Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
5
декабря
пн
Ночь -16
День -12
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD63.70  
EUR67.90 68.10
 ПокупкаПродажа

18+

БлогиНаукаВладимир Гопко

Массовый туризм и космополитизм

Главная новость
Исследование процессов, порождённых глобализацией, привело к признанию факта: глобальные проблемы можно решать, прилагая глобальные усилия. Глобальные усилия могут быть приложены при наличии глобальных ценностей, объединяющих людей.
30.06.2014 10:54
Поделиться:

Возможно, среди таких ценностей одними из главных должны стать Планета и Люди ("Человечество" звучит слишком абстрактно и раздражает излишней пафосностью). Эти ценности можно было бы поставить в ряд так называемых общечеловеческих ценностей, но последние, хотя и давно декларированы, присутствуют в рамках государств, отношения между которыми нередко ломают добрый настрой своих граждан к гражданам других государств. И все же процессы формирования новых ценностей идут, хотя и не всё так однозначно. На эти процессы, как представляется, важное, а, может быть, решающее влияние должен оказать космополитизм как форма отношения к людям, живущим на Планете, и к самой Планете. Если Родина, с её людьми, природой, культурой, местом на планете - безусловная ценность, то патриотизм – форма чувствования Родины. Если Планета, с её людьми, природой, культурой, местом в космосе – ценность, то космополитизм – форма чувствования Планеты. Возможно, следует говорить не о новых, глобальных ценностях, а о глобализации классических, общеизвестных ценностей, содержание которых будет расширяться и наполняться новым, более глубоким содержанием.

Человечество прошло в ходе своей истории несколько этапов, если можно так выразиться, укрупнения патриотизма – от семейного к родовому, затем - к племенному, и, наконец, к государственному. К этому можно добавить патриотизм континентальный и специфический патриотизм европейский. Тема патриотизма, безусловно, выглядит весьма болезненной, поскольку Родина является ценностью, не вызывающей сомнений у подавляющего большинства людей. Вместе с тем, процессы глобализации, которые порождают множество подходов к ним, не меньшее число толкований, классификаций, оценок и споров, являются реальностью, из которой выйти не возможно.

Не имея возможности в рамках небольшой статьи подробно развивать и аргументировать нашу позицию по проблемам, связанным с пониманием и трактовкой ценностей, кратко обозначим ряд подходов к ним.

Часто во многих философских, социологических, политологических и других работах выражается скорбь в связи с утратой многих традиционных классических ценностей и, как следствие, чувств, эмоций, убеждений, качеств, порождаемых ими (патриотизма, чувства национальной гордости, гуманизма, духовности и т.д.).

Но, во-первых, эта скорбь вызвана, как представляется, несколько зауженным восприятием действительности, и склонностью ряда авторов к преувеличениям негатива; кроме того, кризисные явления в сферах культуры, экономики и политики породили своего рода моду на философский пессимизм. Эта мода, в свою очередь, породила некоторое количество пророчеств о "концах" ("конец истории", "конец науки", "конец доллара", "конец Европы", "конец России", "конец Света" и множество других "концов"), причем ни один из "концов" не осуществился.

Во-вторых, упомянутые ценности, как представляется, отнюдь не утрачены, по крайней мере, большинством населения большинства стран, о чем говорят политическая, экономическая и культурная ситуации в этих странах (кризисные явления последних лет не явились, как представляется, результатом распада ценностей в сознании большей части людей, а результатом несовершенства управления глобализирующейся экономикой).

В-третьих, формирование или изменение содержания ценностей вовсе не обязательно приводит к "утрате самоидентификации личности", "бегству от свободы" и тому подобным ужасам. Если человеком овладели новые ценности, он не станет переживать об утрате старых. Классические ценности, кстати, не смогли удержать человечество от двух мировых войн. Но, возможно, они, напротив, способствовали их развязыванию. По крайней мере, при помощи классических ценностей можно манипулировать людьми столь же успешно (а, возможно, и более успешно), как и стремлением к потребительству и удовольствиям. Проблема состоит не в интенсивности официального, государственного пропагандирования тех или иных ценностей, а в подлинности, искренности их восприятия личностью. Ценности можно лишь декларировать, что происходит нередко как на личностном, так и на общественном и государственном уровнях, но можно и жить и действовать в соответствии с ценностями, если таковые личностью и обществом усвоены.

Что касается России, то, как представляется, основным источником аномии и разрушителем ценностей здесь является чиновничество, которое сформировалось благодаря негативной селекции в политической сфере страны. Суть негативной политической селекции – отбор худших, которые являются таковыми по причине отсутствия у них позитивных человеческих качеств [1]. Видимо, это явление присутствует в той или иной степени во всех странах. Всплеск негативной политической селекции в России пришелся на конец восьмидесятых – девяностые годы. Но процесс этот не завершился, поскольку сформировалась порочная система, сущностной особенностью которой является вплетение в её структуру коррупционно-киллерно-расхитительной составляющей. Реформировать такую систему чрезвычайно сложно, прежде всего, по причинам её (просим извинить за тавтологию) системности и жесткой направленности к самовоспроизводству. К тому же, она (система) фактически включает в себя бизнес и естественные монополии, в которых присутствовала та же негативная селекции в то же время.

Слово «космополитизм» долгое время играло в нашей стране роль жупела, многие воспринимают его таковым и до сегодняшнего дня. Действительно, понятие "космополитизм" (от греч. kosmopolites - космополит - гражданин мира) - одно из самых спорных, понимаемых и как нечто крайне негативное, так и весьма позитивное, способное стать явлением, за которым будущее.

В связи с этим напомним, что, практически, каждое понятие может быть истолковано в противоположных смыслах или воспринято без осмысления под влиянием внушенных стереотипов. Впрочем, вместо слова "космополитизм" можно употребить словосочетание "планетарный патриотизм" или что-нибудь ещё, но суть подразумеваемого процесса заключается в том, что в сознании людей на эмоциональном уровне формируется отношение к Другому как к части Своего или, если угодно, Нашего. Это Другое уже не чужое и тем более – не чуждое. Если глобализация – сближение различий для их взаимодействия, то космополитизм – его (сближения) составляющая.

Безусловно, на идее космополитизма возможно, и даже неизбежно, паразитирование носителей разрушительных идей, которые можно свести к двум основным видам: 1) абсолютизации "общеземного патриотизма" вплоть до отрицания всех иных форм патриотических чувств, и 2) полного отрицания мирового гражданства под флагом противопоставления любви к своей Родине и любви к своей Планете.

Мы исходим из убеждения, суть которого заключается в том, что любовь к Родине не только не может зиждется на указанном противопоставлении, но, напротив, предполагает обратное. Нельзя любить свою улицу и ненавидеть город, нельзя любить свой край, но ненавидеть страну…

Есть ещё одно расхожее возражение против космополитизма как образа мышления и чувствования, которое опирается на следующую позицию: процесс глобализации, по сути, является процессом американизации, в котором, мягко говоря, далеко не всё позитивно, следовательно, космополитизм – это всего лишь форма американизма. Действительно, против факта влияния (опять же, далеко не всегда позитивного) Соединённых Штатов на различные аспекты развития европейских и иных стран возразить что-либо трудно (хотя, все-таки можно заметить, что процесс американизации никогда не был абсолютным, и что все страны, втянутые так или иначе в этот процесс, сохраняют свое своеобразие). Но, во-первых, следует разделять "одноэтажную Америку" и властвующие экономические и политические структуры, которые, похоже, и в США формируются по принципу негативной селекции (чего стоят впавший в злобное детство Маккейн и имеющая собственное мнение о фактах, о которых она ничего не знает, Псаки), и, во-вторых, необходимо учитывать, что, как показывает история, все процессы в мире (экономические, политические, культурные) развиваются под влиянием и, нередко, водительством стран, обладающих соответствующими ресурсами и имеющих в силу различных причин (геополитических, климатических, географических, исторических и иных) более благоприятные возможности для развития и доминирования в мире. Лидерство тех или иных стран представляется естественным и неизбежным. Не так давно Советский Союз входил в число таких стран, да и современная Россия, при всех проблемах её жизни, не относится к безоговорочным аутсайдерам. Безусловно, безудержной экспансии каких-либо держав должно противостоять во избежание утраты свободы и национальной самобытности, но перечеркнуть полностью влияние стран-лидеров навряд ли удастся. Преодолеть же американизацию можно не укорами и обличением, а развитием собственной страны.

Очевидно, что существенную роль в процессах космополитизации способна сыграть значительно возросшая в течение последних десятилетий мобильность населения планеты (которая растёт вслед за мобильностью информации), одной из важнейших составляющих которой является туризм. По данным Всемирной туристской организации – UNWTO – в 2012 году число международных туристских прибытий превысило миллиард [2].

Современный туризм приобрел столь массовый характер, что его следует рассматривать как важный элемент массовой культуры. Но если массовая культура, а точнее, её наиболее широкий и наименее качественный поток – китч-культура, заслуживает систематической критики и ей постоянно подвергается, то массовый туризм представляется таким её элементом, который заслуживает одобрения и приложения сил к его развитию.

И дело не только в том, что туризм имеет большое значение для развития мировой экономики и (по терминологии К. Ясперса) коммуникации, но и в том, что он выступает одним из факторов глобализации ценностей [3]. Есть, безусловно, и другие факторы, действующие в том же направлении (Интернет, СМИ, массовая культура, в которой, кстати сказать, не всё так плохо, как нередко изображается в некоторых статьях, развитие и распространение демократического сознания и др.), но туризм, очевидно, отличается от них тем, что приводит к живому общению с другой культурой, другими людьми, другой природой, другим климатом, с другой психологической и бытовой атмосферой.

Следует заметить, что привлекательность туристическая тех или иных стран совсем не обязательно совпадает с их экономической и уж тем более, военной, мощью. Эта привлекательность, как представляется, позволяет ряду стран играть более или менее заметную роль в системе международных отношений и, таким образом, поддерживать чувство собственного национального достоинства.

Массовый туризм соответствует основным положениям постмодернизма. Какой бы суровой критике не подвергалась философия постмодернизма, она сказала своё слово, которое из потока мирового осмысления бытия исключить не удастся. Её противники весьма охотно цитируют работы постмодернистов, не только критикуя их концепции, но и подкрепляя собственные. Главное, в чём постмодернизм коррелирует с массовым туризмом – освоение мира как единого целого, что предполагает отказ от абсолютизации оппозиции "Запад - Восток" (под последним понималась большая часть мира, не относящаяся к Европе и Соединённым Штатам), другими словами – космополитизация мышления.

Туризм противостоит основательно надоевшему мрачному восприятию и описанию современного мира. В ряде статей и монографий действительность изображается настолько невыносимой, что остается удивляться, почему до сих пор их авторы добровольно не ушли из неё.

Мы не используем различные классификации туриста, отметим лишь, что массовый турист – это не обязательно, "человек-масса", образ которого описан (или сконструирован) Х. Ортегой-и-Гассетом [4]. Это нормальный человек, среднего достатка, достаточно образованный, семьянин или человек, готовый им стать. Отождествлять туризм и номадизм было бы явной натяжкой. Перефразируя З. Баумана, можно сказать, что турист – это паломник, который находится там, где он и хотел находиться [5]. И пусть он не прокладывает новые пути, пусть он едет туда, где уже побывали его знакомые, он способен видеть в чужой стране то, чего не видят её жители, и он может открыть им глаза на то, чего они в себе не замечали. Турист раскрашивает свою экзистенцию яркими красками удивляющей новизны настолько сочно, что впечатления от путешествий живут в нём долго, и они совсем не похожи на окаменевшие "Воспоминания о поездке" Р. Магрита. Чувства удивления, удовольствия и радости, переживаемые человеком в другой стране, оставляют в его душе неизгладимый след.

В других странах, в изолированной атмосфере курортов, лежа на горячих песках берегов тёплых морей, человек забывает о несправедливостях и глупостях, творящихся в своей стране (несправедливости и глупости, творящиеся в других странах, как-то не замечаются), а путешествие устраняет скуку, заполняя время личного бытия новыми событиями. Кроме того, путешествие в комфорт (имеется в виду отельный туризм) – это отдых от рутинных, изматывающих человека этой рутинностью, забот. Простой клерк, беспощадно эксплуатируемый и часто унижаемый своим начальником, попав хотя бы в трёхзвёздочный отель, ощущает себя господином, имеющим слуг. Но совершенно не обязательно, что он – господин чванливый, он всего лишь испытывает чувство удовлетворения от того, что о нём постоянно заботятся.

Турист – активный участник моды. Если неотъемлемой чертой моды является современность, то турист – человек, безусловно, современный, поскольку быть (или побывать) туристом сегодня модно. Но мода, среди прочих, выполняет демонстрационную функцию, и, таким образом, человек, совершивший путешествие, демонстрирует себе и другим свой престиж. К тому же, мода – космополитична, она присутствует во всех странах, привнося в них единое.

Турист - переживает шоу, но не как пассивный зритель, каковым он является, сидя в кинозале и уж тем более – у экрана телевизора, турист – полноправный участник шоу. Весь тур для него – шоу, в котором вместе с ним участвуют природа и история с их залитой солнцем морем, заросшими зеленью горами, ароматом исторических мест, о которых говорилось в школьных учебниках.

Но турист не только наблюдатель и участник шоу, он в то же время и критик. Он не только отдыхает на пляже. С течением времени, утомившись от пассивного отдыха, он начинает приглядываться к окружающей его действительности и – вольно или невольно – сравнивать ситуацию в стране пребывания с ситуацией в своей стране. Это в какой-то степени стирает психологические грани между своей и чужой страной, поскольку и плохое, и хорошее есть "у них и у нас". Турист не становится гражданином другой страны, но включает её в себя, если даже история сталкивала его страну и страну пребывания в прошлом в войнах. Туризм, таким образом, в какой-то мере противостоит государственному эгоизму и недоверию.

В конечном итоге, турист обретает опыт, расширяя свое мировоззрение и, если можно так выразиться, приводя его к реальности. Он понимает, что не существует беспроблемных стран, что люди, если их не выводить из себя и не провоцировать на агрессию при помощи каких-либо "великих" идей, в общем-то, мало отличаются друг от друга.

Общеизвестно: массовый туризм способен существовать только в условиях мира и благополучия. И то, и другое очень неустойчиво и зыбко. Сам туризм, безусловно, способствует сохранению того и другого, но – лишь способствует. Он не может стать решающим фактором поддержания мира, поскольку не занял (как и культура в целом), как представляется, в сознании людей вообще и властных структур в частности места, равного по важности вооруженной силе, финансам, идеологическим клише. Туризм является следствием ряда процессов, но он ещё не достаточно масштабен, чтобы стать в ряд главных причин. Развитию его масштабности препятствуют бедность значительной части населения многих стран, войны, революции и вражда между странами, которые, в свою очередь, являются результатом обособления политической сферы общества и присутствующей в этой сфере упомянутой выше негативной селекции, порождающей различные политические изломы – диктатуры, игнорирование интересов большинства, самодовление властных структур. На общий процесс глобализации оказывают влияние процессы, многие из которых сами не являются глобальными. Массовый туризм – один из таких процессов.

Представляется, что массовизация туризма явление неизбежное, поскольку мода на него порождена не только ростом доходов значительной части населения, результатом развития современных технологий – информационных, транспортных, производственных, социальных, но и стремлением человека к познанию.

Возвращаясь к мысли о массовом туризме как важной составляющей массовой культуры, заметим, что у последней есть ряд достоинств, которые характерны и для туризма. Речь идет, естественно, об арт-культуре, то есть о том потоке художественной массовой культуры, который включает в себя произведения высокого качества.

Во-первых, туризм, как и значительная часть этого потока, не несет в себе идеологического напряжения, но показывает, что жизнь не лишена радости, если, конечно не настраиваться исключительно на восприятие темных её сторон.

Во-вторых, как было отмечено выше, туризм, как и художественная массовая культура, в особенности, такие её составляющие как кино, литература, музыка, космополитичен и коммуникативен. Оба явления не только несут в себе некие объединительные идеи, но и осуществляют эти идеи на практике, и, что очень важно, делают это исподволь, не оказывая давления на разум человека тяжеловесной идейностью.

В-третьих, художественная массовая культура и массовый туризм, если и не разрушают полностью веру людей в политические мифы об исключительности того или иного народа или той или иной личности, то в значительной степени ослабляют их влияние. И, пожалуй, массовые культура и туризм, противостоят попыткам распространить так называемые великие идеи (которые, как показала история, требуют великих жертв и питаются ими) и приоткрывают лживые информационные обёртки, прикрывающие их носителей. Когда человек видит собственными глазами то, что происходит в различных странах, когда он общается, пусть и весьма поверхностно, с их жителями, он воспринимает образы диктаторов, раскрученных идеологией этих стран или своей страны более спокойно и здраво, чем упомянутые жители или его сограждане. В сознании туристов формируется то, чего, как представляется, боятся все диктаторы – ирония. Этой иронией туристы могут инфицировать и граждан страны пребывания, и своих сограждан. Недаром в сталинском СССР подготовка к выходу социализма за границы страны, то есть к мировой революции (что являлось, по сути, разновидностью глобалистских планов) сопровождалась запретом на выезд за границы государства для большинства населения.

Массовый туризм, как представляется, является закономерным этапом развития культуры вообще и массовой культуры в частности. Если в недалёком прошлом путешествие было уделом избранных, то сегодня путешествие – возможность многих. Массовый туризм, как и передовая часть массовой культуры, преодолевает культурную обособленность различных стран и отдельных людей, не нанося ущерба национальным культурам, но, напротив, обогащая их.

Туризм, таким образом, является не только формой образования (обучения, воспитания, развития), хотя и по своим результатам неоднозначной, как, впрочем, и обучение в школах и вузах, но, возможно, и фактором совершенствования человека не через идеологии, призывы и дидактику, но через познание людьми друг друга и Планеты.

Литература

1. См. Гопко В.В. Негативная элитная селекция и качества личности // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Выпуск 12. Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. С. 16-20.

2. См. сайт UNWTO: http://www2.unwto.org/index.php

3. См. Ясперс К. Философская вера // Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. С. 419-508.

4. См. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства и другие работы. Сборник. М.: Радуга, 1991. С. 40-228.

5. См. Бауман Зигмунт. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4.

Просмотров: 1903
Добавить комментарий [Условия размещения]

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

538 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1310 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Обсуждения
Владимир:

Что?! Вы прочитайте что вы пишите грамотеи

// В Омской области объявлено штормовое предупреждение

Марк:

Может уехал в другой город на попутках. Документы взял с собой на работу устраив...

// «ДоброСпас-Омск» присоединился к поискам пропавшего Чайкова Виталия

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик