Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
5
декабря
пн
День -17
Вечер -18
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.60 64.50
EUR67.80 68.50
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиКультураАлександр Лейфер

"Любить молодёжь не просто на словах..."

Главная новость
В начале лета я уже рассказывал об этой книге. Тогда её подготовка ещё только началась, а сейчас в одной из лучших омских типографий заканчивается изготовление её тиража, и встреча с читателем состоится буквально на днях. Речь идёт о книге "Третий трудовой семестр", посвящённой 50-летию студенческого стройотрядовского движения в нашей области, которое отмечается в этом году. Автор-составитель этого издания – известный омский предприниматель, кандидат экономических наук Павел Борисов в конце книги отвечает на мои вопросы, и данное интервью служит своего рода послесловием.
05.08.2014 10:40
Поделиться:

– Павел Иванович, недавно я смотрел телепередачу, посвященную нынешнему омскому студенческому отряду, в которой принимали участие и Вы. И мне показалось: несмотря на то, что на дворе стоят совсем другие времена, давний стройотрядовский дух жив. Молодые участники передачи ждут от третьего трудового семестра не только прибавки к личному бюджету: одних интересует возможность испытать себя, других – знакомства с новыми людьми, третьих – далёкие города и веси, где предстоит трудиться…

– Это так. Но, к сожалению, сегодня в некоторых учебных заведениях, как в высших, так и в средних специальных, царит некий псевдокапиталистический подход ко многим вопросам – всё переводят на деньги. Дадите деньги – мы организуем вам стройотряд. Это, на мой взгляд, весьма опасная тенденция. Ведь есть вещи, которые никакими деньгами не купишь. И, к счастью, то, что вы назвали стройотрядовским духом, относится именно к этим вещам. Дух этот передается из поколения в поколение и не вытравлен в ребятах, он остался! Молодой задор всё-таки есть, и они едут проводниками, строителями, сборщиками фруктов и овощей, вожатыми не только для того, чтобы подзаработать, они едут узнать жизнь, познакомиться с новыми людьми и обстоятельствами, испытать себя в трудностях, в общении с окружающими. Это молодое, здоровое любопытство к жизни изначально заложено в душе российского человека, особенно молодого.

Но давайте поговорим вот о чём. Я много общаюсь с молодёжью. И часто парень или девушка говорят мне такое: "Я окончил с отличием школу, учусь сейчас на таком-то курсе в университете, но мое обучение абсолютно не привязано к конкретному делу, к моей специальности, оно формализовано, в университет я хожу просто в силу ответственности и для того, чтобы родителей не расстраивать, чтобы в результате диплом получить…". Это очень серьёзно, речь идет о том, что порой мы готовим специалистов в никуда. Идёт нецелевая подготовка, молодые люди не знают, куда пойти работать после ВУЗа. Не привязаны к будущей практической работе курсовые и дипломные "сочинения". То есть ведётся подготовка ради подготовки. Иной раз мы, взрослые, ворчим: молодёжь, мол, теперь не та… А я говорю: в данном вопросе как раз взрослые "не те", потому что они, ответственные дяди и тёти, не чувствуют требований молодёжи. Молодёжь, наоборот, резко пошла вперёд, а руководящие нашим образованием и нашей промышленностью взрослые отстали от требований времени, они не слышат молодёжь, не хотят понимать, что нынешние студенты не желают формализма в образовании, им нужно конкретное обучение, им нужно знать, ради чего они учатся, не ради же того, чтобы принести папе с мамой долгожданный диплом, а потом устроиться трудится в бутик – продавать модное барахло. Ради этого учиться или ради того, чтобы поднять нашу промышленность, чтобы наша страна была конкурентоспособна? И третий семестр, студенческий отряд – большой помощник в воспитании такого гражданского сознания. Часто отряд помогает сориентироваться в будущей профессии, помогает получить первые навыки руководства людьми, коллективом.

– Всё это весьма серьёзно, Павел Иванович. Безусловно, отсутствие обязательного государственного распределения имеет свои отрицательные стороны. Но давайте ближе к теме нашего разговора. Как и когда Вы сами окунулись в атмосферу третьего студенческого семестра?

– Если можно, то расскажу с самого начала – как я почувствовал вкус труда. Мне было 15 лет, я окончил восьмилетнюю школу, и мой дядя по матери предложил мне поработать во время летних каникул на строительстве посёлка Октябрьское Горьковского района. Проект посёлка делал "Облколхозстрой", было создано специальное ПМК. И я целый месяц участвовал в теодолитной съёмке – носил рейку. Мне заплатили хорошие по тем временам деньги, получилось даже больше, чем заработал в тот месяц мой отец (он трудился автослесарем-мотористом). Нетрудно представить, какие чувства распирали меня, когда я отдавал маме свою первую зарплату…

После средней школы поступил работать в машиностроительное конструкторское бюро электрорадиомонтажником, а также стал студентом-вечерником электрорадиотехнического факультета Омского политехнического института. Окончив первый курс, пошел служить на Дальний Восток в пограничные войска. Отслужив, вернулся в институт, но уже на дневное отделение полиграфического факультета. Приехал в родное село к родителям, а там шло строительство нового Дома культуры, и работал на этой стройке студенческий отряд. Ребята буквально заразили меня задором и азартом, с которыми они трудились. После первого курса я приехал в своё село бойцом студенческого стройотряда, потом дважды выезжал уже командиром. Мы строили благоустроенные двухэтажные коттеджи нового посёлка городского типа, животноводческий комплекс.

Когда наш отряд занял третье место по институту, меня поставили командиром штаба студенческих отрядов полиграфического факультета. Должен признаться, что по характеру я весьма настырный и всегда стремлюсь, если за что-то берусь, доводить дело до конца. После 4-го курса меня ставят командиром штаба студенческих отрядов всего политехнического института. В других вузах на такую должность в те времена доцентов назначали, а наш ректор настоял на моей кандидатуре.

– Что строили?

– Объём был большой: Муромцевский, Нижнеомский, Кормиловский, Калачинский, Горьковский, Оконешниковский районы. Например, в совхозе "Золотонивский" Оконешниковского района строили жилые дома – улицу для молодых специалистов. В Крестинском и Чистовском совхозах этого же района были большие поголовья овец – строили для них животноводческие помещения; в Измайловском, Осокинском, Куликовском совхозах возводили помещения в соответствии со специализацией этих хозяйств: птицеводческого, животноводческого, кролиководческого назначения. Строили и элеваторы, и кормоцеха, и складские помещения – весьма разнообразные были объекты. Много проводили работ, связанных с отделкой, потому что именно специалистов-отделочников всегда хронически не хватало. В Калачинске, например, строительный отряд из пединститута занимался такой работой.

После пятого курса был образован институтский круглогодичный трудовой штаб, наш ректор – Юрий Валерьянович Селезнёв – счёл нужным ввести взаимодействие учебного процесса и производственной работы – в этом он увидел возможность более зрелого формирования специалистов. Вообще наш институт был в авангарде многих хороших новшеств студенческого трудового движения. Можно вспомнить первый отряд "Энергия", отряды "Целинный" и "Внедрение", отряды проводников, вожатых, "южные" отряды сборщиков чая, овощей и фруктов, отряды, отправлявшиеся на Сахалин – на путину, на БАМ. А сколько романтики было в труде отрядов, строивших линии электропередач – знаменитые ЛЭП-10, ведь благодаря им в село приходил свет. Прокладывали в отдалённые деревни и радиолинии, и телефон. И всё это руками студентов.

– Не знаю, как сейчас, но говорят, тогда практика показывала, что производительность труда студентов-строителей была выше производительности труда профессионалов, и это, естественно, очень нравилось руководителям хозяйств. Так?

– Ситуация заключалась в том, что тогда организация строительства, разработка проектной документации предусматривала большой временной запас. Это уже потом появился известный метод Злобина с его экономией материалов, с аккордной системой оплаты труда – он, этот знаменитый метод, всколыхнул строительство. Но это пришло позже. А тогдашние официальные сроки строительства студентам, конечно, не подходили, у нас время, отпущенное на работу, было крайне ограничено – летние каникулы, 1 сентября начинался учебный процесс. Помню, я пришел заключать договор на строительство животноводческого комплекса в с. Серебряное Горьковского района (колхоз "Иртыш"), Николай Терентьевич Приходченко был руководителем. Нормативный срок строительства этого комплекса составлял полтора года. Я подобрал бригаду студентов-пятикурсников, которые уже имели опыт работы у нас в отрядах, и сказал, что мы построим за 2,5 месяца. И построили.

– За счёт чего происходила такая колоссальная экономия времени?

– В стройотряде (это одно из самых главных его достоинств) руководитель сам становится экономистом, организатором производства. Он прежде всего берёт карандаш и расписывает весь объём работы. Впереди 45 или 50 дней, и намечается, что нужно сделать в первый день, что во второй, в третий – и так до конца. И каждый в отряде знает простую вещь: пока ты этого "урока" не сделал, твой рабочий день не закончился. И тогда человек самоорганизуется. Не тратит время на какие-то вольности, на бесконечные перекуры, потому что понимает: если он не сделает норму до шести вечера, то будет работать до восьми, не сделает до восьми – будет работать до десяти… Вначале, конечно, нелегко, а потом люди втягиваются, и все идёт нормально.

Производительность труда была небывалая. Иной раз она в три раза превышала привычную, общепринятую в отрасли. И так на любых работах. Повторяю, это самое главное в стройотрядах – воспитание самоорганизацией, для молодого человека это особенно важно. Помню, как тогда руководители "Облколхозстроя" – начальник, его заместитель, начальник производства и главный инженер – смотрели с ухмылкой: мол, ПМК такой комплекс 1,5 года делает, а здесь какие-то пацаны с политехнического института за 2,5 месяца взялись. А мы сделали, и эти люди с удивлением вручали нам знамя "Облколхозстроя". Это было нечто.

– А качество?

– Высокое качество выполняемых работ было заложено с самого начала, обоснованно экономически, потому что, если ты сделал всё качественно и с рациональной экономией материалов (материалы тогда закладывались со значительным увеличением, прямо скажем, на авось), тогда получай еще плюс 30 % от аккордной суммы заработка. Кто же станет при таких условиях халтурить?! Принимать приезжала государственная комиссия. По сей день на отдельных объектах красуется студенческий знак качества, он прямо на зданиях крепился. Знаки такие сохранились, и ими гордятся – это студенты построили!..

– Чем же объяснить всё это?

– Обычные строители, особенно рядовые или находящиеся на средних должностях, вопросами организации труда, повышением его производительности, нормированием и т. д. не занимались, это была прерогатива либо начальника стройуправления, либо его главного инженера. А те скованы различными нормативами, несовершенным и негибким законодательством, тем же трудовым кодексом, профсоюзным колдоговором и т. д. и т. п. А студент – творческий, свободный человек, в стройотряде совсем иные правила. И когда он приходил на стройку, то пытался проявить это творчество во всём.

А взять другую сторону деятельности студенческих отрядов. Когда студенты приезжали на село, то деревенская молодёжь смотрела на них, особенно в удалённых от города деревнях или посёлках, как на инопланетян. Ведь в каждом отряде, кроме командира и инспектора по технике безопасности, был еще комиссар – человек, игравший в жизни отряда весьма важную роль. Он занимался общественно-политической и культурно-массовой работой. Её, если можно так выразиться, "профиль" зависел от того, какой это отряд. Если это отряд из культпросветучилища или из музыкального училища – одно дело, если из технологического техникума, где готовили парикмахеров и других специалистов сервиса, – совсем другое. В зависимости от специфики отряда составлялась программа кульпросветдеятельности. Если, например, в отряде было больше парней, делался уклон в спортивную работу, если отряд был из мединститута, помогали местному населению с медицинским обслуживанием, с соответствующими лекциями.

Но плюс ко всему выполнялись и иные работы. Например, бесплатно ремонтировался дом матери или жены погибшего на войне сельчанина, приводился в порядок мемориал участников Великой Отечественной войны на центральной усадьбе хозяйства, была акция "Солдатские письма", акция помощи Домам ребенка. Организовывались летние лагеря-спутники для детей-школьников в том или ином селе. Строились спортивные площадки, проводились соревнования.

– Всё это плюс к основной работе?

– Да. Были интереснейшие, талантливые агитбригады. В отряде "Далюрад" – "Дарить людям радость" – была такая популярная агитбригада, что её трудно было застать на месте: приедешь к ним утром – они выступают где-то в лагере перед малышами, приедешь днём – уехали на полевой стан, дают там концерт во время обеденного перерыва, а вечером – обязательно концерт в клубе, в местном или опять на выезде, в соседней деревне.

У нас в Омском политехническом институте было четыре народных коллектива, работавших на профессиональном уровне. Это, например, известный ансамбль скрипачей, танцевальный коллектив, театр миниатюр, ансамбль "Альтаир". У них и за границей выступления бывали. И они приезжали в места работы наших отрядов – представляете, какая это была сенсация для деревенской публики…

– Есть вышедшее еще в 1985 году издание В. Двораковского, А. Каранта и С. Липатова "С огнём комсомольским в груди", посвящённое третьему трудовому семестру. Из него я понял, что годом начала этого движения в Омске принято считать 1964-й, не так ли? Откроем эту небольшую, теперь уже редкую книжку. "1964 год, – написано в ней, – начало биографии омского ССО. 340 бойцов из пяти вузов города выехали в Казахстан. Отрядом (командир А. Корнеев, комиссар В. Кий) построены первые студенческие объекты, освоено 560 тысяч рублей капиталовложений. Домой ребята вернулись с памятным Красным знаменем Казахстана. На студенческой целине Казахстана ковались кадры омского ССО".

– Официальное оформление омские студенческие стройотряды получили действительно в 1964 году. Но отдельные проявления этого студенческого движения были в Омске и раньше. В некоторых вузах создавались отряды, бригады для внутренних работ, для выездов в какие-то подшефные хозяйства. У нас в политехническом выезжали в Алексеевский совхоз в 1961 году. Потом на основании устава был создан первый целинный отряд. Позже система совершенствовалась, были приняты решения ЦК комсомола о создании штабов студенческих отрядов в крайкомах, обкомах. Появились командиры и комиссары, главные инженеры и главные врачи. Сама организационная структура развивалась и развивалась весьма успешно, быстро, без традиционных российских бюрократических "надстроек" и проволочек.

Многое решалось тут же, хорошие идеи подхватывались без всякого "согласования" с высоким начальством, что называется, с колёс. Вот пример. В 1979 году я пришел к нашему ректору Ю. В. Селезнёву и сказал, что у управляющего омским трестом крупнопанельного домостроения ситуация катастрофическая, у него стоят несколько десятков уже смонтированных домов, но работы на них не ведутся – нет отделочников, и поэтому он не может сдать эти дома. Я высказал тогда предложение – оперативно сформировать специальный стройотряд отделочников из студентов вечернего отделения. При тресте КПД есть училище, где их за 3-4 месяца обучат на штукатуров, маляров, плиточников. А потом с этим отрядом и тресту поможем, и ребята заработают. Сказано – сделано: вскоре появился отряд "Политехстрой". Он немало сделал для развития жилищного строительства в нашем городе. И в том, что Омская область довела тогда цифру сдаваемых квадратных метров жилья до миллиона в год, есть заслуга и "Политехстроя".

– Что, на Ваш, Павел Иванович, взгляд, можно взять из старого опыта в применении к нынешнему студенческому третьему семестру, к этому движению на его сегодняшнем этапе, какие могут быть здесь улучшения?

– Студент как устроен? Я, помню, пришел на практику в Дом печати к главному инженеру А. Н. Тягуну, спросил тему работы для диплома. Он вначале с иронией ответил: "Перейдешь через проспект Маркса, пройдешь на Иртышскую набережную, все ваши дипломники там – загорают". Я настаиваю: "Мне нужно конкретно попытаться решить какую-либо техническую проблему, которая у вас в Доме печати есть. У вас ведь есть такие проблемы?". Главный инженер оставил свой полуернический тон и сказал, что проблем таких хоть пруд пруди – целый список. Посмотрели, выбрали, и в результате получился диплом, имеющий реальное практическое значение: он "разруливал" узкое место – заточку ножей для резки бумаги.

– Вы хотите сказать, что нужно конкретизировать любую деятельность, в том числе и деятельность студенческих отрядов?

– Нужно уважительно относиться к молодёжи, к её воспитанию. Любить молодёжь не просто на словах, а реально. Сейчас в областном студенческом отряде насчитывается более четырёх тысяч бойцов. В наше время эта цифра была раза в три больше. Но дело, разумеется, не только в цифрах.

Многих сегодня объединяет отряд "Проводник". Труднее стало со строительными объектами, другое время на дворе – работодатели стараются использовать дешёвую рабочую силу, прибывающую к нам из ближнего зарубежья. Но я считаю, что это вопрос времени. То, что касается непосредственно производственных, технологических, внедренческих, инвестиционных отрядов, – они, конечно, возродятся. Без этого просто невозможно. Такие отряды возьмут своё. Это касается и отрядов сервисного плана, отрядов пионервожатых, на следующий год здесь наверняка и Крым подключат.

Другое дело, чтобы отряды были по профилю того или иного учебного заведения – об этом я не устаю говорить. Особые перспективы, особая поддержка должна оказываться отрядам, необходимым именно для практики будущего специалиста. Это связано с развитием организаторских способностей молодых людей, с созданием микроклимата в коллективе, с формированием корпоративного духа. Именно в студенческом отряде можно научиться понимать, с кем, как говорится, можно пойти в разведку, а с кем – нет, кто подставит плечо в трудную минуту, а кто не подставит. Именно в отряде можно и нужно дать возможность студентам, будущим специалистам и руководителям проявить и испытать себя. Без этого просто невозможно.

– Как родилась идея этой книги?

– Мы как-то встретились с Аллой Александровной Весниной, она была у нас в политехе руководителем худсовета довольно длительное время, сейчас работает на кафедре математики. Разговорились о былом, в частности, о стройотрядах. И была при этом разговоре Светлана Николаевна Иванушкина, директор институтского музея. Она сказала, что у них в музее работает Геннадий Васильевич Павлов, а я его знал в те времена, когда и он тоже выезжал в составе первых студенческих отрядов. Я у нее спросил насчёт газеты "Политехник", которая в своё время хорошо освещала третий трудовой семестр. Оказалось, что всё сохранилось, даже имеется в электронном виде.

Этот разговор стал толчком к работе. Летопись стройотрядов основана на материалах газеты "Политехник", они позволили объединить и выстроить разрозненные факты в более или менее стройную линию, изложить события в хронологическом порядке. Помогли также и газеты "Молодой сибиряк", "Студенческая планета". Сохранились кое-какие данные, связанные с моей работой секретарем комитета ВЛКСМ политехнического института (1979–1982). Появились и еще некоторые материалы. Помогла, в частности, уже упомянутая в нашем разговоре книжка, которая была выпущена к 20-летию областного студенческого отряда – "С огнём комсомольским в груди" В. Двораковского, А. Каранта и С. Липатова. Помогали многие из бывших стройотрядовцев.

Просмотров: 1812
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

474 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1239 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Блоги
Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

480 просмотров
Справочник
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик