович… Владеет: перчаточными, тростевыми, теневыми, планшетными куклами, произвольным предметом, живым планом, пантомимой, маской, мамуленгами, марионетками". Завораживает не словом "мамуленги", а словом "владеет". И спонтанно рождается чуть ли не афоризм: владеть – значит жить. Потому что жизнь для творческого человека – это, в первую очередь, владение ремеслом. У него было незаурядное драматическое дарование. Но о том, чтобы сменить профессию актёра-кукольника на актёра драматического театра, он никогда даже не помышлял. Больше всего любил работать с "верховыми" и "тростевыми" куклами, хотя считал, что возможностей больше у кукол планшетных, потому что в этом случае у актёра больше возможности… помочь кукле. Помочь кукле стать живым существом.

Острохарактерность – одна из главных черт его актёрского дарования. Роли Уракова не бывали "проходными" – будь то Злой Тролль и Принц в "Снежной королеве" или Бармалей в "Айболите", Король в "Коте в сапогах" или Черномор в "Руслане и Людмиле". А вспомните его бунтаря Петера из "Холодного сердца", спектакля, сделанного в стилистике "театра масок": образ, созданный Ураковым, нёс в себе высокую шекспировскую трагедийность!

Особо – это его блистательный моноспектакль "Еврейское счастье"…

Особо – его любимый Ау из "Жуткого господина Ау"…

О, какое это было для меня счастье – придумывать песенные тексты для спектакля про дядюшку Ау (над этим спектаклем, ставшим впоследствии "долгожителем" в репертуаре, работали режиссёр Лариса Шуринова, художник Ольга Верёвкина, композитор Илья Хейфец)!..

                                    Сказки от нас не уходят совсем,
                                    не улетают сквозь дверь и окошко,
                                    сказки кончаются только затем,
                                    чтобы могли мы подумать немножко.

                                    Если когда-то взгрустнётся кому,
                                    пусть не становятся хмурыми лица.
                                    Вспомнится вам человечек Ау,
                                    ну а не вспомнится, – значит, приснится…

Сделанное Эдуардом Ураковым исчисляется… поколениями. Можно перечислить, конечно же, все его роли (а сыграл он в "Арлекине" чуть ли не в полутораста спектаклях!). Но я хочу сейчас напомнить и о великой (именно так: великой!) подвижнической миссии Эдуарда Семёновича, трепетно хранящейся в памяти действительно "целых поколений": на разных телеканалах, в годы разные – яркие, мудрые, добрые авторские программы Эдуарда Уракова (для тысяч и тысяч детей – просто "дяди Эдика"): "Баюшки", "Про театр, про кукол, про сказки", "У Лукоморья"…

А потом всё это исчезло… Вспоминаю наш разговор:

– Эдик, больно ли за то, что кончилось время "Баюшек"?".

Вот как ответил Ураков: "Это не просто боль, Серёжа!.. В принципе, – это катастрофа. И дело не только в телевидении, которое перестало "заниматься" детьми (по сути – перестало Будущим заниматься!). У самого государства, увы, давно уже нет политики мудрого учительствования по отношению к подрастающему поколению; думаю, ты понимаешь – я говорю не о педагогике, а именно об учительствовании. И всё время недоумеваю, когда думаю о чиновниках, от которых зависят все эти больные вопросы: ну как же так, ведь у них тоже есть дети, внуки!..".

Именно ради учительствования Эдуард Ураков стал одним из инициаторов и создателей "Зала для самых маленьких" в новом здании "Арлекина"! И я думаю, что будет очень и очень правильно и мудро, если этот Зал со временем станет именны́м; быть может, – вот так: "Детский Зал имени Эдуарда Уракова"…

…Он был из исчезающей сегодня породы творцов-подвижников. Его естественное состояние – работа. На износ. С изредка возникающим чувством зависти к тем, кто – "просто актёр и больше ничего". Он никогда не был "просто актёром", актёрская профессия сочеталась и с работой помрежем, и с функциями завпоста... Но не только в этом дело. Подвижничество Уракова – это постоянная большая занятость в репертуаре; это изъезженная вдоль и поперёк Омская область (он бывал со своими персонажами почти во всех деревнях!), гастроли в десятках городов страны; это активная работа в правлении Омского отделения Союза театральных деятелей, Совете Дома актёра, художественных советах театра и СТД; это около полусотни ежегодных творческих встреч; это большая помощь юным кукловодам из художественной самодеятельности; это огромная, искренняя, неизбывная любовь к детям... "Дядя Эдик!!!" – кричали ребятишки, окружая его на улице… Я совершенно точно знаю: вопрос "Кто, если не ты?", – вот что всегда определяло "барометр жизни" Эдуарда Уракова. Концепция Уракова – в сказанном им однажды: "Нельзя забывать о предназначении, о том главном, во имя чего мы все работаем в театре кукол, – о воспитании чувств".

Эдик всегда мечтал о "метафорическом" театре кукол (когда исследуются не типы характеров, а типы отношений между людьми), когда дети начинают воспринимать спектакль ассоциативно, когда, наконец, театр (вместе с детьми!) поднимается до уровня философских обобщений. На всех своих творческих встречах он рассказывал про свою "самую-пресамую" любимую сценку-историю "Барометр" (из репертуара румынского кукольного театра "Цэндэрикэ"). Барометр – это домик такой, с двумя дверцами. Музыка, открывается левая дверца, из неё выходит Она, плавно совершает свой круг – и снова скрывается за своей дверцей. В то же мгновение возникает другая музыкальная тема, открывается правая дверца, из неё выходит Он, совершает свой круг – и тоже уходит, в свою дверцу. И так – постоянно, "механически", раздельно друг от друга и не видя друг друга, как хорошая и плохая погода… Но неожиданно барометр сломался. И произошло чудо: вышла Она, вышел Он – и вдруг встретились глазами, увидели друг друга! Две музыкальные темы слились в одну, Он и Она счастливо улыбнулись… Но появился откуда-то хмурый и безликий мастер по барометрам, равнодушно поставил их "на места": Её – в свою дверцу, Его – в свою… Вот, собственно, и всё.

…Я догадываюсь, почему Эдуард Ураков так любил эту печальную и трогательную историю. Потому что она не только о любви и о судьбе, но ещё и о мучительно трудной зависимости каждого человека от обстоятельств (и не имеет значения, что или кто имеется в виду под этими обстоятельствами: мастер ли по барометрам, вышестоящий ли начальник, государство ли…).

…Заслуженный артист России, актёр с единственной записью в трудовой книжке (Омский театр кукол), режиссёр-постановщик, лауреат Премии Администрации Омской области "За вклад в развитие культуры и искусства", Лауреат II регионального фестиваля театров кукол Сибири в номинации "За честь и достоинство", Лауреат Премии губернатора Омской области "За заслуги в развитии культуры и искусства" имени Н. Чонишвили, Лауреат областного фестиваля-конкурса "Лучшая театральная работа" в номинациях "За творческие достижения в искусстве кукольного театра" и "Легенда Омской сцены". Пять лет назад его имя было занесено в "Книгу почёта деятелей культуры города Омска"…

О регалиях и званиях вспомнилось. Ещё давным-давно в нашу великую град-столицу отправились из нашего не столь великого, но всё же театрального Омска документы о присвоении Эдуарду Семёновичу Уракову звания "Народный артист России". В каких они там "ельцинско-путинских" дебрях затерялись – неведомо по сей день…

…Не договорили, Эдик… Прости. Скоро встретимся-попрощаемся на Гражданской панихиде, в театре твоей судьбы, в понедельник, 24-го… Твой последний "выход на сцену"… Не договорили…

                                    Сказки от нас не уходят совсем,
                                    не улетают сквозь дверь и окошко,
                                    сказки кончаются только затем,
                                    чтобы могли мы подумать немножко…

Нет, Эдик, не так! Правильней будет по-другому:

                                    …А не то рвану по следу
                                    (Кто меня вернёт?!) –
                                    И на валенках уеду
                                    В сорок первый год…

Просмотров: 5027
Добавить комментарий [Условия размещения]

Комментарии пользователей (всего 4):

24.11.2014
Анатолий Петров
Действительно, если есть что-то несомненно светлое в нашем мире, так это люди, подобные Эдуарду Семеновичу Уракову.
В его добром облике, его глазах всегда отражались не просто богатейшая творческая личность, огромный талант. Он излучал тепло и любовь к людям, прежде всего нашим детям, десятки тысяч которых, побывав на его спектаклях, встретившись и пообщавшись с ним, тоже становились лучше, подрастали более человечными.
Аплодисменты замечательной, по-настоящему, с огромным достоинством прожитой Жизни! Спасибо Вам, Эдуард Семенович за все, и Вечная Вам Память!

P.S. Сергею Денисенко отдельное спасибо за такой замечательный отклик на нашу общую потерю...
22.11.2014
Сергей Котов
Светлая Память!
21.11.2014
Алексей Декельбаум
Господи... Царство небесное и вечная память. И уж конечно она будет самой светлой.
21.11.2014
Elena
Очень жаль...Светлая память

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Несчастливый храм

Летом 2016 года краеведы города Тары были уверены, что борьба за сохранение исторического облика храма, памятника федерального значения – дело чести не только для реставраторов и политиков, но и для каждого жителя города.

558 просмотров
БЦ БЦ "Радуга"

Особое питание для особенных детей

Проект направлен на поддержку детей с тяжелыми заболеваниями, а так же, на семьи с тяжелым материальным положением.

667 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место

Я - доброволец!

Добровольческие мероприятия и акции, проходящие в Омске и области. Сделайте свой город лучше!
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Потому что надо во время проводить обучение сотрудников! Это ведь не шутки. У н...

// 17 жителей Омской области погибли на работе в 2016 году

Антиватник:

Как можно отпустить клиентов, которым светит 20 лет колонии???

// В Омске двоих студентов колледжа задержали по подозрению в сбыте синтетических наркотиков

Михаил:

Надо было конфисковать в пользу государства и отдать детям в школы и дет.сады. О...

// В Омске уничтожили 860 килограммов санкционных киви из Греции

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2017г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик